От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 25.05.2004 21:45:57 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Не все американцы - сторонники ЕГЭ. Интервью с директорами школ США и Канады (*+)

http://www.inauka.ru/education/article47091.html

НЕ ВСЕ АМЕРИКАНЦЫ - СТОРОННИКИ ЕГЭ

Можно ли одним тестом измерить знания учеников?

Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА


Только что в Москве и Петербурге побывала группа директоров крупнейших негосударственных школ США и Канады. С ними встретилась
обозреватель "Известий" Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА. Разговор касался различий в системах российского и американского образования;
его платности и доступности; нецелесообразности нашего перехода на американскую систему Единого экзамена... В беседе приняли участие
Директор по новым проектам Американских Советов по международному образованию Кевин СПЕНСЛИ, президент Фонда "Глобальные связи"
Питер ПЭЛХАМ, вице-президент Национальной ассоцации независимых школ Клаудия ГАЛЛАНТ, консультант школы "Devereux Glenholme" Кеннет
РУ и директор канадской школы для девочек "Branksome Hall" Руфь Энн Пенни.



Зачем американские учителя приехали в Россию



- Ваша поездка организована Американским Советом по международному образованию. Насколько реальны обмены школьниками между нашими
странами?

Кевин СПЕНСЛИ:- Американские Советы по международному образованию работают в России с 1976-го года. А обмены между нашими
студентами, аспирантами, учителями продолжаются уже в течение 10-15 лет. Каждый год мы привозим около трех тысяч россиян в
Соединенные Штаты. Работаем с фондом "Глобальные связи", для того, чтобы представить лучшие американские и канадские независимые
школы их российским коллегам. Очень многие из этих школ хотели бы найти себе партнеров в США и Канаде, наладив обмены как между
учениками, так и между преподавателями.

Питер ПЭЛХАМ: - Я надеюсь на то, что и американцы будут присылали своих учеников в российские школы.

Клаудия ГАЛЛАНТ: - Система российского образования является чрезвычайно продвинутой в предметах фундаментального цикла (в
математике, физике,естественных науках). И к ученикам традиционно предъявляется очень жесткий набор требований. А американская
система более креативная, творческая (это касается подходов к решению проблем). И мы стали думать, как наладить совместную работу
для того, чтобы найти общее основание между этими, принципиально разными подходами.



Не все американцы - за ЕГЭ



- Несмотря на то, что наши системы образования такие разные, сейчас Россия пытается пойти по американскому пути. Это неизбежно
перечеркнет вековые традиции, которыми славилось наше образование. Речь идет о переходе на тестовую систему, Единый экзамен,
принятые в США.Что вы об этом думаете?

Клаудия ГАЛЛАНТ: - Очень важно, чтобы мы сохранили два своих разных подхода к образованию. Что касается ЕГЭ, то в США существует
очень большой разброс мнений по поводу использования и применения подобных тестов на практике, а также по поводу их эффективности.
Вопрос надо ставить так: можно ли одним тестом измерить результат, который вам бы хотелось получить от учеников? Независимые школы
считают, что нет. Однако, мы представляем лишь 11% от общего числа учащихся в США. Остальные 89% поддерживают применение
стандартизированных экзаменов.
Но нужно помнить: просто выступать против ЕГЭ недостаточно. Нужна альтернатива. Например, ты можешь оценивать знания школьников,
предложив им тест, но должен также создать папки, в которых будут содержаться его работы, сделанные на протяжении всего периода
учебы. И тогда знания будут оцениваться и с помощью теста, и с помощью портфолио ученика.

Кеннет РУ: - Одна из проблем ЕГЭ заключается в том, что на основании результатов тестов, оценку негласно получают и учителя. Поэтому
они в основном занимаются тем, что натаскивают школьников на то, чтобы они его сдали. Так, творческий компонент начисто выпадает из
процесса обучения. Преподаватель учит сухим фактам, а не тому, как ими можно воспользоваться в жизни.



В Америке сначала смотрят на способности, а потом - на финансы



- В России в подавляющем большинстве случаев образование детей в частных школах оплачивают сами родители. В США это не так.
Существуют разнообразные льготы, стипендии...

Руфь Энн ПЕННИ: - В независимых школах США и Канады существуют достаточно крупные фонды, создающиеся специально для финансирования
тех учеников, которые не могут полностью оплатить образование. Приемные комиссии большинства школ проводят колоссальную работу для
того, чтобы выпускники и их родители вносили пожертвования в эти фонды. Каждый год школы активно рекрутируют учащихся из всех слоев
общества. Процесс приема учеников в школу - слеп по отношению к их финансовым возможностям: сначала мы смотрим на способности
ребенка, а потом уже на то, каким образом сможем профинансировать его образование.

Клаудия ГАЛЛАНТ: - В США мы часто слышим, что образование в негосударственных школах доступно только самым богатым. Но
государственные школы финансируются из двух источников: правительством штата и федеральным правительством. И сумма финансирования
часто зависит от того количества налогов, которые заплатил каждый конкретный район. Качественное образование очень дорого: будь оно
частным или государственным. Так, если бы я жила в очень хорошем районе, я бы отдала своего ребенка в государственную школу. Это
было бы бесплатно для меня, но деньги, которые вкладываются в такую школу - очень большие. А если бы я жила в бедном районе, я
отдала бы ребенка в частную школу.



Нестандартные стандарты



- Существуют ли у вас образовательные стандарты?

Клаудия ГАЛЛАНТ: - Они есть, но не являются централизованными: нет единых учебников, программ. Но если семья ученика 8-го класса из
Сиетла захочет переехать в Балтимор, на другое побережье, то этот ученик сможет перейти там в тот же самый 8-й класс.У нас есть и
система аккредитации для государственных и частных школ...

Питер ПЭЛХАМ: - Для того, чтобы продолжать оставаться аккредитованной школой, она сначала должна сама себя оценить. После чего школа
оценивается директорами и учителями других школ: они встречаются с учителями, учениками, родителями; читают отчет школы и сравнивает
одно с другим. Все демократично и прозрачно.

- У нас все происходит "не совсем так". Остается надеяться, что в процессе обмена опытом, нашим странам удастся взять друг у друга
только лучшее, что у них есть.