От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 08.06.2004 22:56:22 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Порядок без свободы россиянам не нужен (*+)

http://www.izvestia.ru/debate/article143255

ПОРЯДОК БЕЗ СВОБОДЫ РОССИЯНАМ НЕ НУЖЕН



Статья Михаила Ходорковского "Кризис либерализма в России" вызвала шквал интерпретаций. Причем по мере разворачивания дискуссии все
громче звучат голоса тех, кто в числе "носителей" угроз демократии называет не только власть, но и общество, которое разочаровалось
в либеральных ценностях и якобы жаждет наведения порядка в стране жесткими авторитарными методами. Последний всероссийский опрос
ВЦИОМа (март 2004 года), в ходе которого респондентам предлагалось выразить свое отношение к понятиям и терминам, представляющим
собой ценностную палитру современной российской жизни, на первый взгляд подтверждает это мнение.

ГЛАВНЫЕ СЛОВА

При выборе из 36 позиций, предложенных респондентам, понятия "реформа", "индивидуализм", "либерализм", "капитализм" вызвали
положительные ассоциации лишь у 1-3% опрошенных (таблица 1). Далеко не лидирующие позиции в этой своеобразной иерархии занимают
"демократия" (19%) и "рынок" (13%), хотя уже из этих данных отчетливо видно, что россияне не ассоциируют, скажем, демократию и рынок
с либерализмом и капитализмом. Кстати сказать, они "разводят" и некоторые другие, казалось бы, близкие по смыслу понятия:
"справедливость" (53%) и "равенство" (15%); "государство" (27%) и "власть" (9%); "достаток" (30%) и "богатство" (11%).
Не имея ничего против институтов рынка и демократии, что показывают все исследования, их категорически не устраивали и не устраивают
идеология, а главное, практика "построения капитализма" в России. Впрочем, прохладное отношение многие россияне демонстрируют и к
знаковым понятиям "левой идеи". Так, "социализм" вызвал положительные эмоции лишь у 12%, "СССР" - у 10%, "коммунизм" - у 8%,
"революция" - у 1% опрошенных, что свидетельствует о том, что и опыт "построения социализма" в России видится отнюдь не в
ностальгических тонах.
Было бы неправильным считать, что, отторгая указанные понятия-символы, общество отвергает всю совокупность смыслов, лежащих в основе
как либеральной, так и левой идеи. Характерно, что в числе первых трех понятий, наиболее позитивно оцениваемых респондентами, наряду
с "порядком" (61%) присутствуют "справедливость" (53%) и "свобода" (43%). Россияне рассматривают их, в отличие от многих аналитиков,
не как конфликтующие оппозиции, а как ценности, в равной степени важные и необходимые для нормальной жизни не только страны в целом,
но и отдельно взятого человека.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

При этом значительная часть россиян отнюдь не всеядна. Факторный анализ представленного списка с достаточно высокой степенью
определенности выявил устойчиво группирующиеся друг с другом понятия (то есть те из них, которые люди в своих ответах называли
одновременно) и, соответственно, людей, ориентированных на ценности, соответствующие всем известным идеологическим течениям -
либеральному, лево-социалистическому и национал-традиционалистскому (таблица 2).
Как видно из таблицы, основу "либеральной" группы составляют те, кто в первую очередь отметил такие понятия, как "свобода", "рынок",
"Запад", "бизнес", "демократия". Основу второй - "справедливость", "труд", "стабильность", "равенство", "коллективизм". Третьей -
"порядок", "нация", "свобода", "русские", "традиция", "патриотизм". Особняком стоит группа, жестко ориентированная на
коммунистические идеологемы ("социализм", "коммунизм", "патриотизм", "СССР", "революция"). Лишь 5% опрошенных можно отнести к числу
ее безусловных приверженцев. И наоборот, некоммунистические левые составляют самую большую по объему группу (19%). Соответственно
национал-традиционалисты - 12%, либералы - 8%. Любопытно и то, что исследование выявило целый ряд понятий, значимых для россиян, но
не корреспондирующихся ни с одним из вышеназванных идеологических сегментов. К числу таких "самодостаточных" понятий можно отнести,
например, "мораль", "права человека", "успех".

ЛИБЕРАЛЫ КАК ВРАГИ ЛИБЕРАЛИЗМА

Россия все больше становится "современным", "массовым" обществом, отличительной особенностью которого является плюрализация тех
форм, в которых реализуются жизненные интересы людей. Сегодня ситуация такова, что эти интересы "канализируются" в сферах, далеких
от общественной и политической жизни (работа, бизнес, семья, близкие, развлечения и т.д.). И то, что сегодня Россия не является
сверхполитизированным, сверхидеологизированным обществом, что у людей появился выбор, в том числе и между участием и неучастием в
идейно-политических баталиях, в значительной степени заслуга "первой волны" либералов. Но одновременно это ударило и по самим
либералам, поскольку для групп и слоев, на которые они могли бы рассчитывать, нужны очень веские резоны, чтобы "оторваться" от
решения собственных проблем и переключить внимание на то, что происходит за пределами среды их непосредственного обитания.
Тем не менее перспективы либерализма в России отнюдь не выглядят катастрофическими. Либеральные ценности, и прежде всего ценности
экономического либерализма, будут воспроизводиться самой жизнью, поскольку приоритеты общества не изменились и вряд ли изменятся в
ближайшем будущем. Не только результаты социологических исследований, но и повседневная практика свидетельствуют, что, будучи
"антикапиталистами" и "антилибералами" на уровне мировоззренческих установок, в повседневной жизни многие россияне весьма буржуазны.
В первую очередь это относится к "срединному" большинству, ориентированному на материальное преуспевание и индивидуальную
самореализацию.
В то же время для того чтобы рассчитывать на успех какого-либо конкретного политического проекта, идеологам российского либерализма
для начала следовало бы отказаться от "элитарного сленга", который вызывает отторжение у подавляющего большинства россиян. И дело не
только в том, что элитарность политического языка - верный признак того, что в реальной политике доминируют интересы элиты, а не
общества. У наших сограждан много недостатков, но чем они точно не страдают, так это атрофией слуха. Как только начинают раздаваться
голоса о необходимости "углубления либеральных реформ", это верный сигнал хвататься то ли за сердце, то ли за кошелек. Тем более что
эти реформы заранее объявляются непопулярными. И уж совсем трудно рассчитывать на успех, если ты, находясь в оппозиции власти,
критикуешь эти реформы за недостаточную их глубину и последовательность.

СЦЕНАРИЙ НА ЗАВТРА

Уже сейчас видно, что значительная часть населения отторгает не столько либеральные ценности как таковые, сколько экспансионистскую
природу российского капитализма. Отсюда, кстати говоря, столь высокий уровень популярности идеи свободы, которая начинает
восприниматься многими как некая "страховочная сетка" от окончательной узурпации власти олигархией и бюрократией, от навязываемого
масскультом стиля и образа жизни "новых буржуа". Нарождающаяся российская буржуазия - не только в олигархических своих проявлениях,
но и на уровне среднего и мелкого бизнеса, того самого среднего класса, о необходимости которого так много писали и говорили, -
явление хотя и объективно обусловленное, но пока малопривлекательное. В этой связи с большой долей вероятности можно прогнозировать
переход некоторой части интеллигенции, интеллектуалов в оппозицию не только к власти, но и к этому нарождающемуся массовому сословию
российских буржуа, которое, с каждым годом увеличиваясь количественно, заметно меняет свои ценностные ориентиры в сторону
конформистских и традиционалистских ориентаций. Характерна в этом отношении президентская избирательная кампания Ирины Хакамады, где
отчетливо были слышны социал-демократические нотки. То есть произойдет ровно то, что имеет место в большинстве европейских стран,
где "постматериальные", антибуржуазные настроения господствуют в основном уже не в рабочей среде, а среди высокообразованной и
"продвинутой" части общества.
Что же касается дрейфа массовых установок в сторону сильного государства, справедливости, порядка, который начался еще на закате
ельцинской эпохи, то ни в коем случае нельзя ставить знак равенства между этим запросами и запросом на авторитаризм, полицейщину и
т.п. Скорее это вполне закономерная реакция на хаотичность тех общественных процессов, с которыми сталкивалась страна на протяжении
последнего десятилетия. Ведь современная Россия - это классическое "общество риска", где появившиеся возможности для самореализации
активных групп населения причудливым образом сочетаются со страхом, несправедливостью и т.п., являющимися в каком-то смысле
оборотной стороной обретенной свободы, возможностью строить свою жизнь в соответствии с собственными представлениями. Отсюда и
спайка в сознании многих идей свободы и безопасности в надежде на такой социальный порядок, который бы обеспечивал и то и другое.
Это обстоятельство следует иметь в виду всем политическим партиям, рассчитывающим на общественную поддержку и успех.

ГРАЖДАНЕ РОССИИ О ПУТЯХ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ И ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ

Вопрос о путях развития событий в стране социологи из "Левада-центра" задавали как в начале первого срока президентского правления
Владимира Путина (опрос 31 марта - 4 апреля 2000 года, 1600 человек от 18 лет и старше), так и в начале второго (опрос 19-22 марта
2004 года, та же выборка). И четыре года назад, и теперь россияне ждут прежде всего развития демократии, причем теперь они ожидают
этого гораздо больше прежнего.
Общая неопределенность путей развития событий в стране за 4 года понизилась незначительно: если 4 года назад затруднился ответить на
поставленный вопрос каждый четвертый респондент, то сейчас - каждый пятый. Перспектива становления диктатуры осталась той же, что и
была: 9-10%. Вероятность возвращения доперестроечных порядков понизилась до 2%, но она и была небольшой - 4%. Только одного россияне
ожидают теперь гораздо меньше прежнего - сохранения прежних (ельцинских) порядков.
Ведущий аналитик "Левада-центра" Александр Голов утверждает, что "подъем надежд на развитие демократии явно связан с ослаблением
массовых опасений относительно сохранения ельцинских порядков". По его мнению, все предельно просто: раз уходят опасения (негативные
ожидания), то на их место приходят надежды (позитивные ожидания). Причем деятельность главы государства в течение своего первого
президентского срока независимо от того, что она часто оценивалась некоторыми политическими силами как "недемократическая", в общей
массе населения вела только к укреплению надежд на последующее развитие демократии.
В то же время крайне любопытными представляются данные, полученные социологами из исследовательского холдинга РОМИР-мониторинг.
Оказывается, что относительное большинство (треть) россиян полагают, что существующий сегодня в стране строй следует считать именно
демократией и демократическая идеология является для нас наиболее предпочтительной. Вопрос лишь в том, что именно граждане под
демократией понимают. Свою точку зрения высказал "Известиям" Александр Голов.

Таблица 1

КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ ПОНЯТИЙ ВЫЗЫВАЮТ У ВАС СКОРЕЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧУВСТВА? (%)

(можно было выбрать до 10 вариантов ответов)

Порядок 61
Справедливость 53
Свобода 43
Патриотизм 40
Стабильность 40
Русские 34
Труд 33
Достаток 30
Права человека 29
Успех 28
Государство 27
Россия 23
Нация 21
Традиция 20
Демократия 19
Мораль 17
Равенство 15
Церковь 14
Рынок 13
Социализм 12
Прогресс 12
Богатство 11
СССР 10
Власть 9
Собственность 8
Коммунизм 8
Бизнес 7
Коллективизм 5
Запад 4
Реформа 3
Оппозиция 2
Индивидуализм 1
Революция 1
Либерализм 1
Капитализм >1
Источник: ВЦИОМ.

Таблица 2

СООТНОШЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ В РАМКАХ ВЕДУЩИХ
ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЙ

Источник: ВЦИОМ.
Национал-традиционалисты - 12% Нация-Порядок-Свобода-Русские-Традиция-Патриотизм
"Левые, социалисты" - 19% Справедливость-Стабильность-Труд-Равенство-Коллективизм
"Коммунисты" - 5% Социализм-Коммунизм-СССР-Патриотизм-Революция
"Либералы" - 8% Свобода-Рынок-Запад-Бизнес-Демократия


Обсудить в форуме


 ВЛАДИМИР ПЕТУХОВ, директор по исследованиям ВЦИОМ