Президент Всемирного банка: "Я уверен, что глобализация в конечном счете принесла больше пользы, нежели рисков" (*+)
http://finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_art-850967
Президент Всемирного банка Джеймс ВУЛФЕНСОН: Качественное управление корпорациями не менее важно, чем управление страной
Создать условия для такого консенсуса - невероятно сложная задача
Всемирный банк - строитель национальных институтов капитализма. Здесь работают "реалисты", которые считают, что рыночная
эффективность возникает не сама по себе, а является результатом совместных усилий всех слоев общества и органов государственного
управления. Создать условия для такого консенсуса - невероятно сложная задача. Но те, кому это удается, получают основной приз -
пожинают плоды устойчивого экономического роста. Такой рост лучше всяких лозунгов способствует улучшению материального положения
населения и облегчает проведение социальных реформ. Одно из условий такого общественного согласия - доверие населения к корпорациям,
работающим на рынке. Бизнес должен быть максимально открытым и хорошо управляемым. Это расширит количество людей, доверивших ему
собственную рабочую силу и сбережения. И что самое главное, даст сигнал - вы тоже способны создать свой бизнес. Накануне
международной конференции "Корпоративное управление и экономический рост в России", организованной Национальным советом по
корпоративному управлению при участии Всемирного банка и Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, Джеймс Вулфенсон
ответил на вопросы "Известий".
- Вы согласились принять участие в первой международной конференции "Корпоративное управление и экономический рост в России". Могли
бы вы поделиться с нами, что ожидается от этой конференции? Считаете ли вы, что в ходе нее могут быть выработаны рекомендации для
инвесторов, работающих с Россией, или предложения по условиям сотрудничества международного делового сообщества с российскими
предпринимателями?
- Я был рад принять приглашение на эту конференцию, поскольку считаю, что ее тема действительно очень важна. Она важна как для
будущего России, так и для будущего всей мировой экономики. Я считаю, что качественное управление корпорациями, будь они частными
или государственными, является не менее важным для благосостояния граждан, чем качественное управление страной.
Я ожидаю, что конференция создаст платформу для конструктивного и лояльного участия делового сообщества, политиков, "мозговых
центров" и экспертов из разных стран. Тем не менее я хотел бы предостеречь от ожиданий немедленного результата. Мир на своем тяжелом
опыте убедился, что улучшение корпоративного управления - это непрерывный процесс, состоящий из множества этапов. Конкретные
предложения действительно могут быть сформулированы на данной конференции, однако успех будет заключаться в том, что произойдет в
последующем. Это касается и продолжения диалога, и внедрения принципов корпоративного управления.
- Почему среди огромного количества внутренних российских проблем тема корпоративного управления стала общественно значимой?
- Опыт нашей работы в России показывает, что развитие и поддержание высоких стандартов корпоративного управления является не только
непрерывным процессом, но и требует усилий многих сторон. Например, легко сказать, что качественное корпоративное управление требует
четкого законодательства, соответствующего лучшим правовым нормам других стран, а также систематического и сбалансированного
усиления закона. Но это не легко сделать. Даже при существующих законах и имеющемся желании укрепление корпоративного управления
возможно, только если само деловое сообщество проявит активность и заставит эти правила работать. А это произойдет только тогда,
когда члены делового сообщества будут уверены, что получат выгоду от улучшения стандартов, а не от нарушения моральных и юридических
норм.
Я думаю, что, несмотря на все скандалы, связанные с корпоративным управлением в разных странах мира, понимание этого факта начинает
преобладать и в России.
- Почему тема корпоративного управления интересует Всемирный банк?
- Всемирный банк давно занимается этой проблематикой в рамках таких проектов, как улучшение регулирования финансового сектора и
практики раскрытия информации, в рамках Международной финансовой корпорации (МФК) и правил, которые она устанавливает для
инвесторов; в партнерстве с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и российским правительством в области
разработки кодексов и стандартов для отдельных отраслей промышленности и бизнеса в целом. Мы понимаем, что еще остаются проблемы. Но
мы и располагаем значительным количеством очень серьезных свидетельств того, что деловое сообщество само требует улучшения
стандартов и что эти стандарты должны применяться ко всем. В буквальном смысле тысячи руководителей и топ-менеджеров компаний
выразили нам свое пожелание повышать уровень корпоративного управления.
Я считаю это весьма обнадеживающим знаком, поскольку в конце концов в России, как и везде в мире, деловое сообщество должно играть
активную роль в улучшении практики ведения корпоративного бизнеса. Если в ходе конференции удастся поощрить и закрепить наметившиеся
фундаментальные изменения в отношении к корпоративному управлению, я, несомненно, назову ее успешной.
- Какие серьезные изменения, по-вашему, произошли в России за последние 10-12 лет? Как вы оцениваете степень взаимодействия между
владельцами компаний и менеджментом? Как вы думаете, почему большинство российских предпринимателей до сих пор предпочитают не
только быть владельцами, но и оставаться основными действующими лицами в управлении компаниями, которыми они владеют?
- Самое большое изменение, которое приходит мне на ум, это роль частного сектора. Десять лет назад наше подразделение, занимающееся
частным сектором, МФК, не имело возможности инвестировать в России, поскольку частных компаний было очень мало. Сегодня наши клиенты
в России - это в большинстве своем компании, принадлежащие российским гражданам, тогда как несколько лет назад они в большинстве
случаев принадлежали иностранцам. Если вспомнить, что Россия еще 12 лет назад фактически не знала частной собственности, появление
частных компаний, которыми все чаще управляют акционеры, а не государство, поистине примечательно.
По многим параметрам частный сектор сегодня обогнал государственный. Свидетельство тому гибкость, с которой частный сектор решает
проблемы, в то время как государственный сектор иногда очень медленно адаптирует необходимую законодательную базу к
действительности. Например, представители частного сектора приобрели опыт в осуществлении сложных финансовых транзакций, даже
учитывая, что российский банковский сектор часто считают ненадежным.
- Значит ли это, что государство должно уступить часть своих управленческих полномочий более передовому и динамичному бизнесу?
- Проявление гибкости по отношению к меняющейся политической обстановке не должно означать, что Россия может полагаться только на
инициативу частного сектора при решении остающихся проблем. Мы все знаем примеры, когда государственный сектор должен формулировать,
объяснять и защищать стандарты, поскольку только они позволяют частному сектору расти и развиваться в долгосрочном плане. Например,
в России часто встречаются непрозрачные структуры собственности, а для привлечения капитала требуется большая открытость.
Международные стандарты отчетности также недостаточно широко распространены, что усложняет привлечение средств на финансовых рынках.
Советы директоров многих компаний слишком слабы и не всегда адекватно представляют права миноритарных акционеров. Не способны они
также направлять деятельность менеджмента в необходимое для компании русло. Некоторые законодательные нормы, например закон о
банкротстве, регулирование инсайдерских операций и сделок между аффилированными лицами или даже целый ряд современных законов о
конкуренции требуют усиления. Суды должны стать главной инстанцией для разрешения коммерческих конфликтов... Мне говорили, что в
Москве появляется все больше адвокатов, которых нанимают, чтобы помочь при решении частных конфликтов. Это увеличивает издержки
бизнеса и соответственно потребителей. Однако такая ситуация может быть предотвращена благодаря дальнейшему процессу реформы
законодательства.
- Как бизнесу и государству в России эффективно разделить властные полномочия?
- Государственный сектор должен обеспечить основные свободы частным предпринимателям, которые гарантируют достойные способы
урегулирования конфликтов и вырабатывают антидискриминационные правила, дающие им возможность конкурировать на равных условиях.
Частные предприниматели, работая по этим правилам, берут на себя соответствующие риски и конкурируют в конечном счете на благо всех
потребителей. Вот почему мы считаем предпринимаемые усилия по проведению реформы столь важными. Необходимость взаимодействия
государственного и частного секторов, таким образом, возвращает нас к теме конференции.
- Российские предприниматели выходят на западные рынки и привлекают иностранных инвесторов. Между российскими и западными
предпринимателями, которые становятся совладельцами различных бизнесов, складываются новые отношения и системы ценностей. Как вы
оцениваете этот процесс и его основные перспективы?
- Сегодня наиболее котируемые на российском рынке компании - это именно те, которые также котируются на международных рынках ценных
бумаг в Нью-Йорке, Лондоне и Франкфурте. Все больше и больше используются аналогичные стандарты управления и финансовой отчетности
независимо от того, рассматривает ли инвестор вопрос вложения капитала в России, Соединенном Королевстве или в Бразилии. Это требует
от акционеров российских компаний действовать ответственно - по наилучшим международным стандартам - и в итоге обернется выгодой для
российских потребителей.
- Глобализация России неизбежно приведет к росту рисков для ее экономики.
- Ни одна страна, стремящаяся к экономическому росту и благосостоянию, не может позволить себе оставаться вне рамок процесса
глобальной интеграции в мировую экономику. Да и не должна. Я уверен, что глобализация в конечном счете принесла больше пользы и
позитивного потенциала, нежели рисков. Миссией группы Всемирного банка является, в частности, борьба с бедностью. Весьма
примечательный прогресс был достигнут в этой области в последнее десятилетие - с 1990 по 2001 год, вследствие чего число крайне
бедных людей сократилось на 100 млн. человек, тогда как за то же время население планеты выросло на 875 млн., причем главным образом
в бедных странах. Наблюдатели в основном единодушны, что этот успех достигнут благодаря улучшению условий торговли, более
совершенному международному разделению труда, лучшему доступу к международному капиталу для большего числа стран и так далее. Короче
говоря, это - результат успеха глобализации.
Естественно, усиление экономической интеграции не лишено рисков. Но мне представляется примечательным, что именно возводимые
богатыми странами барьеры в торговле или в мобильности рабочей силы скорее всего и тормозят быстрый рост экономики и сокращение
бедности в странах - клиентах Всемирного банка, а вовсе не страх перед глобализацией со стороны бедных. Развивающиеся страны в целом
стремятся к участию в международном разделении труда, к получению лучшего доступа на международные рынки капитала или товаров.
Причина этого в том, что они осознали потенциал, которым мы владеем сейчас. Россия не является исключением, а ее возможности извлечь
выгоду за счет более широкого участия в международной интеграции огромны. Она продает свои товары на мировом рынке, получила доступ
к глобальному капиталу, а вступление в ВТО ускорит процесс установления таких правил и нормативов, которые сделают международную
конкуренцию выполнимой, а долгосрочное планирование - возможным.
Глобализация предоставит России и ее компаниям возможность успешно конкурировать в современном мире. Я уверен, не должно быть
сомнений, что Россия воспользуется этой возможностью и будет производить более качественные автомобили, более дешевый газ, более
сложное программное обеспечение и более качественные услуги, чем те, что она могла бы производить в изоляции.
- Российские эксперты работают в качестве руководителей иностранных компаний, а российские предприниматели нанимают граждан
зарубежных стран. Каковы, на ваш взгляд, плюсы и минусы подобной практики?
- Я считаю, это здорово. Ключевой вопрос не в том, какой паспорт имеется у предпринимателя, а в том, насколько он или она хорошо
работают. Если предприниматель - профессионал, то от этого выиграют все: потребители, люди, которые могут передвигаться из страны в
страну, все те из нас, кто хотел бы затратить силы, время и деньги продуктивным образом, а не на охрану устаревших барьеров. Да, я
большой оптимист в том, что касается возможностей международной мобильности, если только она доступна всем нам в равной степени.
- В какой мере правительство должно заниматься регулированием корпоративного управления?
- Как я уже говорил, правительство - ключевой игрок в установлении правил и надзоре за их исполнением со стороны корпораций. Однако
позвольте отметить очевидное: главный акцент делается на "правила", а не на надзор. Перед тем как решать о том, насколько разумны
или сбалансированы те или иные правила, необходимо дать всем понять, что правило номер один - это избегать предвзятого или
произвольного отношения к компаниям, в той же степени это относится и к обычным гражданам. Предвзятое или произвольное отношение
порождает именно тот тип корпоративного поведения, которого следует избегать, - конкуренцию не экономическими средствами, а путем
лоббирования или сомнительных попыток обеспечить себе привилегированные условия. Здесь у бизнес-сообщества своя ответственность.
Верно, что задача правительства состоит в создании сбалансированной и эффективной законодательной системы для корпоративного
управления и обеспечении работы надзорных и регулирующих органов по исполнению законов и правил. Однако конечная ответственность за
осуществление качественного корпоративного управления лежит на каждой компании. Маловероятно, что правительство будет делать то, что
необходимо, если этого не потребует частный сектор. В этом смысле некоторые темы предстоящей конференции, например, обсуждение
международной практики или принципов корпоративного управления, разработанных ОЭСР, могут стать попыткой подтолкнуть правительство к
более качественной практике в этой области.
31.05.2004 11:29