От Андрей Ответить на сообщение
К miron
Дата 26.05.2004 16:22:15 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

О появлении пенсий

>Вы слишком обобшаете. Эта неспособность возникла после Сталина. До этого пенсий почти не было и старики жили на алименты от детей.

С 1920 по 1932 года пенсиями по старости обеспечивались только отдельные категории граждан, например, преподаватели высших учебных заведений по достижении ими возраста 65 лет начиная с 1924 года, с 1928 г. – рабочие текстильной промышленности, с 1929 г. – рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта.
В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет – для женщин и 60 лет - для мужчин.
Конституция 1936 года закрепила всеобщие права на пенсионное обеспечение рабочих и служащих. На колхозников социальное страхование не распространялось.

Только в 1964 году был принят Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов в соответствии с которым впервые с 1965 года колхозники приобрели право на пенсию: мужчины по достижении возраста 65 лет, а женщины – 60 лет. И лишь с 1968 года члены колхозов получили право на пенсию по старости наравне с рабочими и служащими с 60 и 55 лет, соответственно мужчины и женщины.

Кому интересно – ниже приведены цитаты по теме пенсий из из книг 1917 г. и 1890 г.

Из учебника И.А. Покровского «Основные проблемы гражданского права». – Петроград. 1917.
«Юридическая возможность нищеты и голодной смерти в нашем нынешнем строе составляет вопиющее не только этическое, но и экономическое противоречие. Хозяйственная жизнь всех отдельных единиц при нынешней всеобщей сцепленности условий находится в теснейшей зависимости от правильного функционирования всего общественного организма. Каждый живет и дышит только благодаря наличности известной общественной атмосферы, вне которой никакое существование, никакое богатство немыслимы. Бесчисленное количество поколений создавало эту атмосферу; все нынешнее общество в целом поддерживает и развивает ее, и нет возможности выделить и определить ту долю в этой общей работе, которая совершается каждой отдельной единицей. Пусть доли этих единиц неравны, но доли эти есть и они обязывают все общество к тому, чтобы признать по крайней мере право каждого человека на обеспечение известного минимума необходимых средств на тот случай, если он сам по каким бы то ни было причинам окажется не в состоянии себя содержать. Другими словами, за каждым должно быть признано то, что называется правом на существование.
Мы знаем, что в прежнее время забота о выброшенных за борт экономической жизни лицах лежала на тех или других более тесных союзах - роде, общине, цехе и т.д. Но мы знаем также, что ныне все эти союзы оттеснены, а то и вовсе уничтожены государством; это последнее заняло по отношению к индивиду их прежнее властное место; оно претендует на многие, прежде им принадлежавшие права (например, право наследования); естественно поэтому, что оно должно взять на себя и лежавшие прежде на них обязанности. Только при таком условии вступление на место прежних союзов государства будет подлинным прогрессом, подлинным расширением общественной солидарности.
И действительно, как известно, призрение бедных, сирот и т.д. считается одной из государственных забот. Но все это нынешнее призрение построено на идее милости и потому не может не быть недостаточным) унизительным для тех, на кого оно распространяется. Между тем дело идет не о милости, а о долге общества перед своими сочленами: каждый отдельный индивид должен получить право на свое существование.
Как организовать практическое осуществление этого права на существование - этот вопрос выходит за пределы нашего гражданского права; но только в нем, в этом праве на существование, мы найдем необходимое принципиальное и всеобщее разрешение тех проблем, которые ныне давят на нас и вынуждают нас прибегать к различным, по существу непригодным средствам. Тогда сам собой отпадет вопрос о тех случаях, когда в результате невиновного вреда окажутся лица, утратившие работоспособность, или беспомощные сироты: несчастье будет по крайней мере в своем наиболее остром виде (нищеты) устранено, вред будет разложен, но не на случайного виновника только, а на все общество в целом, т.е. на всех пропорционально их общей имущественной состоятельности. "Конкретная справедливость" станет ненужной, ибо она будет заменена более правильной "общей" справедливостью - подлинной солидарностью общества перед лицом случайных несчастий.
Вместе с тем признание права на существование окажет, без сомнения, огромное влияние и на всю область экономических отношений: положение "экономически слабых" станет прочнее и сделает их более устойчивыми в борьбе за цену предлагаемого ими труда и за лучшие условия жизни. Защищенные от опасности голодной смерти, они не так легко пойдут в сети хозяйственной эксплуатации.
Конечно, осуществление права на существование представляет громадные трудности, но иного пути нет: растущая этическая невозможность мириться с тем, что рядом с нами наши собратья гибнут от голода, не будет давать нам покоя до тех пор, пока мы не признаем нашей общей солидарности и не возьмем на себя соответственной реальной обязанности».



Из учебника А.Я. Антоновича «Курс государственного благоустройства (полицейского права)». – Киев. 1890 г.
«Для обеспечения рабочих на старость, рабочие данной отрасли производства составляют между собою союз. Таким образом не все вообще рабочие страны составляют один общий союз, но рабочие определенного вида промышленности составляют свой союз, с характером чисто страховым. Это отделение страховых рабочих союзов одного от другого в различных отраслях производства вызывается тем, что в различных отраслях производства существует и неодинаковая вероятность жизни, не одинаковы несчастные случаи и т. д. При таком разнообразии условий производства на фабриках и заводах, пришлось бы, что одни рабочие платили бы свою долю и на содержание других рабочих, т. е. те из них, которые подвергаются меньшей опасности, платили бы в пользу рабочих, подверженных большим опасностям. В настоящее время в Германии из ежегодных вычетов рабочих, в которых участвует и хозяин промышленного заведения, собирается капитал; из него должны быть выдаваемы рабочим пенсии на старость, а также вознаграждения за увечья, когда последние являются не по вине рабочих.
Этим путем в Германии думают сделать решительный шаг вперед к улучшению положения рабочих, однако практика показала, что задача, преследуемая имперским правительством, хотя очень гуманная, но едва ли достижимая. Неудивительно, что специальная экономическая пресса и некоторые ученые отнеслись скептически к ней французский журнал "L'Economiste", предполагая число рабочих в Германии около 3 миллионов и ежедневные вычеты с каждого по 153 марки (около 20 коп. в день), говорит, что, для осуществления немецкого проекта, нужно собрать более 2 1/2, миллиардов марок. Энгель, известный немецкий статистик, вполне признает этот расчет французского журнала. Таким образом оказывается, что в течение очень долгого времени должен быть собираем капитал для рабочего фонда, откуда могут быть выдаваемы впоследствии пенсии рабочим, но такие ничтожные по своим размерам, что содержание на них рабочего с семьей немыслимо. Кроме того, подобного рода страховые союзы рабочих опасны в том отношении, что ведут к сосредоточению громадного денежного капитала, рассеянного по мелочам в массе населения, в немногих банках, отчего произойдет страшное понижение %, Французский журнал думает, что единственный выход из всех указанных затруднений - в производительных ассоциациях.
В настоящее время рациональнее всего было бы принять принцип не страхования, а тот, который принят, напр., нашим государством относительно пенсий чиновникам. Последний принцип основывается на том, что служащие чиновники ежегодно уплачивают из своего жалованья определенный %, который идет на выдачу прежним чиновникам; таким образом существующее поколение чиновников содержит чиновников, вышедших в отставку. Это принцип не только глубоко нравственный, но в то же время и чисто народный и рациональный: молодые содержат в народе своих стариков. Так должен быть организован и принцип пенсий рабочим: находящиеся на службе на заводах и фабриках должны, при помощи фабрикантов, выдавать пенсии старым рабочим».