|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
11.06.2004 23:56:39
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
(важно!!!!) О послании президента и пользе чтения мемуаров (*+)
http://www.spbvedomosti.ru/2004/06/11/russkajaidea.shtml
Русская идея
О послании президента и пользе чтения мемуаров.
Время от времени разные люди приходят ко мне, чтобы рассказать о чем-то важном из пережитого, приносят документы, рукописи и т. д.
Как правило, эти встречи дают ценную информацию и импульс для серьезных размышлений. Одним из последних собеседников такого рода
стал Виктор Иванович Манойлин - человек, который полвека прослужил в Вооруженных силах нашей страны. Он прошел путь от
инженер-лейтенанта до инженер-генерал-майора ВМФ, участвуя в создании и развитии многих военно-морских баз СССР. Виктор Иванович
принес свои мемуары, которые недавно вышли под названием <Базирование Военно-морского флота СССР> в издательском доме <Нева> в серии
<Секретные материалы>.
В книге содержится много интересной информации, связанной с базированием и использованием ВМФ СССР.
Но меня более всего захватили страницы, повествующие о времени, в котором жил автор, о его восприятии и отношении к окружающей
действительности. Книга оказалась ценным источником, характеризующим многие важные черты советской эпохи.
Волей случая чтение мемуаров В. И. Манойлина по времени совпало с оглашением ежегодного Послания президента России В. Путина к
Федеральному собранию. В результате ряд позиций, высказанных президентом, я невольно проецировал на тот исторический материал,
который только что прочитал у нашего мемуариста.
В своем послании президент обозначил стратегические цели и задачи развития страны на долговременную перспективу:
<Наши цели абсолютно ясны. Это высокий уровень жизни в стране, жизни безопасной, свободной и комфортной. Это зрелая демократия и
развитое гражданское общество. Это укрепление позиций России в мире. А главное, повторю, значимый рост благосостояния граждан>.
Фактически в послании сделана попытка сформулировать те идейные ориентиры, которые были бы способны объединить нацию в единое целое.
Первую попытку такого рода предпринял Б. Ельцин. В 1996 г., озирая плачевные итоги своего президентства, он поставил идеологам
задачу разработать новую <русскую идею>, способную конкурировать с идеей социализма.
Однако из этого ничего не вышло. Второе президентство Ельцина (1996 - 1999) ознаменовалось господством тех олигархов, которые
истратили сотни миллионов, чтобы удержать Ельцина у власти, а затем правили страной, присвоив себе государственную собственность на
многие и многие миллиарды.
В августе 1998 г. страна упала в долговую яму, которая для простых людей обернулась трехкратным ростом цен на основные продукты
питания. Понятно, что на таком фоне власть не могла предложить идею, способную объединить общество.
Обращения Ельцина к <дорогим россиянам> с призывами <Давайте жить дружно!> вызывали у большинства населения только горькую усмешку.
Путин находится в иной ситуации. Его первое президентство прошло на фоне существенного экономического роста, сокращения количества
граждан, живущих за чертой бедности, устранения от власти наиболее одиозных деятелей ельциновской эпохи.
Путин может сегодня предлагать стране цели, способные объединить и увлечь граждан России. И он должен это сделать. Президент не
случайно отметил тот прискорбный факт, что постсоветская Россия, несмотря на успехи последних пяти лет, все еще отстает от советской
России рубежа 1989 г. по основным показателям. А мир за это время ушел далеко вперед.
В данной связи в послании говорится следующее:
<...мы должны расти быстрее, чем остальной мир. Должны опережать другие страны и в темпах роста, и в качестве товаров и услуг, и в
уровне образования, науки, культуры. Это вопрос нашего экономического выживания. Вопрос достойного места России в изменившихся
международных условиях>.
Иными словами, Россия должна совершить рывок в будущее. Но такой рывок невозможен без соответствующего идейного обеспечения.
Обеспечит ли его новый вариант <русской идеи>, сформулированный Путиным? Размышляя над этим вопросом, я обращался к страницам
мемуаров В. И. Манойлина. Он вольно или невольно раскрывал причины, которые позволили в советский период сделать самый сильный рывок
вперед за всю многовековую историю России.
Автор родился в 1929 г. в небольшом городке Сальск Ростовской области в семье учителей, выходцев из казачьего сословия.
Из воспоминаний, относящихся к детскому периоду (1930-е гг.), приведу несколько сюжетов. Не буду их комментировать. Они сами говорят
за себя:
<Близость к Кавказу и Калмыкии обусловила проживание в Сальске калмыков, армян, лаков, татов, грузин и людей других национальностей.
Но в нашей детской среде никогда никакого разделения по национальным признакам не было. Было другое - <с нашей улицы> или <не с
нашей улицы>.
...В сальском русском языке было много украинских слов. Никто никогда не разбирался, кто русский, а кто хохол, - и мои сверстники, и
я считали, что это одно и то же.
...Здание школы очень удобное, классы светлые, хорошая мастерская для уроков труда, библиотека... Чистота, порядок, дисциплина в
школе были образцовыми. Квалификация учителей высокая. В школе не было никаких издевательств старших над младшими. Идеи
коллективизма учителя прививали нам очень настойчиво, но не навязчиво... мы все время были при деле, т. е. под надзором и при
влиянии учителей.
По моим воспоминаниям о довоенном детстве, могу утверждать, что Советская власть хотела и умела заботиться о детях: детские сады,
школы, пионерские лагеря, санатории, профилактории, детские дома - вся эта огромная система работала четко. Никто не оставался без
внимания.
...В нашем классе учились дети руководителей района... могу утверждать, что уровень жизни партийного руководителя районного звена не
очень отличался от уровня жизни учителя школы. Учителям не было никаких забот о том, как вести себя с сыном первого секретаря
райкома партии и дочкой председателя райисполкома.
...Все было, был и террор, но было и время великих свершений, которыми мы жили>.
А вот фрагменты мемуаров, посвященные периоду войны, когда Сальск был временно оккупирован противником:
<На уровне моей осведомленности о настроениях населения могу свидетельствовать о резко отрицательном отношении к <новому порядку> и
ненависти к немцам...
...Немцы смотрели на русских как на недоразвитых, вроде животных, которых незачем стесняться...
...в оккупации языки были развязаны. Взрослые говорили между собой, мы слушали, что-то в памяти оседало... Но Ленин, Сталин,
Советская власть и ВКП(б) никогда в нашей мальчишеской среде не подвергались никакому сомнению>.
В 1946 г. автор поступил в Ленинградское высшее инженерно-техническое Краснознаменное училище ВМФ (ВИТКУ). Вот наблюдения, связанные
с этим периодом жизни:
<В училище в те времена не было и признаков того, что сейчас в армии и на флоте зовется <дедовщиной>.
...Винтовки, станковый пулемет, ящики с патронами стояли прямо в спальном помещении без всяких запоров. Кладовая, где хранились
личные вещи курсантов, также никогда не запиралась. За все время моего обучения не было ни одного случая кражи.
...В тогдашней нашей среде <грязных разговоров о женщинах не было, а наше отношение к девушкам можно определить забытым ныне словом
<романтическое>.
...Во время учебы в училище были и знаменитое <ленинградское дело>, и борьба с генетиками... Я верил партии... но методы, которыми
эти мероприятия проводились, и люди, которые их осуществляли, вызывали у меня сомнения: <Поручи дураку богу молиться - он и лоб
расшибет>.
...Я вступал в партию сознательно, не имея никаких карьеристских целей. К осознанному и осмысленному решению стать членом партии
нужно добавить и слепую веру в... социализм, которая была воспитана всем строем и образом жизни>.
С этой жизненной позицией молодой офицер вступил во взрослую жизнь и до 1989 г. честно служил и плодотворно работал на
военно-морских объектах, укрепляя военно-морское могущество СССР.
Реальный опыт развеял некоторые юношеские иллюзии, сделал жизненную позицию автора более трезвой. В частности, быстро пришло
понимание того, что в действующей экономической модели социализма необходимо усовершенствовать систему материального стимулирования,
ослабить чрезмерную жесткость плановой системы и т. п., но речь шла о совершенствовании, а не изменении социального строя:
<...Правление Хрущева окончательно оформило во мне медленно созревавший вывод. Партийно-административными методами,
соцсоревнованием, движением за коммунистический труд... и всем тому подобным экономику не поднять и Америку не догнать. Надо
проводить коренные реформы. Ни о каком переходе от социализма к капитализму... я никогда не думал. Наоборот, считал, что партия
сможет осуществить эти реформы>.
Те негативные явления, с которыми автор сталкивался в советской действительности, особенно в период так называемого застоя,
воспринимались им не как доказательство порочности социалистических идеалов, а как отступление от них или неумение их воплотить. В
этой связи автор отмечает куда более разумный стиль жизни в ГДР и ЧССР, где был реализован более цивилизованный вариант социализма.
Заканчивая свою книгу, подводя итоги своим размышлениям над прожитой жизнью, автор не пишет о том, что он осознал порочность прежней
общественной системы и хотел ее смены. Напротив, он резко осуждает людей типа генерала Д. Волкогонова, которые в одночасье поменяли
свои убеждения. Развал СССР и уход с социалистического пути развития воспринимает как трагедию.
Такова жизненная позиция автора, и таких людей в стране было и остается заведомое большинство. Они не разочаровались в идеалах
социализма. Они хотели реформы, а не смены строя. И в 1990-е годы оказались в капиталистической стране вопреки своим ожиданиям.
Что же заставляло советских людей хранить верность социалистическому строю, несмотря на многие глупости и несуразности, присущие
советскому обществу? Они хотели жить в обществе, где трудовые усилия, а не присвоенный капитал определяют благосостояние каждого
человека, где труженики работают на себя и на свою страну в целом, а не на некое сообщество новых крупных собственников, купающихся
в роскоши за счет труда других.
Идеал социальной справедливости был и остается идеалом для миллионов россиян.
Осознание этой ситуации является крайне важным для президента В. Путина в его усилиях предложить гражданам России ценности и цели,
способные сплотить и увлечь людей на высокопродуктивный и созидательный труд.
В своем послании президент не назвал социальную справедливость среди тех ценностей, к реализации которых надо стремиться. В то же
время его программа реформ предусматривает некоторые меры по смягчению остроты социального неравенства.
Таким образом, новая формула <русской идеи> остается неопределенной и незавершенной в весьма важном аспекте. И это не может не
сказаться на перспективах реализации целей, поставленных президентом в его послании.
Современная <русская идея> не может быть построена без учета всего опыта российской истории и на голом отрицании опыта советской
эпохи.
Читая мемуары В. И. Манойлина, я еще раз пришел к этому выводу.
Владимир Калашников (доктор исторических наук)