От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 26.05.2004 22:07:59 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"Экономика России - экономика разбазаривания ресурсов" (*+)

http://www.rosbalt.ru/2004/05/26/161860.html

Экономика разбазаривания ресурсов

Реформы, проводимые Правительством, в первую очередь нацелены на повышение конкурентоспособности российской экономики. В очередной
раз эта мысль прозвучала во время встречи премьер-министра Михаила Фрадкова с помощником Президента США по национальной безопасности
Кондолизой Райс. Итак, что же может способствовать повышению этой самой конкурентоспособности, о которой в последнее время говорят
всё чаще?

Недавно Правительство объявило о намерении удвоить ВВП в течение десяти лет и вдвое сократить уровень бедности в стране в течение
семи лет. Существующая среднесрочная Стратегия социально-экономического развития нацелена на диверсификацию экономики и
предусматривает отход от сырьевой направленности с целью ограничения рисков для долгосрочного роста, связанных с зависимостью от
неустойчивых мировых цен на энергоносители.

Известно, что 21 мая в Амстердаме пройдет экстренная встреча министров нефти стран ОПЕК, на которой будут обсуждаться вопросы о
положении на мировом нефтяном рынке, а также уровень цен на нефть. Не исключено, что некоторые члены картеля будут добиваться
принятия решения о снижении цен на данный вид энергоносителей.

Как сообщается в докладе об экономическом положении Российской Федерации, подготовленном сотрудником Всемирного банка Кристофом
Рюлем, к началу 2004 г. в России сложились исключительно хорошие экономические условия. Кумулятивный экономический рост за пять лет,
прошедшие после финансового кризиса 1998 г., составил 38%, и признаков снижения темпов роста не наблюдается. Инфляция постепенно
снизилась, и ее уровень не превысил 12% в 2003 г. Все макроэкономические балансы являются положительными. Федеральный бюджет
сводится с профицитом уже в течение 4-х лет подряд, и на 2004 г. также планируется профицитный бюджет. Положительное сальдо
платёжного баланса по текущим операциям составило 11% в 2003 г., а в феврале 2004 г. государственные золотовалютные резервы достигли
рекордно высокого уровня в 86 млрд. долл. США.

В докладе Минэкономразвития <О путях повышения конкурентоспособности российской экономики>, представленном в апреле в Правительство
РФ, предлагается две стратегии национальной конкурентоспособности. Первая - это конкурентоспособность по издержкам, построенная на
дешевых ресурсах. Вторая - это конкурентоспособность по качеству, построенная на новизне, эксклюзивности и качестве товаров и услуг.
Выбор в пользу стратегии второго типа в современном мире, по мнению специалистов Института энергетической политики, единственно
возможный. Однако он предполагает отказ от политики дешевых энергетических цен, движение в сторону их либерализации. При этом нет
никакой уверенности, что нынешнее российское Правительство готово обсуждать такой сценарий, а не попытается применить механизмы
поддержки конкурентоспособности <вчерашнего дня>, включающие, в том числе, и дотирование национальной экономики за счет низких
инфраструктурных цен.

Авторы доклада считают, что конкурировать с зарубежными странами только за счет ценовых преимуществ - дешевого сырья, труда и низких
тарифов на электричество - путь для России бесперспективный. Отечественная экономика должна сосредоточиться на конкуренции в области
качества, а не издержек. Однако добиться этого российским компаниям будет не просто, ведь степень износа основных фондов в
промышленности на конец 2003 г. составила почти 53%. Необходимо провести модернизацию производства, основным стимулом к которой
должна послужить конкуренция на внутреннем рынке. Эксперты Минэкономразвития предлагают три инструмента для ее повышения.

Первый - это активизация борьбы с локальными монополиями. Здесь государство должно проводить разумную политику. С одной стороны,
необходимо пресекать злоупотребление монопольным положением. С другой стороны, не следует препятствовать консолидации компаний,
которые таким путем расширяют свое влияние на мировых рынках, при условии что новая компания обязуется соблюдать ряд условий при
работе на внутреннем рынке.

Второй - снижение средневзвешенного уровня импортных пошлин с нынешних 10-11% до 3-4% , как это принято в развитых странах,
поскольку создание <тепличных> условий для отечественных производителей лишь <консервирует отсталость>.

И, наконец, третий - повышение цен на услуги и продукцию инфраструктурных монополий (железнодорожного транспорта, электроэнергетики,
газовой монополии и жилищно-коммунального хозяйства), что заставит предприятия заняться энергосбережением.

Российская экономика является в высшей степени энергопотребляющей. На каждую единицу произведённого ВВП потребляется энергии в 3-4
раза больше, чем в среднем в Западной Европе. Не удивительно, что целевым назначением программы <Энергоэффективная экономика>,
принятой Правительством еще в 2001 г., было снижение энергоемкости ВВП на основе энергосберегающей политики в отраслях экономики
России, которая составит в 2005 году порядка 1,25 тут/долл.

Основные принципы энергосбережения включают замещение энергоемкого оборудования и создание рынка энергоэффективных технологий,
стимулирование заинтересованности местных администраций в энергосбережении за счет взаимной корреляции бюджета и энергосбережения.
Хорошие результаты даст децентрализация систем теплоэнергоснабжения и обеспечение <прозрачности> финансовых и материальных балансов
объектов ТЭК. Необходимо обеспечить государственную бюджетную начальную поддержку энергоэффективных демонстрационных зон и
тиражирование демонстрационных энергоэффективных проектов с разработкой инвестиционных механизмов внедрения энергосбережения,
законодательной поддержки, тарифной политики и обеспечения самоокупаемости энергоэффективных технологий.

Россия обладает огромным потенциалом повышения эффективности использования энергии. По оценкам Минтопэнерго, он составляет 350-460
млн. т условного топлива. По словам представителя Минэнерго, для разработки энергосберегающих технологий необходимо привлечение
иностранных инвестиций в ядерную энергетику и технологии по энергосбережению, а также в разработку экологических программ и программ
по разработке и внедрению нетрадиционных источников энергии.

Проблема повышения конкурентоспособности российской экономики становится особенно острой в свете предстоящего вступления России во
Всемирную торговую организацию (ВТО). Интеграция России с мировой системой оборота энергоресурсов, международное сотрудничество в
области освоения и разработки топливно-энергетических ресурсов, повышения эффективности их использования и освоения новых
энергетических рынков являются важнейшими направлениями энергетической политики страны. Являясь одним из крупнейших в мире
производителей, экспортеров и потребителей энергоресурсов, в целях обеспечения справедливых цен на энергоресурсы Россия будет
активно вести диалог со странами, производящими и потребляющими энергоресурсы, участвуя в работе международных энергетических
конференций, сотрудничая с промышленно развитыми странами на основе декларации о сотрудничестве с Международным энергетическим
агентством.

На переговорах по вступлению России в ВТО, проходивших 12 мая в Париже, между и.о. министра экономического развития и торговли РФ
Германом Грефом и комиссаром Евросоюза по торговле Паскалем Лами был достигнут важный прогресс по таким фундаментальным проблемам,
как цены на энергию.

Сам Паскаль Лами утверждает, что стороны уже решили абсолютное большинство вопросов. России и ЕС <осталось преодолеть 10-15%
пути>, - сказал он корреспонденту Interfax 20 мая перед отлетом в Москву в составе европейской делегации. Это хорошее начало для
открывающегося 21 мая московского саммита Россия-ЕС.

Ирина Градова