"Росбалт": Туризм, Питер и Россия (*+)
http://www.rosbalt.ru/2004/04/26/157079.html
Туристический Петербург: <культурная Мекка> вместо <цыганского табора>
20 апреля в Петербурге завершилась двухдневная конференция <Санкт-Петербург-300: культурный мегаполис России в международном
туристском пространстве>, основными темами которой стали осмысление итогов юбилейных торжеств прошлого года и потенциала города на
Неве в туристической сфере. Петербургские теоретики и практики туризма, а также представители дипломатического корпуса Северной
столицы признали, что 300-летие Петербурга стало мощной рекламной кампанией города на международной туристической арене. Но беда в
том, что город оказался не готов к долгосрочному освоению юбилейных <дивидендов> в виде повышенного интереса к нему туристов.
--------------------------------------------------------------------------------
В прошлом году Петербург принял 3,2 млн. иностранных туристов и 1 млн. российских гостей, город посетили 270 морских судов с 210
тыс. туристов и 90 тыс. членов экипажа на борту. В то время как ежегодный рост количества туристов в Петербурге обычно составляет
6-8%, в 2003 году эта цифра достигла 15-18%, а количество заходов судов увеличилось на четверть. Конечно, буму способствовали
международные юбилейные торжества, и по сравнению с первым постсоветским 1992 годом, когда количество туристов в Петербурге
составило всего 460 тысяч, - это довольно оптимистические показатели. А потому в планах администрации города - максимальное
использование привлекательности Северной столицы и превращение ее в европейский туристический центр, где туризм станет одной из
основных отраслей городской экономики.
В связи с этим активизировалась деятельность петербургских властей по формированию благоприятного туристического имиджа города.
Многие годы эксплуатирующийся брэнд <Белые ночи>, привлекавший в Петербург в летний сезон многочисленных гостей, в настоящее время
вызывает у представителей турбизнеса лишь головную боль, поскольку создал беспрецедентный перекос в посещениях города в летний и зим
ний периоды. Так, если летом заполняемость петербургских гостиниц достигает максимума, то зимой она колеблется от 60% до 40%, а
иногда снижается до 30%.
В противовес летнему сезону ведущие отели города разработали программу <Белые дни>, которая была поддержана правительством
Петербурга, а также основными культурными учреждениями Северной столицы, которые именно к зимнему сезону стали готовить наиболее
зрелищные и масштабные мероприятия: фестивали, выставки, концерты и т.д.
<Белые дни>, возможно, со временем станут туристическим брэндом зимнего Петербурга, но город нуждается в глобальной концепции
развития туризма. Как рассказал на конференции Валентин Захаров - пресс-секретарь Комитета по туризму и развитию курортов, ныне
упраздненного и вошедшего в состав единого городского Комитета по внешним связям и туризму - на разработку этой концепции
Министерство экономического развития и торговли РФ выделило 14 млн. рублей.
По его словам, уже несколько компаний выразили желание начать разработку новой концепции туристического позиционирования Северной
столицы. <Причем все эти компании - иностранные, - отметил Валентин Захаров. - Но мы надеемся, что будет объявлен конкурс на
проведение этой большой работы, и свои предложения представят и российские компании. Пока же нам необходимо понять, какой именно
брэнд Петербурга мы хотим получить>.
Как считает Валентин Захаров, привлечение иностранных компаний к работе над туристическим брэндом даст Петербургу необходимый
международный рейтинг и поможет понять, что хотят увидеть в городе на Неве иностранные туристы. Но при этом он напоминает печальный
опыт начала 1990-х годов, когда иностранные компании, заинтересованные в туристических возможностях Северной столицы России,
представили свое видение города: согласно ему, на Невском проспекте через каждые 100 метров должен был стоять бурый медведь с
самоваром и баранками, а через 200 метров - цыганский табор.
Высокий международный рейтинг Петербурга очевиден: по данным ЮНЕСКО, он занимает 8-е место в мире по туристической
привлекательности, и 72% европейских туристов, а это около 30 млн. человек в год, хотели бы побывать в городе на Неве. Принять такое
количество гостей город сейчас просто не в состоянии по ряду объективных причин, например, из-за отсутствия соответствующего числа
гостиниц. Сейчас в Петербурге насчитывает 200 объектов размещения (17 тыс. номеров), в которых одновременно может проживать всего 32
тыс. человек, причем 50 гостиниц были сданы к 300-летию города.
Но соотношение цена-качество в петербургских гостиницах не соответствует никаким стандартам. Кроме того, ограничена пропускная
возможность аэропорта <Пулково>, в городе критическая ситуация с транспортной инфраструктурой, ощущается нехватка квалифицированных
переводчиков и экскурсоводов, особенно при проведении обзорных экскурсий, плохая экологическая обстановка и неблагоприятная для
туристов криминогенная ситуация.
Петербург до сих пор пожинает плоды навязанного городу титула <криминальной столицы России>. И если сами петербуржцы в большинстве
своем готовы спорить с этим определением, то иностранцев такая репутация города просто пугает. Так, по признанию консула США в
Санкт-Петербурге Дэвида Сифкина, его сограждане боятся посещать Петербург. <Американцы считают Санкт-Петербург опасным городом,
потому что наслышаны об ужасных ограблениях на улицах, об историях с <оборотнями в погонах>, о нападениях <скинхедов>, - отметил
консул. - Кроме того, мы не привыкли, что нас может остановить любой человек в погонах только для того, чтобы проверить наши
документы. Поэтому американцы чувствуют себя более спокойно в Нью-Йорке или Вашингтоне>.
Тем не менее, США занимают второе место среди стран, чьи туристы наиболее активно посещают Петербург, пропуская вперед лишь
Финляндию. Для американцев консульством даже проводятся специальные брифинги по поведению на улицах Петербурга: например, их учат
узнавать по одежде и другим признакам цыган задолго до того, как те успевают их окружить, - чтобы не стать жертвой всевозможных
<гаданий> и откровенного ограбления, а также советуют беспрекословно показывать документы представителям органов правопорядка.
Почти все представители туристической отрасли отмечают уникальную архитектуру Петербурга, его богатейшее музейное наследие,
мифологичность и насыщенную историю города, привлекающие к нему туристов. И, безусловно, именно культурная составляющая Петербурга
должна стать его визитной карточкой. Туристический образ города должен быть сложен из его положительных характеристик, затмевающих
негатив в виде плохой инфраструктуры, не вполне спокойной криминогенной ситуации и неблагоприятной экологии.
<Сейчас столица Финляндии проводит туристическую рекламную кампанию под слоганом <Хельсинки - это не только большая рюмка водки>, -
рассказывает заведующий кафедрой связей с общественностью Государственного педагогического университета им. Герцена Алексей
Чечулин, - это оригинальный ход финнов, любящих весь этот постмодернизм, но, пожалуй, слишком радикальный для нашего города. Нам
ближе, наверно, немецкое <Пережить заново> - слоган, вобравший в себя уже полученные впечатления от посещения города Бремена и жажду
ощущения положительных эмоций>.
Брэнд города необходимо создавать, в первую очередь, согласованно, когда единому образу будут подчинены все действия
заинтересованных в привлечении туристов сторон, как это было год назад при позиционировании Петербурга на международном уровне. <В
том, как юбилей представлялся самим петербуржцам, было много негативного, - считает Алексей Чечулин. - Да и лозунг юбилейных
торжеств - <Время жить в Петербурге> - оказался неудачным>.
При всем стремлении властей Петербурга превратить город в <культурную Мекку>, что принесет мощные валютные поступления, рост
городского бюджета, увеличение доходов в сфере услуг, а также дополнительные рабочие места, нельзя забывать и о негативных сторонах
туристического бума: сезонная занятость населения и отток рабочей силы из других сфер экономики, ухудшение экологической обстановки
и целый ряд других. А потому блестящее туристической будущее Петербурга, при котором уже к 2007 году планируется принять на невских
берегах 5 млн. иностранных туристов, - это палка о двух концах.
Вообще, туристическая отрасль России, по прогнозам международных экспертов, будет развиваться в ближайшем будущем наиболее
интенсивно, по сравнению с другими странами. Но проблема российского туризма заключается в невнятной нормативно-правовой базе, а
также в том, что на данный момент на одного въезжающего в Россию туриста приходится три выезжающих, а это значит, что идет мощный
отток валюты из российской экономики. Переориентация российского туризма с внешнего на внутренний - еще более сложная задача, чем
усилия по привлечению в нашу страну большего числа иностранных гостей.
...А новое положительное позиционирование Петербурга на международном туристическом рынке должно начаться уже прямо сейчас - пока не
остыли эмоции грандиозного прошлогоднего юбилея и пока не начались Олимпийские игры в Греции, которые также будут использованы как
масштабный катализатор туристического интереса к этой стране, возможно - еще более удачного, чем петербургское 300-летие.
Ольга Осиновская, ИА <Росбалт>