От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 22.06.2004 00:30:17 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

7. Муж и жена в семье: социальные роли (+)

 7. Муж и жена в семье: социальные роли

<Мало мира в том доме, где курица поет, а петух молчит>
Русская народная пословица

Еще более своеобразными для европейцев представляются традиционные отношения в русских семьях между мужем и женой. В самом общем
виде это своеобразие можно оценить как приверженность русских традиционным ценностям, более патриархальному типу устройства семьи в
сравнении с другими европейскими странами. Начиная с XVI века в России организацию семейных отношений определял <Домострой> - свод
житейских правил и наставлений, который защищал принципы патриархального быта и абсолютную власть главы семьи - мужчины, отца
семейства. Сейчас слово <домострой> употребляется самими русскими в ироническом ключе - по отношению к семейству, где властный муж
диктует порядок жизни для всех членов семьи. В своей крайней форме такие порядки уходят в прошлое, хотя не исчезли полностью.
Иронизировать можно сколько угодно, но каждый, даже самый <продвинутый> и современный человек, не может не понимать, что господство
идеологии <Домостроя> в течение 400 лет не могло исчезнуть бесследно.
Описывая в общих чертах современную российскую семью, уточним: речь пойдет о городской семье (90% населения России - горожане,).
Сейчас традиционная средняя семья - это мать, отец и один ребенок (33%) [42]. Представим себе, что он - школьник.
По традиции, хотя и не обязательно, первой в доме встает жена, готовит завтрак всей семье. С учетом того, что в школу надо поспеть к
8.30 утра, а работа в городских учреждениях начинается с 9 часов, подъем после сна - обычно с 7 часов утра. После работы
возвращаются после 7 часов вечера: это зависит от работы и от дальности расстояния. В крупных городах путь от дома до работы в
среднем составляет не менее 40 минут.
Ребенок-школьник приходит из школы домой после занятий обычно в обеденное время (13-14 часов), самостоятельно разогревает
приготовленную матерью накануне еду, обедает, делает уроки и гуляет во дворе. К приходу родителей с работы уроки должны быть
самостоятельно выполнены, и вся семья ужинает - примерно в 20 часов.
Потом каждый занимается своими делами: муж и дети обычно остаются перед телевизором. А жена продолжает <рабочий день> - стирка,
уборка, приготовление еды на завтрашний день, мытье посуды, проверка школьных тетрадей, выполнения домашнего задания и отметок
ребенка в школе и многое другое. <Не та хозяйка, что много говорит, а та, что щи варит>, а если точнее, то <Хозяйка в дому- что
пчела в саду>, т.е.она должна постоянно трудиться <как пчелка>, не покладая рук и заботиться о каждом из членов семьи. Она - мать, и
этим все сказано...
Не случайно героиня русских народных сказок еще с языческих времен - Василиса Премудрая, которая выполняет по требованию мужа
сложнейшие задачи: то ковер несказанной красоты соткет, то озеро с лебедями устроит, то царский дворец возведет. Причем все это
делает она в ночное время, пока муж отдыхает. Наутро он будет держать ответ перед царем за проделанную работу, а о самой Василисе
нет и речи, потому-то она - <Премудрая>, т.е. очень умная. Ее тонкий ум помогает с достоинством держаться в тени мужа. И такая
модель женского поведения тоже является составной частью русского архетипа.
Для русских мужчин считается нормальным некоторая физическая помощь жене: они ходят в магазин, особенно если предстоит большая
покупка или нужно принести что-то тяжелое: картошку или капусту, другие овощи и фрукты. По поручению жены муж может вечером,
возвращаясь с работы, зайти в магазин или взять из прачечной тяжелый сверток с бельем, или одежду из химчистки. Иногда мужья
помогают жене в уборке квартиры (по субботам), например, пылесосят или гуляют с детьми. А вот мыть посуду, приготовить обед или
постирать белье (хотя почти в каждой семье теперь уже есть стиральная машина) - считается <немужским занятием>, и этого они всячески
избегают.
Вообще для российского сознания считается неприемлемым, если мужчина занимается <немужским> делом (обязанности по дому), слишком
явно или охотно подчиняется жене, или у него чрезмерно мягкий характер, нет мужской жесткости. Если о подобном человеке говорят
доброжелательно, то его назовут <бесхарактерным>, а если хотят выразиться покрепче, то скажут: <подкаблучник> (<под каблуком у
жены>) или еще более сурово: <тряпка>. И <народная мудрость> таким мягкотелым тоже спуску не давала: <Не мужик, а мокрая курица>,
<Им хоть полы мой и не пускай домой>,<Как Иван Васин- на все согласен>. Настоящий мужчина - это <мужик>, и не в крестьянском смысле,
а по своей внутренней силе и независимости, имеющий на все свой взгляд и отстаивающий его, сильная и властная личность. Вот таких
уважают!
Особенно надо подчеркнуть такую особенность российской семьи, как неопределенность, размытость ее социальных границ. Так, жены
часто, имея диплом о высшем образовании, работают в науке, в здравоохранении, в сфере образования и т.п. А муж может быть рабочим
или шофером, т.е. по европейским стандартам занимает более низкую социальную позицию. Правда, при этом он часто зарабатывает в
два-три раза больше своей <ученой> жены. Но даже если заработок образованной жены намного выше чем у мужа, это радикально не меняло
их социальных ролей в рамках семьи. Таковы последствия социальной политики советского государства. К ней можно относиться как
угодно, но она повлияла на равнодушие людей к социальным барьерам в отношениях между людьми, в том числе и в семье.
Родительские заботы, в основном, лежат на плечах матери. В случае, если заболел ребенок, то для ухода за ним дома чаще остается
мать, а не отец. Такие ситуации причиняют известный ущерб карьере молодых родителей. Хотя законодательством России предусмотрены
равные права, обязанности и ответственность за здоровье ребенка, тем не менее чаще рискует своей карьерой женщина. В этом отражается
сложившаяся в России система приоритетных возможностей для мужчин. Как бы ни была талантлива и образованна женщина, семейные заботы
в большинстве своем возлагаются на нее, карьерные соображения для женщин в таком случае отходят на второй план. Таковы русские
традиции, хотя с новыми временами меняются даже и они.
По-прежнему многие мужчины по выходным дням любят собираться в мужской компании, чтобы спокойно <отдохнуть> от трудовой недели без
жен и детей, выпить пива (или чего-то покрепче). Традиционный досуг - посещение в мужской компании русской бани или сауны. Другая,
более простая возможность - в теплое время года собраться компанией <на природе>. Причем в это понятие <на природе> не обязательно
включаются загородные прогулки с любованием природой. <Посидеть на природе> можно и в черте города: в сквере, в парке, на детской
площадке около школы или детского сада - везде, где есть трава, лавочки, уединение в мужской компании и, главное - вне контроля
<жены>, что важно для свободы общения.
В настоящее время русская семья, особенно в больших городах, меняется на глазах: все больше число работающих женщин, все слабее
становится контроль со стороны старшего поколения, женщины все более экономически независимы, распространяется добрачный сексуальный
опыт. Все это вместе постепенно из-
меняют традиционные отношения в семье, делая их более демократичными, уравнивая в правах мужчин и женщин.
И, тем не менее, пока еще нельзя сказать, что <европейские традиции> стали в России массовыми. В этом можно убедиться, например,
если посмотреть популярную телепередачу - ток-шоу <Я сама>, где обсуждаются <типичные семейные проблемы>. В одной из таких передач
обсуждалась совершенно новая для России модель семьи, когда жена-бизнесмен, работает по 16 часов в сутки, зарабатывает большие
деньги и содержит своего мужа-студента. Он же, в свою очередь, учится и параллельно исполняет традиционно <женские> обязанности по
дому: готовит, стирает, занимается уборкой, ходит в магазин и т.п. Все выступающие на этом ток-шоу единодушно сошлись во мнении, что
это - <американский тип> семьи, и в будущем муж должен, разумеется, закончить свое образование в университете и получить хорошую
профессию. Но, посчитали все единогласно, если эта семья хочет сохраниться и дальше развиваться, то ее членам все-таки необходимо
обменяться социальными ролями. О том же, что их можно как-то поделить, речи не шло.
Это значит, что в рамках семейных отношений для русского архетипа сохраняется устойчивой модель: муж должен содержать семью,
заботится о достатке и быть ее основой, базой согласно русской поговорке <Дом стоит хозяином>. Можно с определенной долей
уверенности утверждать, что традиционно социальная роль мужчины в русской семье- это роль главы семейства,защитника, покровителя,
добытчика, кормильца, помощника в тяжелом физическом труде. А жена обязательно должна родить детей, заниматься их здоровьем и
воспитанием, хранить и беречь семейное тепло, создавать атмосферу любви.
Интересно, что в российской культуре резко разделяются любовь и секс. При этом любовь (очень широкое понятие) понимается как
<отношение> между людьми, а секс - это только <связь> (физическая). Одно с другим не связано, хотя для современной молодежи часто
актуальнее понятие секса. Интересно, что понятие <любовь> для русских часто включает в себя отказ от <своего собственного я> ради
другого (других) и выражается в самоотдаче, самопожертвовании. Истинная <любовь по-русски> - это отказ от собственной свободы, от
эгоистического самоутверждения личности, растворение себя в любимом: вспомним знаменитую <Душечку> А. Чехова! Множество любовных
историй в русской литературе (да и в жизни) начинаются именно с этой женской жалости, сострадания к нему, что он так одинок, так
несчастлив, его так никто не понимает... Ловушка захлопывается, а дальше социальные роли в отношениях между мужчиной и женщиной
могут поменяться на традиционно-патриархальные, где доминирует он.
Любовь как отношение редко связывается в сознании с материальной стороной жизни. <С милым рай и в шалаше>, <Счастье не купишь> -
такая народная мудрость звучит подчас неубедительно, и даже сомнительно. Однако в русском языке не найдешь столь <практичных>
откровений, как, например, во французском языке: <Любовь может многое,но деньги- могут все> (
). Более того, для французов не кажется странным утверждение, что <Любовь и бедность - вещи несовместные> (
).
Кроме того, весьма показательно для россиян разделение любви на <свою собственную> и <любовь ко мне>. Значит, как бы единое явление
{любовь) в российском сознании разводится на две составляющие. По мнению психологов, такое разделение достаточно специфично именно
для россиян44. Ни в научной, ни в художественной литературе подобного больше нигде не отмечено. Интересно и то, что многие россияне
предпочитает испытывать чувство любви, и совсем не всегда быть только объектом этого чувства.
Итак, завоевать расположение русской женщины можно при условии, если вы ведете себя с ней как джентльмен, как покровитель и
защитник. Русская женщина будет немало удивлена, если вы придете к ней в гости без цветов, не станете открывать ей дверь, подавать
пальто, уступать место в транспорте, подавать руку при выходе из транспорта и оказывать прочие знаки галантности. Если вы ухаживаете
за девушкой, то должны быть готовы платить за нее в кафе, ресторане, кино, театре и т.д. В России это воспринимается <слабым> полом
как часть ритуала, как нечто само собой разумеющееся.
Именно в такой ситуации нередко иностранцы попадают впросак, не подозревая, что если они платят только за себя, то их считают
<скупердяями>. Русские женщины привыкли к подобным знакам внимания, принимают их благосклонно или как должное, не считают их
унизительными, как, например, американки или немки. Им даже нравится, когда мужчины ведут себя с ними подчеркнуто вежливо и
по-рыцарски, они расценивают мужскую готовность платить за них как свидетельство надежности, опоры, истинно джентльменского
отношения к ним.
При этом следует обратить внимание на то, что в сфере денежных отношений между мужчинами и женщинами в России при всей галантности
традиций все-таки есть явный диссонанс. Как правило, женщины, соглашаясь, чтобы за них платили, не собираются при этом брать на себя
никаких обязанностей, например, идти на сексуальный контакт, или <вести себя по-женски>, флиртовать и т.д. Современные россиянки
претендуют на равенство полов, отстаивают свое право на выбор и инициативу. Подобные претензии, например, американок, сбалансированы
тем, что они материально независимы. А вот в России женщина хочет быть независимой, но предпочитает, чтобы при этом за нее платили.
Такая позиция уникальна, поскольку отличается как от принятых на Западе норм поведения, так и от восточных традиций.
Что же касается проблемы денежных отношений в российской семье, то они складываются по-разному, но чаще всего <портфель министра
финансов> в российской семье принадлежит женщине: она лучше ориентируется к постоянно меняющихся ценах на товары, у нее лучше
развита память на мелочи и детали, она более расторопна и мобильна в устройстве повседневной жизни, поэтому домашнее хозяйство - это
ее дело. Хотя основным добытчиком, экономической опорой в семье должен быть муж.
Хотите знать, как русские мужчины выбирают себе жен? На вопрос <Что для вас главное в женщине?>, они сейчас отвечают так [45]: для
них очень важен ум (27%) и сексуальность (26%), крайне важна доброта (24%), менее важна внешность (11%) - как говорится, <Красотой
сыт не будешь>. Причем 66% предпочитают худых женщин, а не полных. Умение готовить и хозяйственность важны только для 9% мужчин, что
несколько удивляет на первый взгляд.
Причем утверждение важности ума не должно вводить в заблуждение, ведь мы уже говорили о том, что для русских <ум> - не то же самое,
что для европейца, особенно <женский ум>. Это означает вовсе не интеллект или занятия умственным трудом, а скорее житейскую
мудрость, умение понять другого человека, встать на его точку зрения, быть гибким в принятии решений и проявлять толерантность, быть
верным другом мужа, иметь сердечную доброту и внимание к другим людям. Иначе говоря, имеются ввиду социально-этические
характеристики человека, его способность адаптироваться в социуме, в данном случае - в семье.
Как показывает опрос общественного мнения, только 11% мужчин нравятся деловые, целеустремленные и материально независимые женщины.
Обычно такие мужчины - сотрудники частных фирм, богатые люди, но часто и работники культуры и даже рабочие. Большинство же мужчин
очень ревниво относится к женской самостоятельности и экономической независимости. Только 10% мужчин (обычно это тоже богатые
сотрудники частных фирм, посетители казино, молодые - им до 35 лет) предпочитают эффектных и сексуальных женщин, которые умеют и
любят жить с размахом, более всего ценят удовольствия и праздники. Таких женщин совсем не любят военные и научные сотрудники, но
обожают журналисты. Большинство же мужчин относится к таким <суперженщинам> крайне подозрительно.
Таким образом, подавляющее большинство мужчин предпочитают образ <традиционной жены>. Это не только хорошая хозяйка, но и <друг по
жизни>.
Идеальный женский образ для <нормального> русского мужчины - это литературный образ <Душечки>, героини рассказа А. Чехова, которая
была замужем несколько раз, и каждый раз, пренебрегая своей собственной жизнью и интересами, жила только интересами и занятиями
мужа. Осмелимся утверждать, что в глубине души русский мужчина хотел бы и дальше главенствовать в семейных отношениях, видеть рядом
собой скромную и покорную спутницу жизни, которая способна пожертвовать своими интересами и согласна жить исключительно интересами
семьи. Ее главное жизненное предназначение - быть <тылом>, где мужчине можно отдохнуть от житейских бурь и волнений, прийти в себя,
чтобы назавтра снова быть готовым к бою. Часто женщинам трудно противостоять этим традиционным требованиям. Они пытаются им
соответствовать, повторяя судьбы своих матерей и бабушек, заранее обрекая себя в семье на роли второго плана.
Очень незавидная судьба зачастую выпадает на долю жен <новых русских>. Как показывает жизнь, многие стремительно разбогатевшие люди,
куда входят не только бизнесмены, финансисты, но и члены Государственной Думы и директора крупных заводов, с повышением социального
статуса меняют не только стиль жизни, но и жен, и часто женятся на молоденьких длинноногих красотках. Со стороны кажется, что этим
молодым женщинам страшно повезло: у них богатый муж, роскошная обстановка в доме, молодость и здоровье, наконец. Однако,
приглядевшись внимательнее, вы увидите, что эти молоденькие девочки часто очень одиноки: как правило, они так рано выскочили замуж,
что не успели получить диплом, а затем бросили учиться под давлением мужа. Подруг нет: как у многих богатых у них подозрительное
отношение к окружающим людям. Изнывая целыми днями в одиночестве, они не находят успокоения и с приходом мужа. Тот провел день,
полный стрессов, и может выместить свое дурное настроение на ней, даже избить ее. Жаловаться никому нельзя, так как больше всего она
боится развода, а точнее - быть выброшенной на улицу с ребенком без средств к жизни, без профессии, но с привычкой к комфорту и
богатству. Некоторые такие жены, не выдержав испытаний, бросаются в алкоголизм, наркотики и доходят до самоубийства.
Итак, на долю жены в русской семье выпадает функция хранительницы очага, создательницы семейного тепла, уюта и чистоты, роль матери
(если есть ребенок) и утешительницы для мужа в трудной ситуации. Многие столетия русские женщины несли свой бескорыстный дар в семью
в виде неустанной заботы, участия, любовного внимания к мужу, отцу, детям. Накормленные и ухоженные заботливыми женскими руками они
уходили на работу, эксплуатируя авторитарно-патриархальную мораль и традиционную покорность и жертвенность тех, кто по старинке
следовал этой морали.
Самое парадоксальное в этих обстоятельствах то, что в русском языке, в отличие от испанского, нет эквивалента слова <мачо>. "Мужик",
особенно в сочетании со словом "настоящий", русскими всегда произносится с оттенком одобрения, если не восхищения. А это значит, что
сложившаяся традиция социальных ролей в российской семье до сих не осознавалась в обществе, не воспринималась им критически.
Меняются времена, общество сотрясают кризисы, меняется система жизни, и естественно, социальные роли не могут не измениться. Но в
России это происходит медленно и с трудом.