"Студент умудряется жить на свою стипендию так, как потом не может жить ни на одну зарплату"(*+)
http://archipelag.ru/text/n80.htm
Странники новой эпохи
Татьяна Румянцева
Студент умудряется жить на свою
стипендию так, как потом не
может жить ни на одну зарплату
В свое время меня сильно зацепила фраза, вынесенная в эпиграф, и я пыталась найти ей рационалистическое обоснование - студенты
обычно живут с родителями, которые их кормят и одевают, оставляя стипендию полностью на карманные расходы. Но это показалось не
очень убедительным - кто-то жил в общежитии, получая из дома сущие копейки (или вовсе - только отъедаясь на каникулах), кого-то
продолжали кормить и после окончания ВУЗа, а той студенческой вседоступности - с регулярными походами в кафе, на концерты,
турпоездками в каникулы, грандиозными попойками и т.п. все равно больше не было. Менялись времена - перестройка, путчи, бешеная
инфляция, дефолт, стипендии стало едва хватать на проездной, студенты стали практически поголовно подрабатывать, но фраза, по
большому счету, все равно оставалась верной. Разумеется, были и остаются те, кто занят исключительно учебой (не могу не отметить,
что это совсем не обязательно отличники), но речь сейчас не о них. О студенческой жизни - жизни свободных людей.
Со сменой общественной формации и исчезновением статьи за тунеядство, а также общим "развинчиванием гаек", появилась масса молодых
людей "без определенных занятий" с одним-двумя-тремя курсами за спиной, возможно, прослушанных в разных ВУЗах. Эти ребята легко
бросают учебу, подрабатывают на выборах, сторожат по ночам конторы, раздают рекламные листовки, или что-то там делают в мелких
фирмочках, причем, не постоянно, а время от времени. "Если работа мешает развлечениям - ну ее на фиг такую работу" - вот их лозунг.
Работа не должна мешать тусовкам, походам на концерт, поездкам на ролевые игры и т.п. Если график чем-то не устраивает, то проще
уволиться, а потом, когда (если?) понадобятся средства, снова найти себе что-нибудь столь же временное.
Эти "студенты" , хотя далеко не все из них когда-либо пересекали порог высшего учебного заведения, и уж совсем немногие умудряются
закончить курс обучения без отчислений, уходов в академку и т.п., живут в совершенно другом мире. Они свободно перемещаются по
стране автостопом, "зайцами" на электричках , могут иметь только одни штаны и пару ботинок на все сезоны, но на поясе у них зачастую
висит мобильник, подаренный или купленный по дешевке, а в рюкзаке может валяться палм, для них не существует безработицы - несмотря
на отсутствие серьезной квалификации, рекомендаций с предыдущих мест работы и, зачастую, прописки. Они легко устраиваются и легко
вписываются.
Формально, живя за порогом бедности, полагаю, одежды у них даже меньше, чем входит в пресловутую потребительскую корзину, на еде они
не то чтобы экономят, просто не задумываясь покупают то, что могут позволить себе сегодня - банку тушенки или "бомж-пакет"
растворимой вермишели, эти молодые люди не ощущают себя н несчастными, ни ущербными. У них есть все, что им надо - развлечения,
общение, возможность путешествовать в физическом пространстве и пользоваться достижениями цивилизации, например, бродить по
интернету с компьютеров друзей или еще каким-нибудь хитрым бесплатным образом, с временной работы, например.
Перетекая из компании в компанию они связывают тусовки посредством рассказов новостей и баек, напоминая традиции странничества на
Руси. Разумеется, многие из них личности в чем-то незаурядные - иначе "цивилы", обычные люди, имеющие постоянное жилье и более или
менее стабильный доход, просто не будут их кормить и пускать ночевать, да и в собственной тусовке можно выделиться только за счет
личностных качеств - никого не интересует, кто у тебя родители, деньги имеют обыкновение при таком образе жизни быстро кончаться, а
шикарная одежка - истрепываться.
И еще одно отличает современных "странников", скажем, от хиппи - в них нет социального протеста. Они не бегут "от", а просто живут
своей жизнью, так, как хотят, не понимая, почему и кому они "должны" - учиться, зарабатывать деньги, повышать свою квалификацию или
хотя бы сообщать, куда и с кем они собираются уехать на этот раз.
Я не идеализирую эту среду, в которой искренность в песнях ценится выше профессионально поставленного голоса, да и многие ли из
слушателей заметят разницу:, а упоминание известных в тусовке событий и имен имеет большее значение чем отсылочки к классическим
литературным или историческим сюжетам. И жалко родителей, объявляющих всероссийский розыск пропавшего дитяти двадцать с лишним лет
от роду: Но: Зато они свободны. Они показывают нам, тем, кто и "в 16 лет не убегал из дома" что можно жить и так - не думая о
завтрашнем дне, меняя города, компании друзей и способы заработка денег, как перчатки или веер. И, что интересно, потом,
"перебесившись", многие из них становятся вполне "нормальными" членами общества, имеют собственное жилье, семью, работу. Только
помнящих, что они - могут. Ну, или могли когда-то - проехать страну из края в край со смешной суммой в кармане, в случае
необходимости легко заработать на пропитание, нарушить общепринятые правила игры и в любой момент начать все сначала. Наверное, этот
опыт тоже чего-то стоит:
Говорят, Россия - самая свободная страна мира. Еще говорят, что правительство нас предало и продает территории по кусочкам. При этом
создалась какая-то очень интересная ситуация - в стране выросла и уже социализировалась молодежь, которая прошла свой собственный
массовый тренинг свободы и спонтанной деятельности, пока умные методологи пытались его изобрести в масштабах страны. Эта молодежь
каким-то образом построила мир, где бедности нет, а она, родимая, была, ведь, со времен Гомера. А оказалось, что есть не единицы
имущества, а только свободный выбор, как жить и что иметь. И ни государства, ни правительства тут не помогут и не спасутся, и не
спасут.
А молодежь взяла на себя нехитрую роль переносчика идей свободы, причем, и в те печальные регионы, где бедность засела плотно и
традиционно. Но мальчик лет пятнадцати успевает уйти с этими "цыганами" из запойной деревни и быстро забывает установки типа "живи
как раньше, а то хуже будет".
Пробовали ли Вы отличить в тусовке городской молодежи "бедного" от "богатого" или еще пуще - спросить у ребят, кто из них лучше
обеспечен? Ну и недоумение будет вам ответом, а воображение подведет: вы по навороченному мобильнику определите самого крутого, а он
телефон вчера нашел, а сегодня продаст. В компаниях ценят личные качества, а не доходы родителей, да и квартиру часто снимают на
тусовку, кто что принесет, то есть и будут. Трудности начинаются тогда, когда семья образуется, жилье приходится снимать на двоих, и
зарплаты в 200 долларов не хватает катастрофически, и появляется бедность, потому что не хватает на концерт, а раньше хватало и на
счастье тоже. А сейчас нет ни времени, ни денег. И все время что-то нужно. Карточку, галстук, заплатить за телефон. Социализация. Ее
цена.
Татьяна Румянцева, Санкт-Петербуржская школа сценирования