>Я, как положено либералу, понимаю под "государством" структуру, призванную удовлетворять некие потребности, отобранные к тому некими критериями (надо -- подробнее).
Ваши (лично) потребности или потребности общества в целом - естественно, не тождественные Вашим лично?
> Работает так, что булочку я выбираю с прилавка и оплачиваю через кассу, а мента (точнее, специфику фукнционирования механизма обеспечения безопасности) я себе выбираю на выборах и оплачиваю через налоги.
Специфику функционирования механизма обеспечения безопасности Вы не только не выбираете на выборах (даже чисто формально подходя к этому вопросу), но даже не знаете, в чем она состоит. На выборах Вы высказываете мнение о своем, подчеркиваю, своем личном выборе - не более того. Налоги Вы оплачиваете в любом случае, вне зависимости от вашего выбора, поскольку для этого есть соответствующий закон.
Таким образом, Вы лично можете быть довольны только в том случае, когда Ваша позиция более-менее совпадает с позицией общества. Для этого:
1) Структуры, управляющие обществом, принимают каждодневные и ежесекундные действия, чтобы абсолютное большинство членов общества, начиная с колыбели, стали управляемыми - с "точки зрения" тех механизмов управления, которые исторически и с учетом реальной ситуации сложились в обществе. Один из признаков "управляемости" - странная уверенность, что на выборах "независимая от государства личность" что-то там выбирает по собственной воле, да еще для того, чтобы удовлетворялись ее, личности, потребности.
2) Необходимо определенное стечение обстоятельств, когда интересы личности совпадают с интересами общества в целом.
Либералы почему-то убеждены, что выборы, свобода слова и пр. - это механизм, обеспечивающий приоритет интересов личности над интересами "государства", т.е. структуры, призванной, по-Вашему, удовлетворять Ваши определенные потребности. Откуда при Вашем определении вообще возьмется почва для конфликтов между заказчиком и тем, что призвано удовлетворять его заказы, не говоря уже о споре по поводу приоритетов?
> Плюс к тому, конечно же, со мной должны сторговаться об обязанностях, которые я на себя принимаю и уверен, что их наложат и на других.
Ну кто, кто с Вами по этому поводу торгуется? Начхать хотело общество (и государство) на то, хотите Вы с ним торговаться, или нет. В чем Вы видите процесс торга? В выборах, что ли, или в том, что Вы решили для себя подчиняться законам? Ваш "торг" с обществом (и государством) похож на анекдот про то, как один сотрудник фирмы говорит другому:
- Я пошел к шефу и заявил, что либо он мне повышает зарплату, либо я ухожу с работы.
- Ну и что?
- Мы пошли на компромисс. Он не повысил мне зарплату, а я не ушел с работы.
Государство - это не структура, призванная удовлетворять потребности Баюваров. Оно и понятия не имеет о Ваших личных потребностях. Оно не может получить и учесть эту информацию, даже если бы ни к селу, ни к городу захотело это сделать - слишком индивидуальны и уникальны личные потребности Баювара. Государство занимается решением задач, связанных с функционированием общества в целом, которое местные баювары решить не в состоянии - не хватает сил, ресурсов, решимости, знаний, организованности, мозгов и т.д., т.д. Поэтому отношения личности и структуры по управлению обществом в целом зависят от кучи факторов. По-марксистски - от уровня развития производительных сил (не технологий!). По-солидаристски - от специфики культуры, что бы этот термин не значил. В любом случае любое проявление взаимодействия (и конфликта) личности с государством - это одна из сторон очень консервативной, "массивной", "глобальной" картины. Если дерево - это дуб, то глупо говорить, что "мне хотелось бы, чтобы для удобства личности" на нижних ветках росли яблоки.
То, что существует, существует не случайно и изменено (радикально) по желанию быть не может. Чтобы чиновники в России вели себя также, как чиновники в Германии, они должны обладать уровнем культуры "немцев", а не "русских", решать задачи "немецкие", а не "русские", и работать с "немцами", а не с "русскими" (кстати, именно немцы фантастически быстро "русеют" в России :)). И Ваши, Баювар, личные потребности - так же как и личные потребности любого бюрократа - здесь абсолютно не при чем. Это Вы свои потребности будете подгонять (сознательно или бессознательно - не важно) под то, что окружает Вас (в том числе - различные общества и государства), а не наоборот. И в идеале Вы не должны этого понимать, иначе механизмы управления обществом откажут, так как не рассчитаны на массовое понимание баюварами реальной картины. Баювары могут считать, сколько угодно, что массовые компании в СМИ начинаются и завершаются синхронно и в нужный момент потому, что это случайное совпадение, флуктуация, а "обычно" личные потребности баюваров автоматически решают, как следует вести себя бюрократам, редакторам газет и аналитическим структурам при советах национальной безопасности, объединенным в систему управления обществом. Это очень ценное свойство баюваров - до поры, до времени.