От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 20.06.2004 20:51:25 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

журналист газеты "Нью-Йорк Таймс" о России. Она не верит в "теории заговора" (*+)

http://www.washprofile.org/Interviews/Barringer1.html

Если вы не верите в "теорию хаоса" в истории - посмотрите на журналистику

Фелисити Бэррингер, журналист газеты "Нью-Йорк Таймс", в прошлом, корреспондент этой газеты в СССР. Ныне специализируется на теме
СМИ.

Вопрос: В России, Украине, Казахстане и других постсоветских государствах, как правило, негативно относятся к тому, как о них пишут
иностранные газеты. Есть мнение, что журналисты США, например, все меряют на свой, американский аршин. Как Вы к этому относитесь?
Бэррингер: Каждый раз, когда кто-то извне смотрит на некую группу людей, особенно, если эта группа - целая страна, это вызывает
чувство дискомфорта у тех, на кого смотрят. Это естественный элемент человеческой природы. Независимо от того, плохой или хороший
обозреватель, неприятно сознавать, что за тобой наблюдают, тебя исследуют и анализируют. Когда обозреватель смотрит на сложную
картину, тем кого обозревают кажется, что у обозревателя нет правильных критериев, чтобы выносить суждения. Конечно, возможно, что
американские, западноевропейские или японские СМИ пишут о России или Казахстане без понимания того, что там происходит. Однако, я бы
вручила почетную премию тому человеку - русскому, украинцу или казаху - кто на самом деле понимает, что происходит у него на родине.
Я думаю, что абсолютно все - и русские и иностранцы - равно безуспешно пытаются разобраться в том, что действительно происходит в
России. И все они находятся в равном положении. Естественно, что иностранцы вносят в это дело собственную точку зрения, ибо
мировоззрение человека сформировано той страной, где он вырос и даже языком, на котором он говорит. Когда я работала в России, я
выяснила, что есть точки зрения, которые невозможно перевести на английский. И уже в то время, западные СМИ критиковали. Западным
масс-медиа все время припоминали историю 19 века, когда некий иностранец написал в письме из России, что он сидит под развесистым
деревом, которое называется "клюква". Выводы делались такие: во-первых, клюква - это не дерево, а, во-вторых, иностранцы ничего не
понимают в России. Некоторые вещи трудно признать, и особенно трудно их признавать, когда о них говорит иностранец. Типичная
реакция на это выкрик: "Вы нас не понимаете!".
Вопрос: В России популярно мнение, что существует некий заговор иностранных СМИ: создать негативный имидж страны у американцев и
европейцев. Как я подозреваю, газета "Нью-Йорк Таймс" вовлечена в этот заговор. Ваши комментарии?
Бэррингер: Нет никаких оснований для подобных подозрений. Я думаю, что это продукт того самого процесса, о котором я говорила выше -
дискомфорт, который русские чувствуют, когда сторонний наблюдатель выводит некие суждения о том, что происходит у них в стране. Сама
идея, что есть некая договоренность, типа "давайте плохо писать о России" - нонсенс. Это - ЧЕПУХА! (Фелисити произнесла это слово
по-русски). Создание телепрограммы, газеты, журнала - коллективная работа. Это процесс, где играют роль очень много факторов и
многие вещи появляются в последний момент. Если вы не верите в теорию хаоса в истории - посмотрите на журналистику. Журналисты очень
плохие заговорщики.
Вопрос: Вы следили за ситуацией вокруг "НТВ"?
Бэррингер: Да, конечно...
Вопрос: Есть две основные версии произошедшего. Первая - это заурядный конфликт собственников, вторая - государство уничтожило
последний независимый общенациональный телеканал. Если бы подобная ситуация сложилась в США, как бы на это отреагировала
американская пресса и общественность?
Бэррингер: Я должна немного подумать, прежде чем ответить на этот вопрос, потому что парадоксальна сама идея, что такое может
случиться с американской медиа-компанией. Практически нереально, что медиа-компания, особенно такая большая и важная, как "НТВ",
имеет собственника, который каким-либо образом, прямо или непрямо, связан с правительством.
Дело в том, что разделение правительства и СМИ в нашей стране уходит корнями в давнюю историю. Пресса всегда наблюдала за
правительством. Конечно, некогда были элементы связи некоторых СМИ с государством. Естественно, что есть исключения - типа
радиостанции "Голос Америки", которая является государственной организацией. Но нет ни одного примера, где бы государство имело
акции американской медиа-компании. Надо заметить, что правительство выдает лицензии на частоты вещания теле- и радиостанций.
Естественно, эти частоты контролируются государством. Но известен лишь один случай, когда государство использовало этот рычаг для
запугивания СМИ - во времена президента Никсона, когда газета "Вашингон Пост" писала про дело "Уотергейт". У "Вашингтон пост" была
лицензия на телевещание, лицензия нуждалась в продлении и, в какой-то момент, возникла угроза, что власти ее не продлят. Но я не
могу назвать ни одной крупной медиа-компании, акции которой контролировало бы государство и я, также, не могу назвать ни одного
случая, когда практика лицензирования использовалось для наказания медиа-компаний за то, что они говорят в своих новостях.
Вопрос: Что Вас больше всего удивляло в наших газетах и журналах?
Бэррингер: Две вещи: во-первых, стиль, которым Вы пишите - это, вероятно, российско-европейская традиция, цветастый и углубленный.
Мы стараемся быть более экономными и говорить больше с меньшим количеством слов. Во-вторых, темы, о которых пишут СМИ: они гораздо
шире, чем в США, и при их освещении присутствует более широкий взгляд на события. Но учтите, что мои наблюдения уже устарели.
Сравнивая, мои наблюдения времен Горбачева с современными российскими газетами, я могу сказать, что этот цветастый язык не очень
изменился, но очень изменилось количество тем, на которые пишут газеты.
Вопрос: Почему американские СМИ так популярны в мире?
Бэррингер: Непростой вопрос, потому что я боюсь, что самые популярные американские СМИ, которые все знают, показывают нас не самыми
умными и мудрыми людьми. Кажется, что наиболее успешные с точки зрения экспорта - продукты типа МТV. То что отлично подходит для
молодых, но это не то, что вы будете называть нормальным телевещанием. Я не уверена, что статьи в американских газетах читаются
более широко: есть английские, немецкие, японские, российские газеты со значительной аудиторией вне своих стран. Я думаю, что
американские СМИ популярны в силу экономической, военной и политической мощи нашей страны. И другая сторона вопроса: трудно сказать,
хорошо это или плохо, я могу приводить аргументы с обоих сторон, но американские СМИ более успешны в поиске того, что нравится
потребителям.
Однако, стоит заметить, что сегодня самые популярные программы на американском телевидении - "реальные" программы "Кто хочет стать
миллионером" (в России известна под названием "О, счастливчик!") и квест-шоу "Слабое звено" и "Выживатель" (в России известны
аналоги подобных программ, например, "А ну-ка парни" и "Ключи от форта Байярд"). Они все импортированы из Европы. В определенном
смысле, мы также превращаемся в экспортера медиа, когда это касается новых концепций.
Вопрос: Представьте, что Вы обычный читатель, живете в полном информационном вакууме и читаете только "Нью-Йорк Таймс". Как Вы
думаете, то, Ваша газета дает объективную картину мира?
Бэррингер: Трудный вопрос, потому что трудно представить человека, который живет в пещере, ни с кем не разговаривает, но читает
"Нью-Йорк Таймс". Тем не менее, я думаю, будет достаточно справедливо сказать, что из любой главной американской газеты или
телеканала, вы получите достаточно хорошее, если не лучшее, общее представление о происходящем в мире. Если Вы живете в Нью-Йорке,
то получите довольно цельное представление о том, что происходит в городе, штате и пригородах. А если в Детройте - то глубокие
новости о том, что происходит в автомобильной промышленности, профсоюзах. Не говоря уже о том, какие события происходят вокруг Вас,
какие фильмы и книги находятся в списке бестселлеров.
Нет такой газеты, журнала, радио, телепрограммы, которая делает все и угождает всем. И у нас в "Нью-Йорк Таймс" есть свои слабые
стороны и нет СМИ, которые свободны от ошибок. Сообщите мне, если Вы узнаете о газете или телепередаче, которые не ошибаются. Мы
делаем ошибки, и каждый день на второй полосе можно увидеть наши исправления и извинения: по крайне мере, 6-12 исправлений каждый
день, начиная от неправильного написания имени до фактических неточностей. Поэтому, у меня есть проблемы с ответом на Ваш
гипотетический вопрос. Однако если Вы хотите более-менее целостного представления в мире, не о том, что произошло сегодня, но, может
быть, в течение месяца и, очевидно, за год - "Нью-Йорк Таймс" даст об этом глубокое и уникальное представление.

Кто есть Кто в США
Организации, изучающие страны б.СССР
Средства массовой информации США
Все Интервью