Ф. Кармазинов, "Водоканал": "В 2008 году воду из-под крана можно будет не кипятить" (*+)
http://www.spbvedomosti.ru/2004/04/24/neva.shtml?print
Нева и Ладога в... стакане воды
Бутылки с минеральной водой, поставленные на стол, за которым мы беседуем с Феликсом Кармазиновым, остались нетронутыми. Гость
предпочел чай, заваренный вскипяченной водопроводной водой. С чашкой в руке он поведал нам, что пройдет два-три года и пить ее можно
будет прямо из-под крана. А лет через пять мы сможем безбоязненно купаться возле Петропавловской крепости и у побережья Курортного
района.
В это с трудом верится, но жизнь показывает, что петербургский <Водоканал>, являющийся победителем в конкурсе подобных предприятий
России, слов на ветер не бросает. Тем более что обещания его главы и методы их выполнения подробно <прописаны> в первой городской
программе развития водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга, рассчитанной до 2011 года. В ней, в частности, сказано, что в
итоге наша вода будет соответствовать европейским критериям качества и безопасности. А канализационные стоки будут чище невской
воды.
И все-таки мы позволили себе кое в чем усомниться. А у Феликса Владимировича хватило терпения ответить на все наши вопросы.
- За годы рыночного хозяйства в некоторых городах бывшего Союза, а теперь - крупных центрах и даже столицах самостоятельных
государств водопроводная система пришла в удручающее состояние, и краны в квартирах уныло молчат. Мы вправе думать, что и у нас
ситуация могла бы сложиться аналогичным образом. Готовиться ли нам в этом отношении к худшему?
- Я мог бы ответить на это сугубо формально: <Водоканал> поставляет воду хорошего качества и обеспечивает, выражаясь языком
документов, <необходимые параметры напора воды на вводе в дом при ее подаче абоненту>. Что происходит потом, в ржавых и <заросших>
трубах перед домом и в нем самом, как работает внутреннее насосное оборудование... - это, казалось бы, не наша проблема.
Да, как и везде в мире, мы имеем дело с домовладельцами, и у нас нет прямых отношений с каждым конкретным гражданином. Но, по сути,
работаем мы для него, и его оценка качества услуг водоснабжения для нас очень важна. Поэтому наш <Водоканал> организовал первую и
пока единственную в России <горячую> линию по типу европейских Call-центров, способную принимать до 6 тысяч обращений граждан
ежесуточно. Мы занимаемся всеми обращениями граждан по поводу работы водопроводной системы вне зависимости от того, наша это
проблема по формальным признакам или нет.
Увидев всю картину без прикрас, мы обнаружили, что за пределами нашего ведения далеко не все благополучно. И много вопросов, даже
больше чем ожидали, находится на стыке зоны ответственности <Водоканала> и жилищно-коммунальных служб, отвечающих за состояние
домовых сетей. Да, городу надо вводить в строй новые водопроводные станции. Но, покупая дорогостоящее оборудование и осваивая новые
технологии очистки питьевой воды, нельзя забывать, что есть такие дома, где на уровне 6 - 7-го этажей вода - <величина переменная>,
то она есть, то ее нет или почти нет. Ведь конкретному гражданину все равно, чья это вина.
Этой острой проблемой мы вплотную занимаемся последние полгода. Взаимодействовать приходится с владельцами зданий. Сначала они
отмахивались от нас. Сегодня ситуация меняется - повлияли главы администраций, к которым мы вынужденно обратились за поддержкой.
Уверен, к концу года эту проблему мы решим.
Во всяком случае ни один адрес, по которому было обращение граждан, не будет снят с контроля, пока не добьемся устранения всех
причин неполадок.
- Насколько мы понимаем, ваша цель - именно добиваться результата, а не брать на себя чужие обязанности? Почему же тогда недавно вы
взялись за осушение затопленных подвалов в Петроградском районе, где их особенно много? Ведь делать этого вовсе не должны.
- Это был жест отчаяния. Когда мы увидели, в какой жидкости неизвестного происхождения лежат трубы и буквально истлевают,
бездействовать не смогли. Силами <Водоканала> было осушено 50 подвалов, но это капля в море. И потом, ЖКХ постепенно встает на ноги
и, надеюсь, скоро будет способно взяться за дело.
- Но вернемся к вашим <прямым обязанностям>. Без воды мы не останемся, а как насчет грязи в Неве, которой нас постоянно пугают
экологи и эпидемиологи? Вот, в частности, совсем недавно главный санитарный врач России публично заявил, что 84 процента источников
водоснабжения города и области не соответствуют санитарным нормам, а <невская вода лишь с большой натяжкой может считаться пригодной
для употребления>.
- Нева - основной источник водоснабжения, но для этого и работает <Водоканал>, чтобы качество питьевой воды соответствовало всем
нормативным требованиям. Лично я без опасений пью воду из-под крана, правда, после кипячения. В 2008 году можно будет и не кипятить.
Вообще-то по сравнению с другими источниками в регионах России наша Нева выглядит не так уж плохо. Сегодня в ней нет тяжелых
металлов, радиоактивных элементов, пестицидов. А вот по бактериологическим показателям и Нева, и ее притоки очень загрязнены. Рост
бактериального загрязнения приходится на весну и осень из-за паводков и дождей. Для того чтобы вредные микроорганизмы не вызвали
эпидемии, необходима надежная защита от вирусов.
Хлорирование воды на Главной водопроводной станции и на всех пригородных проводится с использованием гипохлорита натрия. Это новая,
более безопасная технология дезинфекции воды по сравнению с применявшимся ранее газообразным хлором. Там же, на Главной
водопроводной станции, функционирует и самая крупная в России, да и, наверное, в Европе, система обеззараживания питьевой воды
ультрафиолетом. В ближайшие три года эта технология будет внедрена и на остальных водопрововодных станциях города.
Последовательно реализуется и программа прекращения сброса неочищенных сточных вод в водоемы города - это наша прямая обязанность, и
в значительной степени состояние невской воды зависит от наших усилий.
- Почему же тогда так долго строятся Юго-Западные очистные сооружения.
- ЮЗОС - важнейший экологический объект Балтийского региона. Летом 2005 года, когда введем их в строй, сброс неочищенных сточных вод
в Финский залив сократится на 330 тысяч кубометров в сутки.
Что касается темпов строительства, то сейчас ЮЗОС возводятся стремительно: в две смены на них трудятся 400 рабочих и инженеров из
Финляндии, Швеции и России. Решение подобного рода экологических проблем - дело не сугубо муниципальное. Петербург загрязняет не
только свою акваторию. Минувшим летом я был на западном побережье острова Котлин, там к заливу за пятьдесят метров не подойдешь...
А простаивала стройка потому, что государственный источник финансирования иссяк, пришлось искать другие. Наконец благодаря
международной значимости этой проблемы нашлись и спонсоры, и кредиторы. Нашим проектом западные коллеги восхищаются: при его
реализации впервые применена уникальная схема финансирования - государственно-частное партнерство, в основе которого лежит
сотрудничество между европейскими финансовыми институтами, подрядчиками из стран Северной Европы, международными донорами и местными
органами власти - всего 15 участников, объединивших свои возможности.
Если посмотреть на проблему канализования Ленинграда - Петербурга в целом, то станет понятно, что она решается стремительно. До 1979
года у нас не было ни одного очистного сооружения, несколько десятков тысяч выпусков гнали стоки в Неву, реки и каналы. А спустя 25
лет очищается уже три четверти объема всех сточных вод. Для сравнения: в Лондоне на это ушло 120 лет, в Париже - 130. Вообще надо
сказать, что стопроцентной канализационной очистки нет нигде в мире.
- Неужели в Неве можно будет купаться и пляж у Петропавловки перестанет быть бутафорией?!
- Думаю, купаться можно будет и в Неве, и в Финском заливе. По крайней мере я могу обещать чистую
воду у побережья Курортного района к 2007 году. Сейчас в Сестрорецке реконструируются очистные сооружения, на которых стоки будут
обрабатываться ультрафиолетом. Не раскрывая всех планов, скажу, что года через четыре и у Петропавловки можно будет плавать.
- То, что вы говорите, похоже на сказку. Вода без жидкого хлора, напор в трубах хороший, купание в Неве и заливе безопасно для
здоровья... Но остается еще одна нерешенная проблема: как избавиться от окиси железа, то есть от ржавчины, которая делает воду
чрезвычайно неаппетитной и сводит на нет старания <Водоканала>?
- Это действительно серьезная проблема. В системе городского водопровода есть трубы, которые проложены еще в позапрошлом веке. Но,
как ни парадоксально, хуже всего ведут себя не они, а те, что прокладывались в 1970 - 1980-х годах, когда шло торопливое массовое
строительство. Экономили на всем, трубы изготавливали из некачественной стали, без внешней и внутренней изоляции. Мы сегодня владеем
всеми необходимыми технологиями замены и ремонта сетей, проблема решаема, причем в течение трех лет.
- Дай Бог! Вот только смущает, что городская программа развития водоснабжения создана в расчете на Неву. И хотя Нева, будем
надеяться, действительно станет гораздо чище, риск экологических аварий на ней не уменьшится, а только вырастет. О Ладоге как об
альтернативном водном источнике никто уже и не вспоминает?
- Ну почему же, мы помним. Мы прекрасно осознаем, что Нева сегодня - оживленная транспортная артерия страны, которая становится все
более загруженной. Ведь года не проходит без аварий. Безусловно, мегаполису нужен альтернативный источник водоснабжения. Подземных
запасов у нас очень мало, в подавляющем большинстве они насыщены железом и марганцем в недопустимых концентрациях, частично радоном.
Так что о Ладоге мы не забываем и уже начали в этом направлении проработки. Но цена вопроса такова, что ждать его решения в
ближайшее время не приходится. По предварительным расчетам ГУП <Ленгипроинжпроект>, водовод из озера обойдется в 5 миллиардов евро.
Так что надо решать текущие задачи, не забывая, конечно, и о перспективе.
- Одна из таких задач - снизить потребление воды, которую мы привыкли лить <не стесняясь>. Судя по статистике <Водоканала>, в
среднем петербуржцы расходуют 240 литров холодной воды в сутки. В Финляндии - 200 литров, включая горячую, а в Дании - 150.
Собираетесь ли вы наконец устанавливать квартирные счетчики?
- Ну, во-первых, установка квартирных счетчиков - это добровольное дело домовладельца и жильцов дома. <Водоканал> к этому отношения
не имеет. Мы установили и обслуживаем водомеры на входе в каждый дом, хотя это тоже не совсем наша обязанность, но это нам
необходимо для учета водопотребления. Что касается квартирных счетчиков, то вряд ли они значительно повлияют на снижение потребления
воды, а значит, существенно сэкономят деньги. Сомнения на этот счет основаны на опыте зарубежных коллег. Вообще-то культуру
водопользования надо воспитывать с детства, что мы и пытаемся делать в Детском экологическом центре, созданном на базе предприятия.
Знаете, уж если говорить об экономии, а точнее, оптимизации расхода воды, то не уйти от философии. Да, нужно вовремя закрывать кран,
устранять протечки, не лить воду зря... Но взгляните, как нынче говорят, в корень. Сколько денег тратится на подготовку питьевой
воды, которая в этом качестве не используется! В день ее человеку нужно от силы пять-шесть литров, остальные двести с лишним литров
уходят в канализацию, транспортируют грязь. Ведь это, мягко говоря, расточительство. На водоподготовку работает целая индустрия по
изготовлению оборудования, деталей, реагентов, требуются большие энергозатраты для функционирования систем водоснабжения... Дешевле
раздавать чистую питьевую воду бесплатно.
Я, наверное, идеализирую, но было бы логично разделить холодную воду на два потока: один, тоненький, кристально чистый, подавать
дозированно. Другой - прошедший необходимую обработку и безопасный для прочих хозяйственных нужд - подавать без ограничений.
Конечно, сегодня это нереально, но, надеюсь, когда-нибудь жители Земли дозреют до осознания себя не только потребителями, но и
хозяевами.