"ЛГ": очищение понятий. Бабурин, А. Кара-Мурза, Орешкин и др. (*+)
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg182004/Polosy/art1_2.htm
ОЧИЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Сергей БАБУРИН, заместитель председателя Государственной Думы
- В выступлении президента на инаугурации было много важного, принципиального. И хотя в кратком слове невозможно изложить какую-либо
программу, но принципиальные позиции президента во внутренней и внешней политике обозначить было необходимо.
Среди этих позиций, которые в принципе меня удовлетворили, я бы выделил слова Владимира Владимировича Путина о том, что мы наконец,
преодолев идеологические распри, формируем единую нацию.
И это очень важно, когда многие этносы, народности, народ, расколотый на социальные группы, объединяются и мы становимся единым
организмом. Это принципиально важно потому, что для России сегодня стоит задача выживания нашей уникальной цивилизации. Русская
цивилизация в опасности, и не понимать это может только человек, который совершенно не знает истории.
У нас идёт сегодня очищение понятий. Мы начинаем понимать, что народ - это трудящаяся часть нации, а нация - это совсем не то, что
этнос. Наша нация объединяет представителей разных этносов и национальностей. И мы, наконец, говорим о единстве всего населения,
всех граждан России перед лицом опасности, грозящей государству и обществу.
Опасности не мифической, а реальной, связанной с тем, что демографическая катастрофа у нас не прекращается, а этническая экспансия
против нас и с юга, и с востока продолжается; военная угроза со стороны Запада нарастает, что бы там ни говорили апологеты НАТО,
пришедшего к нам уже на ближние подступы. Всё это чрезвычайно серьёзно и действительно требует единства нации:
Иван МЕЛЬНИКОВ, заместитель председателя ЦК КПРФ
- К сожалению, те кадровые шаги, которые предпринял президент ещё в феврале, говорят о том, что неприемлемый для российских условий
радикально-либеральный экономический курс будет не только продолжен, но и получит серьёзное развитие.
Пока президенту удаётся уходить от ответственности за политику, направленную против интересов большинства граждан, но рано или
поздно это закончится - и популярность президента резко снизится. Думаю, хватит и полутора лет, чтобы люди многое поняли.
Например, намечаются отмена льгот для ветеранов, прекращение моратория на приватизацию учреждений образования. Инициативы, подобные
этим, вряд ли найдут поддержку в обществе. Да и ВВП повысить без развития собственной промышленности не удастся. Но ни президент, ни
правительство об этом не думают.
Опасны не только экономические, но и политические установки Путина. Сразу после выборов президент сказал журналистам, что видит
своей главной задачей развитие многопартийности.
Что ж, если президент продолжит развивать многопартийность в том же духе, как и в последние четыре года, когда страна стала жить в
условиях фактической однопартийности и авторитаризма, то ничего оптимистичного ожидать не приходится:
Алексей КАРА-МУРЗА, политолог
- Первый срок президентства Путина был посвящён как бы налаживанию государственной машины. А теперь нам должны показать, куда эта
машина поедет. Пока ожидания самые разные, отсюда и такой большой рейтинг у президента. Одни уповают на одно, другие - на другое.
Надеюсь, Путин сохранит курс на либерализацию экономики, но сделает это не при авторитарном политическом режиме, а при соблюдении
основных прав и свобод и развитии парламентаризма.
Но это - мои надежды. Сегодня президент имеет такой огромный рейтинг, который заставляет его и <направо>, и <налево> раздавать
обещания. Но всё-таки придётся выбирать, куда ехать.
Думаю, поедем туда, куда весь цивилизованный мир двигается, - в сторону экономического либерализма и политической демократии.
Дмитрий ОРЕШКИН, политолог
- Ожидаю укрепления централистских тенденций - дальнейшего снижения федералистских полномочий в регионах. Видимо, не случайно во
время встречи с президентом Вешняков, руководитель ЦИКа, сказал, что надо рассматривать вопрос о переводе избирательной системы со
смешанной мажоритарно-пропорциональной на только пропорциональную. Это значит, выборы могут быть отменены в одномандатных округах и
впредь проводиться лишь по партийным спискам. А партии у нас в основном сосредоточены в Москве, и из неё главным образом
управляются. Соответственно в Госдуме уменьшится представительство регионов и будет снижена роль <губернаторского лобби>. Если эта
идея будет реализована, усилится централизация политической жизни за счёт передачи её в руки партий. Думаю, ЦИК, выступая с такой
инициативой, улавливает <общие импульсы>.
Аналогичная ситуация с укрупнением регионов. Они выстраиваются в меньшее количество более крупных, которыми легче управлять из
единого центра. Подразумевает дальнейшую централизацию и то, что специально подчеркнул президент в инаугурационной речи - укрепление
защиты территориальной целостности страны. Это естественный процесс, у нас всегда идёт колебание: то центр сбрасывает избыток
неэффективных полномочий в регионы, то опять происходит концентрация этих полномочий в центре.
Так было во времена военного коммунизма - гиперцентрализация, потом - НЭП, переход полномочий в регионы. Потом формируются
наркоматы, через которые Москва снова руководит всей страной. Во времена Хрущёва послабление - территории получают больше полномочий
в виде совнархозов, которые решают свои проблемы сами, не сильно завися от центра. В брежневскую эпоху совнархозы устраняются,
создаётся сеть министерств и главков по аналогии с наркоматами. Потом выясняется, что это не самый эффективный способ управления,
снова усиливаются региональные власти. Ну а затем оказывается, что регионы <гребут под себя>, значит, их надо опять <построить>.
Сейчас Путин входит в фазу, когда выстраивается централистская система, и, видимо, будет продолжать строить её в эти четыре года.
Это ни хорошо: ни плохо. Важно не переходить дальше критического рубежа, за которым начинается концентрация ради концентрации, то
есть теряется эффективность системы, и у центра появляется слишком много полномочий, с которыми он просто технически не может
справиться.
Надеюсь, президент понимает, что здесь не надо идти до беспредела, когда всё замыкается на один центр управления. Страна становится
всё сложней, и управлять ею из единого центра практически невозможно, надо значительную часть полномочий передавать территориям.
Президент в выступлении вскользь обозначил, что только в свободной стране свободные граждане могут быть успешными, как
соответственно и сама страна.
Это очень важно. Один из распространённых ныне мифов гласит: мы богатая страна, у нас много природных ресурсов, за счёт которых мы и
существуем. Разговоры про нефтяную ренту, про всякие олигархические атрибуты - это всё красиво, когда амбициозные политики
разоблачают олигархов, объясняя людям: <Вот кто съел вашу колбасу>. В действительности основная часть доходов в развитой стране
поступает не от торговли ресурсами, а от <человеческого фактора>. То есть свободный человек должен зарабатывать свободные деньги и
платить налоги.
Если взять калькулятор и спокойно, без эмоций подсчитать, сколько приносит нефть стране и сколько - подоходный налог, выяснится:
если в среднем человек зарабатывает 200 долларов в месяц, то его 13-процентный подоходный налог приносит стране 26 долларов. А если
всю нефть <разложить> на всех наших граждан, то окажется, что от продажи её за рубежом в среднем на душу приходится 5 долларов в
месяц. То есть <работающий человек> примерно в 5 раз эффективней нефтяного экспорта. Но для того, чтобы эту эффективность
использовать, необходимы два условия.
Во-первых, человек должен работать - не просиживать штаны, а производить реальные конкурентоспособные ценности, за которые готовы
платить потребители. Во-вторых, надо приучить людей честно выполнять обязанности перед государством - платить налоги и, конечно,
убедить, что они платят налоги не зря.
Простой пример. Гражданин, имеющий участок под Москвой, платит налог на землю порядка 60 рублей в год - два доллара, что смешно и
немыслимо для развитой страны. Налоги на землю, на собственность должны быть больше. Но никто не будет в восторге, если эти налоги
повысятся.
Если я плачу налоги, то в ответ от государства должен получать услуги.
Два года назад президент сказал (во время заполнения переписных листов), что его сфера деятельности - предоставление услуг
населению.
Допустим, на моих шести сотках вскрыли дом и вынесли моё добро. Иду в милицию и говорю: <Помогите>. А мне отвечают: <Да не
утруждайте себя понапрасну, всё равно не найдёте никого>. Стало быть, на содержание такой милиции не стоит платить даже и двух
долларов в год.
На самом же деле надо платить раз в десять больше, и налог на собственность должен быть выше. Но при этом деньги налогоплательщиков
должны разумно использоваться. И перед президентом в эти четыре года стоит важнейшая задача - повысить эффективность
государственного аппарата, чтобы люди убедились в его пользе. Это чрезвычайно сложная, можно сказать, революционная задача. Очень
сильно сомневаюсь, что президенту удастся её реализовать, и очень сильно желаю, чтобы он её реализовал.
Только с переходом на такие отношения власти, экономики и психологии людей мы можем стать развитой страной. Когда говорим, что
главные богатства Российской Федерации - люди, то это не фраза из стандартного набора ЦК КПСС, а экономическая реальность
завтрашнего дня. Если сможем капитал человеческий правильно использовать, страна действительно будет развиваться. Для этого нужны
эффективные законы, эффективные и честные чиновники. Заставить их быть эффективными очень тяжело. Особенно в нашей стране.
Владимир КРУПИН, писатель
- Путин - человек умный, и он отлично знает судьбы предшествующих президентов, презренных народом. Поэтому он будет стараться
заработать благодарную память о себе. У него нет двойного гражданства, он православный, то есть мы можем смело причислить его к
разряду любящих Отечество патриотов, как бы это слово ни было оболгано.
Именно патриотизмом держится и созидается любое государство. И разрушенная войной Япония, и послевоенная Германия восставали
благодаря любви их граждан к Отечеству. Кстати говоря, довоенная Германия тоже поднимала свою мощь на отечественных дрожжах. Другое
дело, что Гитлер её использовал преступно:
Повторю, Путин - человек умный. И молодой вдобавок. После президентства его политическая карьера не кончится. Потом он сможет,
скажем, через срок, сменить следующего президента. А им может стать человек совершенно неожиданный, может быть, Лукашенко или кто-то
ещё:
Не исключено и то, что второй срок президентства Путина будет постепенно, но всё отчётливей напоминать о монархии в России. Ведь
демократия для России - как корове седло. Для монархических настроений, которые в народе довольно сильны, необходимо ещё и участие
властей. Не то регентство, которое готовилось при Ельцине, когда приезжали Гогенцоллерны и Георгия возили по Волге, а другое совсем.
Видимо, сейчас Путин ещё боится говорить о мощи и силе России, хотя они никуда не девалась, иначе бы голубые каски под окнами
<Литгазеты> уже стояли. Вот когда он как глава великого государства расправит плечи, могут ухудшиться отношения с другими державами
и положение России в мире. И, возможно, последует изоляция нашей страны - экономическая, финансовая.
Это будет очень тяжело для нас, но к тому времени народ ещё сильнее поверит в президента, затянет потуже пояса, и Россия опять
воспрянет. Так что я очень спокойно отношусь к следующему президентскому сроку Путина.
Несмотря на сказанное выше, я как-то настороженно отношусь к нашему президенту. Для меня он всё-таки окончательно не ясен, кажется
человеком замкнутым: Очень бы не хотел, чтобы стали говорить, как раньше: <Царь-батюшка хороший, но окружение плохое>.
Вот это было бы очень плохо. Если царь-батюшка хороший (в нашем случае президент), почему ж у него окружение негодное, почему ж он
тогда <за ушко да на солнышко> не вышвыривает тех, которые ему мешают?
Сила вообще любой партии, любого крупного политика проверяется тем, идёт ли за ними молодёжь. А она за Путиным идёт - вот что важно
подчеркнуть.
Другое дело - появляется лизоблюдство, политики, лукавя и подхалимничая, начинают скрести себе <на молочишко>. Это постыдно, а культ
можно создать из ничего. Когда повсеместно говорили про культ личности, умный человек Шолохов сказал: <Конечно, был культ, но ведь и
личность была>.
Вновь оговорюсь: Путин для меня не во всём понятен. Может, и правильно это, всё-таки он - чекист. Он даже когда садится за стол, как
бы руками загораживает бумаги перед собой. Это, видимо, профессиональное качество. Вместе с тем мы же понимаем, что, если есть
государство, должна быть и служба государственной безопасности.
В любом случае этот президент неизмеримо лучше, нежели предыдущие. Говорят: <Народ заслуживает то правительство, которое имеет>.
Видимо, мы заслужили Путина, так что будем на него надеяться.
Подготовил Сергей АЛЕКСАНДРОВ