От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 20.04.2004 22:38:05 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"Почему дети в школе страдают физически и психически?" (*+)

http://www.inauka.ru/health/article41156/print.html

ПОЧЕМУ ДЕТИ В ШКОЛЕ СТРАДАЮТ ФИЗИЧЕСКИ И ПСИХИЧЕСКИ?

О вопросах укрепления и сохранения здоровья школьников

Ольга НЕВЕРОВА


Состояние здоровья российских школьников в последние годы иначе как катастрофическим не называют. В цифрах и фактах, подтверждающих
эти оценки, недостатка нет, хотя в разных источниках и они существенно различны.
Много самых разных данных прозвучало и на "круглом столе" под названием "О совершенствовании законодательства по вопросам укрепления
и сохранения здоровья школьников", который провел в Государственной думе комитет по охране здоровья. Но разговор, как и следовало
ожидать, вышел за рамки чистого законотворчества. "Главное - мы перестали кричать "караул!" и начали работать", - так оценил
изменения в подходах к проблеме один из участников дискуссии.
Детей у нас рождается мало, а здоровых - и того меньше. На бытовом уровне это сегодня знает каждый взрослый. Итоги Всероссийской
диспансеризации 2002 года, хотя и проведенной, по мнению многих врачей и родителей, весьма формально, этому обыденному утверждению
не противоречат. Абсолютно здоровыми признаны около 37% детей в городах и 29% - в сельской местности. Хронические заболевания есть у
14% городских детей и у 17% - сельских. У остальных - расстройства функций различных органов.
Школа вносит свою долю в ухудшение здоровья детей. Редкий школьник сегодня не приобретает за годы обучения искривление позвоночника,
близорукость, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, органов дыхания... В последние годы врачей особенно беспокоит рост
психических расстройств и саморазрушительного поведения детей: по данным Минздрава РФ, в 2003 году 7800 несовершеннолетних покончили
с собой.
Почему дети в школе страдают физически и психически? Разные специалисты ищут ответ на этот вопрос, и отвечают они в конечном счете
по-разному. Кто-то предпочитает подход социально-экономический: все дело - в низком жизненном уровне большинства российских семей, в
плохой оснащенности школ, в низкой зарплате учителей. Кто-то сетует на слишком большие учебные нагрузки: современному ученику
приходится много часов сидеть за уроками в вынужденной позе и мало времени гулять и заниматься физкультурой. Одни видят недостатки в
медицинском обслуживании школьников, другие - в методиках преподавания. Истина, видимо, требует суммирования всех мнений и фактов.
Но дело даже не в том, сколько факторов влияет на здоровье школьника, а в том, какова их иерархия: за какую ниточку надо дернуть,
чтобы клубок проблем начал разматываться?
Участники дискуссии - представители регионов, ученые, депутаты - предлагали свои варианты решения. Замминистра здравоохранения
Республики Башкортостан Салия Мурзабаева предложила считать критерием оценки работы образовательных учреждений не только
успеваемость и выполнение учебных программ, но и состояние здоровья детей. Это, по ее мнению, заставит школы заботиться о внедрении
здоровьесберегающих технологий обучения, которых придумано уже немало. Министр образования Республики Татарстан Фарис Харисов
рассказал о том, какие хорошие результаты дает введение дополнительных уроков физвоспитания и других видов двигательной активности
детей: они реже болеют, лучше учатся. Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке академик РАМН Сергей
Колесников считает, что положительно повлияет на здоровье ребят анализ содержания обучения. Сегодня до половины образовательных
учреждений используют методики, не прошедшие экспертизу врачей.
Наиболее системный подход к проблеме предложила директор Института возрастной физиологии Российской академии образования,
член-корреспондент РАО Марьяна Безруких. В течение многих лет сотрудники института ведут мониторинг здоровья детей разных возрастов
и отмечают все происходящие в нем изменения.

- Мы не должны забывать о том, что у нас до 70% патологии беременности и родов, - сказала она. - А это означает, что примерно у 70%
детей снижен адаптивный ресурс, и при любом перенапряжении ребенок может подорвать свое здоровье. Школьное обучение сплошь и рядом
связано с перенапряжением адаптивных возможностей детского организма.

К числу самых опасных физиологи относят "стресс ограничения времени", с которым сталкиваются почти все дети, приходящие в школу.
Учебные программы построены таким образом, что учитель не может принимать во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка.
Медлительные дети, которые из-за своих физических возможностей не успевают выполнять задания в отведенное время, обречены на учебные
неудачи и накапливающийся стресс. Второй негативный фактор - авторитарный стиль обучения, который распространен в наших школах.
Состояние хронического стресса, в котором дети пребывают в школе, может быть причиной роста и обострения как психических
расстройств, так и различных соматических заболеваний.
Современная российская педагогическая и медицинская наука создала немало методик, рекомендаций, пособий для учителя и родителей,
которые позволяют решать многие проблемы, связанные со здоровьем школьников. Многочисленными дискуссиями о проблеме дело не
закончится.

Десять диагнозов для семьи и школы

Школьные факторы риска, проранжированные по значимости и силе влияния:

1. Стрессовая педагогическая тактика.
2. Интенсификация учебного процесса.
3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
4. Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
5. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
6. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
7. Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
8. Разрушение служб школьного врачебного контроля.
9. Провалы в системе физического воспитания.
10. Отсутствие системы в работе по формированию представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни.

Источник: Центр образования и здоровья Минобразования РФ, Институт возрастной физиологии РАО

13:51 19.04.04