От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 12.05.2004 21:56:19 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Еще раз - ЖКХ в Питере или На что могут рассчитывать горожане (*+)


http://www.spbvedomosti.ru/2004/05/12/chetyre.shtml

Четыре стандарта Смольного. На какие услуги жилищно-коммунальных служб могут рассчитывать горожане


Как ни странно, но вплоть до 2003 года мы жили по советским стандартам обслуживания жилого фонда, которые требовали и еженедельного
мытья лестниц, и ежегодной покраски стен в подъездах, и бесплатной замены паркета, газовых плит, колонок, ванн и прочих совершенно
нереальных в <новой жизни> услуг. Эта нереальность и порождала безответственность. Кто мог определить, как часто дворник должен
мести участок, если времена не советские, а других нормативов нет? Вот и подметался двор раз в квартал.
Над современными стандартами обслуживания думали еще при прошлой городской администрации. Но родились они только сейчас. Сегодня на
третьей странице нашей газеты Смольный публикует <Стандарты качества обслуживания жилых домов>. Из этого документа желающие могут
наконец узнать, какие именно услуги они получат (точнее, должны будут получать) от наших жилищно-коммунальных служб.
Вообще-то стандарты там четырех уровней - от минимального до повышенного, от безопасного проживания до комфортного. По какому же
будет обслуживаться основная масса горожан, те, кто платит по обычным тарифам, не сбрасываясь на консьержей и секьюрити?
Ищите графу <удовлетворительный стандарт>. Да, даже наши новые повышенные тарифы обеспечат обслуживание <на троечку>. Но, как
говорят разработчики документа, нынешний <стандарт>, стихийно сложившийся в минувшие годы, когда уборщицу в подъезде можно было
увидеть не чаще, чем главу иностранного государства при проезде через город, вообще находится в <нулевой зоне>, ниже всех критериев.
Впрочем, внимательные читатели удивятся, увидев в разделах <Периодичность работ по уборке придомовых территорий>, <лестничных
клеток>, <мусоропроводов> и прочего примечание - для базового стандарта. Ведь нам гарантируют только удовлетворительный. И как же
разобраться, что нам реально полагается? Как написать жалобу на дворника, если мы по-прежнему не знаем, как часто он должен выходить
с метлой в наш двор? Но в жилищном комитете, где и готовился документ, нас успокоили: что касается текущего обслуживания, то есть
моек и уборок, то здесь оба стандарта совпадают. Разница в ремонтном обслуживании, при <троечном> оно, конечно, похуже, чем при
<четверочном>. А до уровня базового стандарта, как говорят в комитете, мы доживем года через три-четыре.
Но не исключено (и даже очень вероятно), что многие дома и при новых тарифах будут обслуживаться на <двойку> и даже на <кол>.
Стандарт ведь не закон, скорее - инструмент контроля. Если бдительные жильцы выяснят, что дом недомыт, газон недочищен - по их
жалобе управляющей компании (этих компаний пока нет, но в жилищном комитете о них говорят как о факте) срежут оплату до
<минимальной> ставки, чтобы неповадно было. Но это ведь не значит, что сразу станет чисто - деньги деньгами, а многое ведь от людей
зависит.
А стандарт комфортного проживания, как легко догадаться, жильцы оплачивают из своего кармана - если проживают в домах ЖСК и ТСЖ и
все они - состоятельные люди.
Публикуя вслед за <Концепцией реформирования городского хозяйства> (номер от 7 мая) <Стандарты...>, Смольный придерживается
провозглашенного принципа, что нынешняя реформа ЖКХ будет простой и <прозрачной> для всех горожан. И это как-то даже примиряет с
грядущим повышением тарифов: можно будет понять, куда пойдут деньги, что мы за них получим и с кого спрашивать, если ничего не
изменится.

Владимир Новиков
==============
http://www.spbvedomosti.ru/2004/05/12/dobro.shtml

Добро пожаловать в реформу, но частным фирмам вход пока запрещен


На властных форумах, где обсуждается реформа ЖКХ, постоянно говорится о том, что только частный бизнес может вывести коммунальное
хозяйство из кризиса, в котором оно завязло. Губернатор Валентина Матвиенко призывает <разбить монополию государственной жилищной
системы, привлекать к обслуживанию в сфере ЖКХ частные компании, которые за те же деньги могут сделать более качественную работу>.
Идея не нова. Еще в 1997 году, начиная реформу ЖКХ с двукратного повышения квартплаты, тогдашние власти надеялись, что коммунальный
комплекс, получая больше денег, станет привлекательным для коммерческих структур. Но частный капитал в ЖКХ не пошел, зарабатывать
там деньги мало у кого получалось. В итоге коммерческие фирмы обслуживают менее 10 процентов жилого фонда. Пойдет ли частник в ЖКХ
сейчас?
По данным жилищного комитета Санкт-Петербурга, сейчас в нашем городе в сфере ЖКХ порядка 50 частных обслуживающих компаний.
Ежемесячно появляются в среднем три новичка. Но при этом с рынка уходят два, в основном из-за переоценки сил и финансовых
возможностей.
Дело в том, что практически все коммерческие структуры, работающие на ниве ухода за жилым фондом, должны иметь другие источники
дохода. Чаще всего они выполняют ремонтные и строительные работы для <своих> же домов. Кроме того, в последние годы крупные
компании-застройщики начали создавать собственные эксплуатационные фирмы, которые работают по расценкам в 2 - 5 раз выше городских.
А новички, которые пытаются зарабатывать деньги только на уборке дворов и лестниц и сантехническом обслуживании, выполняя работы по
госрасценкам, кое-как сводят концы с концами или вовсе прогорают.
Ситуацию на рынке коммунальных услуг обрисовать не так просто. Обслуживание элитного сектора жилья, безусловно, выгодно. Но здесь,
как уже сказано, работают <дочки> строительных компаний. Обычные частные компании, придерживающиеся стандартных расценок, выживают
за счет дополнительных услуг. Изменят ли ситуацию новые тарифы, которые, как уже никто не сомневается, Законодательное собрание
утвердит?

- Нет, потому что проблема не только в тарифах, - отвечает на этот вопрос директор одной частной и достаточно успешной компании
<СУ-31> Алексей Цыбульский. - Городские законы позволяют частным компаниям работать только с домами, имеющими статус юридического
лица - ЖСК и ТСЖ. Рынок муниципального жилья для нас закрыт.

Вот так новость! К чему же тогда со всех трибун говорить о привлечении частного сектора, если закон и тогда, в 1997-м, и сейчас не
разрешает коммерческим фирмам брать на обслуживание девять десятых всего жилого фонда города? Откуда же тогда возьмется конкуренция,
если районные жилищные агентства останутся монополистами и именно им в карман пойдут те три миллиарда рублей, которые городские
власти с нас дополнительно соберут?
Впрочем, будем надеяться, что отсутствие закона, позволяющего частникам выйти на рынок муниципального жилья, - просто недосмотр
Смольного и депутатов и дело можно поправить. Это подтверждает заместитель председателя жилищного комитета Олег Виктюк. По словам
чиновника, сейчас в комитете дорабатывается законопроект, который должен позволить частным фирмам обслуживать муниципальные дома. И
в этом случае главным действительно будет вопрос тарифов. То, что их повышение необходимо, утверждают не только чиновники, но и те,
кто знает этот бизнес изнутри.
Тот же А. Цыбульский, фирма которого существует на рынке более 3 лет и занимается только коммунальным хозяйством, на опыте убедился,
что все предусмотренные технологией эксплуатации зданий работы при существующих тарифах выполнить невозможно. <СУ-31> исправно
получает и собираемую ЖСК квартплату, и бюджетные субсидии, причем задолженности у плательщиков практически не бывает. И все равно
этих денег катастрофически не хватает. Некоторые противники повышения тарифов говорят, что в условиях конкуренции найдутся желающие
обслуживать жилье и за меньшую плату. Того, кто так считает, руководитель фирмы приглашает поработать в его компании в должности
зам. директора и попробовать и дома к зиме подготовить, и людям зарплату вовремя выплатить. Фактически работы по текущему содержанию
домов дотируются за счет подрядов на капремонт коммуникаций, обслуживание элеваторных узлов, отделочных работ и т. д.

- Примерно три-четыре года назад расценки на коммунальное обслуживание хотя и не удовлетворяли нас, но все-таки позволяли не
работать себе в убыток. Мы планировали развиваться и дальше, хотели механизировать работы дворников, мусорщиков и сантехников:
закупить для них технику и оборудование. Механизация могла сделать работы по обслуживанию дома более рентабельными, - рассказывает
А. Цыбульский. - Однако в настоящее время содержать дома и прилегающие территории стало невозможно - инфляция за эти годы составила
почти 40 процентов. Мы уже не можем строить планов дальнейшего развития. Если бы тарифы на коммунальное обслуживание остались
прежними, мы, конечно же, не ушли бы с рынка, но постарались переориентироваться на обслуживание элитных домов, где расценки давно
уже негосударственные.

За последние два года фирме пришлось разорвать отношения с 18 домами-заказчиками. Например, недавно работы пришлось приостановить в
Калининском районе - фонд заработной платы стал значительно превышать объем собираемых за техническое обслуживание денег.
В общем, руководитель считает, что администрация города правильно делает, что начинает реформу с повышения тарифов. Таково мнение и
членов ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере, которая объединяет <частников> города.
Но, по их мнению, только экономически проблему не решить. Нужно усилить административную ответственность граждан за умышленное
засорение и порчу жилого фонда. А то уборщицы жалуются, что они нанимались убирать подъезды, на деле же чистят отхожие места. Двери
в подъездах выворачивают вместе с коробками, стекла кто-то бьет просто от скуки, а по утрам вокруг домов гряды мусора, потому что
есть категория публики, которая привыкла оставлять свои мусорные мешки у подъезда или даже выкидывать их в форточки. И никто за эти
открыто творящиеся безобразия ни разу не был оштрафован, хотя еще лучше заставить местных вандалов по 15 суток бесплатно убирать
следы своих же художеств.
Что дадут частным компаниям новые тарифы (если их утвердят)?
По расчетам директора <СУ-31>, рентабельность его фирмы, которая сейчас близка к нулю, увеличится процентов на 10 - 12. Заработную
плату основному персоналу (сантехникам, электрикам, дворникам) можно будет поднять процентов на 25 - 35. Если при этом меньше сил и
средств будет отвлекаться на ликвидацию последствий бытового вандализма, коммунальный рынок будет вполне привлекательным.
Впрочем, рынком он станет только после реформы, когда, как обещают в жилищном комитете, подряды на обслуживание муниципального
жилого фонда будут выставлять на тендер, в котором на равных основаниях будут участвовать как ГУЖА, так и частные компании.
Заказчиком будут выступать или жилищный комитет, или территориальные власти. Они же будут осуществлять контроль за работой. В случае
несоблюдения условий договора (о чем наверняка будут сообщать сами жильцы) предусмотрены санкции: уменьшение суммы оплаты, штрафы
или вообще расторжение подряда.
В принципе идеи коммерсантов и комитета совпадают. Ассоциация уже сейчас предлагает отдать в качестве пилотного проекта на
обслуживание несколько муниципальных домов частным фирмам. И не сомневается, что дома им достанутся не из лучших. Понятно, что ГУЖА
удобнее с меньшими затратами и хлопотами обслуживать новостройки. А в старом фонде с ветхими коммуникациями и сыплющейся штукатуркой
навести порядок поручат частнику. Но при новых ставках даже такие объекты могут быть прибыльными.

- Отдайте мне такие государственные дома на эксплуатацию, и я посчитаю, что выгоднее: платить монополисту по тарифу или установить
узлы теплового и водяного учета. А на сэкономленные деньги проведу капитальный ремонт внутридомовых сетей и частичную реставрацию.
Город и жильцы на эти цели ни потратят ни копейки, - говорит А. Цыбульский.

При этом ГУЖА не будут чувствовать себя обделенными. У государственной системы преимущество в опыте, десятилетиями отработанных
схемах, связях, в проверенных временем кадрах. У частников свои преимущества: накладные расходы меньше, дисциплина на порядок выше
(сантехник по вызову приходит через пару часов, а не дней или недель), качество работ опять-таки выше - потому что иначе заказчик
может отказаться от услуг и поискать другую фирму, по этой же причине и цены на разного рода ремонты, как правило, ниже
государственных.
Но работы в жилищной сфере хватит всем, и в жизни никакого антагонизма между госучреждениями и частными компаниями нет. Например,
директор ГУЖА Центрального района В. Киселев не раз оказывал <СУ-31> помощь техникой, людьми и материалами при авариях в Кировском и
Красносельском районах. Так что в данном случае можно говорить о сотрудничестве, а не о конкуренции.
В общем, реформа в жилищном хозяйстве, по мнению всех профессионалов, начата правильно. Но хорошее начало - это только условие, а не
гарантия столь же успешного завершения. Реформа образца 1997 года провалилась, потому что была кабинетной. Нынешняя имеет шанс на
успех, если получит общественную поддержку.

Игорь Курныгин

==========