Доклад Госдепартамента "Поддержка прав человека и демократии: усилия США" (*+)
http://www.inopressa.ru/print/usinfo/2004/05/18/15:53:11/gosdep
Доклад Госдепартамента "Поддержка прав человека и демократии: усилия США"
Бюро демократии, прав человека и труда
В понедельник, 17 марта, Госдепартамент США обнародовал составленный по запросу конгресса доклад "Поддержка прав человека и
демократии: усилия США", в котором приводятся факты о том, что предпринимают США по всему миру с целью содействия демократии и
соблюдению прав человека.
Обнародование доклада, который является дополнением к основному докладу Госдепартамента о нарушениях прав человека в разных странах,
было задержано на несколько недель из-за скандала вокруг пыток иракских заключенных американскими военнослужащими.
"Содействие демократии и соблюдению прав человека в мире не только отражает самые важные ценности нашей страны, но и глубоко
соответствует нашим интересам", - заявил госсекретарь США Колин Пауэлл в предисловии к докладу.
Его заместитель Ричард Армитидж, однако, во время встречи с репортерами впрямую упомянул скандал вокруг пыток.
"Мы видели, как в последние недели некоторые идеалы и институты (Америки) обрушились после шокирующего разоблачения американских
нарушений прав человека в Ираке, - указал Армитидж. - Когда президент Буш выразил свое глубокое отвращение и сожаление, это была не
только его личная реакция как принципиального человека. Это была также его реакция как главы государства, которое придерживается
более высоких стандартов поведения как у себя дома, так и во всем мире".
В новом докладе Госдепа речь идет о 101 стране мира, включая государства постсоветского пространства и Россию. Ниже с сокращениями
публикуется раздел этого доклада о России.
Россия
Хотя в целом российское правительство проявляло уважение к правам человека, в отдельных сферах ситуация с правами человека в 2003
году ухудшилась.
Ситуация остается бедственной в Чечне: есть заслуживающие доверия доклады о серьезных нарушениях, включая многочисленные сообщения о
беззаконных убийствах, жестоком обращении с гражданским населением со стороны и федеральных сил безопасности, и режима Кадырова, и
чеченских боевиков.
Парламентские выборы в декабре 2003 года не соответствовали международным стандартам. ОБСЕ выпустила пресс-релиз, в котором
говорилось, что мартовские президентские выборы были организованы на должном уровне, однако в них отсутствовали элементы истинно
демократической конкуренции и значимые дебаты.
Также ОБСЕ указала на необъективность подконтрольного государству телевидения. В 2003 и начале 2004 года давление российского
правительства ослабило свободу слова и СМИ; их защитники, а также независимые неправительственные организации и их сторонники
испытывают прессинг. Согласно достоверным сообщениям, сотрудники правоохранительных органов были задействованы в насилии и других
типах жестокого или унизительного поведения, зачастую безнаказанно.
Серьезно страдая от коррупции и чрезмерного давления со стороны исполнительной ветви власти, судебная система, тем не менее, обрела
некоторые признаки роста независимости. Ряд дел о предполагаемых фактах шпионажа укрепил беспокойство по поводу отсутствия
надлежащих процедур и по поводу влияния Федеральной службы безопасности на судебные процессы.
Власти ввели ограничения на деятельность некоторых религиозных групп. Этнические меньшинства, включая цыган и выходцев с Кавказа и
из Центральной Азии, испытывали широко распространенную правительственную и социальную дискриминацию, включая наcилие. Расширились
ограничения на права рабочих, появились новые сообщения об использовании принудительного и детского труда. Серьезной проблемой
оставалась торговля людьми.
Стратегия США по правам человека в России заключается в поддержке информированности общества и уважения ко всему спектру прав
человека, открытой, прозрачной и представительной демократической политической системы, включая живое гражданское общество,
фундаментальных свобод; развития справедливой и беспристрастной судебной системы и доступа к многообразным и независимым СМИ.
Содействие США достижению этих целей за финансовый 2003 год достигло 79,2 млн долларов, из которых 48 млн были выделены на обучение
в США и программы обмена.
На встрече с президентом Владимиром Путиным в Кемп-Дэвиде в сентябре 2003 года президент Буш затронул широкий круг двусторонних
вопросов, включая озабоченность ситуацией с демократией и правами человека в Чечне. В январе во время визита в Москву госсекретарь
США также озвучил озабоченность ситуацией с демократией и правами человека, включая Чечню, со свободой СМИ и соблюдением норм права.
В статье в известной газете "Известия" он признал, что на развитие и становление гражданских институтов демократического общества
требуется время, но выразил надежду на то, что в будущем в России сформируются стабильные демократические институты, указав, что без
единых принципов отношения России и США не реализуют своего потенциала.
Высокопоставленные американские чиновники, включая посла США в России, сделали права человека одной из главных тем общественной
дипломатии, призывая к улучшениям ситуации с правами человека и указывая на конкретные случаи. Посол и другие сотрудники
правительства в частном порядке уведомляли российских национальных и региональных чиновников о позиции США и сотрудничали с
неправительственными организациями с целью поддержки более благоприятного климата в сфере прав человека.
Самой серьезной угрозой для прав человека в России оставался конфликт в Чечне. Во время совместной пресс-конференции президентов
Буша и Путина после их сентябрьской встречи в Кемп-Дэвиде президент Буш отметил, что "террористам нужно противостоять, где бы они ни
сеяли хаос и разрушение, включая Чечню. Прочное разрешение конфликта потребует прекращения террора, уважения прав человека и
политического урегулирования, которое приведет к свободным и независимым выборам".
Высокопоставленные американские чиновники, включая госсекретаря Пауэлла и посла, регулярно выражали озабоченность и при этом
продолжали диалог с высокопоставленными российскими политическими и военными лидерами и российскими и американскими
неправительственными организациями по вопросу о поведении российских войск в Чечне. На общественных и частных форумах американские
чиновники, включая помощника госсекретаря по делам Европы и Азии Бет Джоунс, опирались на собранные свидетельские показания,
выступая перед конгрессом, а также на регулярных встречах с помощником президента России в Чечне, во время интервью СМИ и в
общественных выступлениях. Они подчеркивали, что конфликт в Чечне требует политического, а не военного решения, что российские силы
в Чечне должны прекратить нарушения прав человека и что российское правительство должно привлекать к ответственности виновных, когда
совершаются нарушения.
Соединенные Штаты также призвали чеченское руководство положить конец террористическим актам и насилию против граждан, отказаться от
терроризма и на словах, и на деле и, наконец, порвать все связи с чеченскими и международными террористами. На следующий день после
октябрьских президентских выборов в Чечне представитель Госдепартамента заявил: "К сожалению, президентские выборы, которые
состоялись вчера, и политический процесс, который привел к ним, не реализовали свой потенциал, чтобы дать позитивный демократический
итог".
США проголосовали за принятие выдвинутой ЕС резолюции по Чечне во время сессии Комиссии ООН по правам человека в 2003 году. США
использовали форумы, организуемые ОБСЕ, для обсуждения проблем с правами человека и гуманитарной ситуации в Чечне. Госсекретарь
привлек внимание к нарушениям прав человека в Чечне во время своего обращения к собравшимся на встрече министров стран - участниц
ОБСЕ в декабре. США поддержали посредством выделения финансовых средств усилия россиян по продвижению идеи о наказании нарушений
прав человека в Чечне.
Американские чиновники неоднократно призывали к тому, чтобы возвращение в Чечню вынужденных переселенцев было совершенно
добровольным и чтобы те переселенцы из палаточных лагерей, которые хотят остаться в Ингушетии, получили возможность перебраться в
альтернативное убежище. США поддерживали правовую защиту нуждающихся людей, включая деятельность неправительственных организаций,
которые в 2003 году оказали помощь почти 5 тыс. вынужденных переселенцев.
Также в 2003 году США выделили в целом 22,5 млн долларов на международные гуманитарные программы, удовлетворяющие широкий спектр
потребностей вынужденных переселенцев на Северном Кавказе, и США продолжают оказывать такую помощь.
В течение 2003 года американские партнеры проводили обучение выборных и партийных чиновников, а также независимых наблюдателей на
выборах для участия в думских выборах в декабре 2003 года и продолжили такую деятельность в начале 2004 года для мартовских
президентских выборов. Также для представителей СМИ в регионах были организованы специализированные тренинги для обучения освещению
выборов в СМИ.
При финансовой помощи США одна из российских неправительственных организаций создала в 30 регионах первую независимую внутреннюю
миссию наблюдателей на выборах. США поддерживали программу, которая обеспечивала обучение для российских политических партий и
гражданских организаций, и сотрудничали с ее организаторами. После выборов в Думу представитель Госдепартамента выразил
озабоченность ходом выборов, указав, что "для содействия прокремлевским партиям широко применялись административные ресурсы".
Сильное гражданское общество - неотъемлемая часть демократии. С целью содействия становлению гражданского общества в России США
поддерживают почти 2 тыс. неправительственных организаций через информационные центры, прямые гранты и техническое содействие.
США продолжили поддержку усилий российских правозащитных активистов в сфере уважения прав человека и расширения сетей
неправительственных организаций по всей стране. Например, в 2003 году один из пользующихся поддержкой США проектов продолжил
финансировать обучение активистов-правозащитников в использовании данных и методов социального маркетинга для проведения
общественных кампаний в регионах.
Укрепление гражданского общества также было ключевой темой общественной дипломатической работы, которая включала встречи с
активистами, в частности, в такой встрече участвовал госсекретарь Пауэлл во время его январского визита в Москву, и освещение
позиции США в российских СМИ.
С целью укрепления соблюдения норм права США предоставляли содействие экспертов законодателям, судьям, судебным администраторам,
прокурорам, адвокатам и сотрудникам правоохранительных органов для поддержки развития и функционирования независимого
судопроизводства и справедливой беспристрастной судебной системы.
США продолжили наблюдать и содействовать в сфере реализации нового Уголовно-процессуального кодекса, который реализует на практике
права, обещанные российской Конституцией, расширяя применение судов присяжных для определенных категорий преступлений и новые
процедуры, которые позволяют защите занять более или менее равную позицию с государством.
Серьезную озабоченность в 2003 году вызывало продолжение правительственного давления на независимые СМИ. Посол и другие
высокопоставленные американские чиновники часто поднимали этот вопрос на встречах с российскими чиновниками и вели диалог с
российскими редакторами, журналистами и адвокатами на основе ежедневных контактов и периодических встреч в форме круглых столов,
посвященных свободе СМИ.
В 2003 году американские программы позволили провести тренинги и обмен опытом как для профессиональных журналистов, так и для
студентов. Также США профинансировали производство и распространение материалов о независимости СМИ, правах журналистов,
обязанностях и свободе слова на телевидении и радиостанциях в 8 главных регионах России.