...А вот так в Новой Зеландии школьники защищают свои права (*+)
http://www.ug.ru/?action=topic&toid=4539&i_id=55
Чужой...
Не отвечать на обиду обидой
Родительское собрание подходило к концу, когда одна из мам робко сказала: а теперь можно, Галина Васильевна, сказать о моем сыне?
Классный руководитель - опытнейшая, старейшая учительница начальной школы - не без волнения подхватила неуверенную инициативу:
<Конечно! О таких вещах нельзя молчать!> Судя по всему, суть проблемы была ей известна. Мама с горечью сообщила, что ее темнокожего
мальчика в классе дразнят и унижают некоторые <коренные петербуржцы>. <Не может быть! Вы уверены?> - изумились родители. Класс
гимназический, сильный. Дети учатся вместе второй год. Есть среди них очень способные, есть - так себе. Есть слишком подвижные,
шумные, есть и тихони - все как положено. Но семьи у всех, что называется, нормальные. Почти в каждой есть бабушка или неработающая
мама, сосредоточенные на воспитании. Откуда такая дикость?
Галина Васильевна умоляюще смотрит на маму, которая сжимается под градом нетерпеливых вопросов: кто это? Назовите имена, надо же
поговорить с этими детьми! И только одна из присутствующих понимающе кивает: <Да, я тоже знаю, что дети очень обижают его. Но мы же
не можем сейчас устраивать тут публичное разбирательство!>
Учительница согласна. Богатый опыт подсказывает ей, что сейчас ни в коем случае нельзя опозорить вот так с ходу кого-то из родителей
и детей. Иначе они могут стать источником такой вражды в классе, по сравнению с которой сегодняшние беды <чужестранца> покажутся
сущим пустяком. <Пусть каждый поговорит на эту тему со своим ребенком дома>, - решает Галина Васильевна.
И тут одна из бабушек замечает веско: <Это ведь проблема не тех, кто обижает, а того, кому достаются обиды! Надо учиться
противостоять им, иначе пропадешь>. Она рассказывает, что внуку ее пришлось пойти в первый класс в соседней стране. И хотя языком
местных жителей он владел свободно, русское происхождение бросалось в глаза. Мальчика начали дразнить, задирать. Возникла похожая
ситуация. Дипломатичные родители, достаточно хорошо изучившие к тому времени местные нравы, решили, что сын должен справляться со
своей бедой сам. Ему жить среди людей, и по разным причинам конфликты будут возникать всегда. На всю жизнь соломки не подстелешь.
Так рассудили взрослые в этой семье и предложили мальчику действовать по обстоятельствам. Как именно он повел себя, выяснить на
собрании не удалось. Понятно было, что очень скоро ребенок оказался уже здесь, в нашем классе. Тут у него проблем нет.
Это выступление разрядило обстановку. Родители с явным облегчением заговорили о том, как важно, чтобы дети учились выстраивать свои
отношения с другими людьми, самостоятельно решать конфликты, пока это еще не так страшно, как в мире взрослых. Мне тоже показалась
было такая позиция мудрой и зрелой. Но стоило потом мелькнуть где-то в глубине школьного коридора маленькой одинокой фигурке с
тяжелым рюкзачком за плечами, как сердце болезненно сжалось: правильно ли оставлять их один на один с такими проблемами? Долго ли
сломаться? Озлобиться? Научиться отвечать на удар еще более сильным ударом?
В маленьком новозеландском городке русская мама, бежавшая туда вместе с сыном-второклассником из Екатеринбурга от бандитских
разборок бывшего мужа, рассказывала мне, как решилась в их новой школе похожая проблема. В туалете кто-то из старшеклассников
схватил куртку новичка и сунул ее в раковину. Мальчик, повидавший в России и не такое, спокойно взял подмокшую одежду и даже не счел
все происшедшее событием. Мама узнала случайно и тоже решила промолчать. Мокрую курточку заметил новозеландский папа. И велел
немедленно собираться в школу. <Жаловаться? - испугался малыш. - Но они же мне потом не дадут спокойно жить?> Папа был непреклонен.
Он объяснил, что в любом действительно цивилизованном обществе кроме власти силы и наглости, богатства есть власть закона, суд. И
надо уметь ею пользоваться. Ни к коем случае нельзя отвечать на обиду обидой, давать сдачи. Тогда виноватыми становятся обе стороны
и судить будут обоих. И ни в коем случае нельзя молчать. Сейчас следует обратиться в администрацию школы. Если обидчики не уймутся,
их родителей оштрафуют. Не поможет - дело передадут в суд. Так и случилось. Старшеклассникам пришлось извиняться. Больше они
русского не трогали. И это тоже был опыт. И наука. Нового гражданина учили, что самосуд, как и безнаказанность, недопустимы. Что
люди грамотные пользуются помощью органов, специально для этого созданных в государстве - будь то администрация школы, района или
суд...
Нам такое даже в голову не приходит.
Санкт-Петербург
Нина ПИЖУРИНА