Re: Теория этногенеза Л. Н. Гумилева, сциентизм и исторический детерминизм
Просмотрев дискуссию по вопросам этногенеза я подумал и решил высказаться. Дело в том, что ни один из участников не обратил внимание на философскую составляющую этой теории и выводы, которые из нее можно сделать.
Кратко напомню суть теории:
Теория Льва Гумилева рассматривает историю через призму этнической истории, с основным для нее понятием этноса. ЭТНОС в отличие, скажем, от используемого в гуманитарных науках понятия «нации», представляет собой объединение людей главным образом по биологическому (т.е. в большей степени естественному, чем культурному) признаку. Этнос прежде всего есть стихийно возникшее под влиянием космического толчка сообщество людей-изгоев, которым тесно в рамках их национальных систем и которые связывают свою судьбу друг с другом.
Солнце посылает свои биоимпульсы, они приводят к так называемому пассионарному толчку. Объясняя это, Гумилев высказывает следующую гипотезу. При снижении солнечной активности защитные свойства ионосферы снижаются и отдельные кванты или пучки энергий могут пролететь невысоко над земной поверхностью; их жесткое излучение, как известно, вызывает мутации. Этногенез, таким образом – это продолжение теории эволюции, то есть мутации внутри человечества приводят не к переходу его в новый эволюционный тип, а к возникновению, развитию и смерти естественных живых организмов-этносов.
Механизм эволюции этносов, предложенный Гумилевым, близок синергетическому: воздействие извне (солнечное излучение), появление «пассионариев», точка бифуркации, становление и развитие этноса. «Пассионарии» Гумилева — это как бы центры кристаллизации, если воспользоваться примером Пригожина о превращении воды в лед.
По Гумилеву, пассионарный толчок приводит к появлению некоторого числа энергетичных (пассионарных) личностей, а индуцируя пассионарность, формируют этнос, ведя всех окружающих людей за собой.
Этногенез ( естественный процесс развития этноса) включает следующие этапы:
Этап 1. Подъем — динамичная (завоевательная) фаза. Основной лозунг фазы подъема — «интересы этноса важнее всего». Главное для индивидуума — долг перед обществом. Часты войны; ведется интенсивное преобразование природы, которая страдает все же в меньшей степени.
Этап 2. «Перегрев», надлом — акматическая фаза (от фр. акмэ — «вершина»). Лозунг выдвигаемый большинством этноса «Будь самим собой », процветает индивидуализм; льется кровь, но культура развивается, и в ней каждый проявляет свою индивидуальность; растранжириваются богатства и слава, накопленные предками. Этнос достигает своей высшей точки силы, после которой начинается спуск вниз, а при входе в надлом начинаются войны и революции внутриэтнические конфликты. Победившие вожди присоединяют к себе людей и истребляют несогласных, ведут войны. Природа страдает в наибольшей степени. В этом периоде гибнет много пассионариев в результате чего фаза заканчивается миром.
Этап 3. Переход в нормальное состояние, «инерционная фаза». Главным становится лозунг «будь таким как я», происходит подчинение этноса сильному лидеру , ориентация на стабильность и процветание «Мы устали от великих!».. и природа приходит в стабильное состояние в пассионарных странах, но разрушается в странах захваченных.
Этап 4. Обскурация — фаза затухающих колебаний. Лозунг фазы обскурации — «будь, таким как все», «День, да мой». Возрастная болезнь — убийство и подавление лучших по личным качествам. Каждый думает о себе. В этой стадии у власти оказываются паразиты-субпассионарии, не имеющие идеальных стремлений. Ценятся не способности, а их отсутствие, не образование, а невежество, не стойкость во мнениях, а беспринципность, способность мгновенно менять убеждения. Все это приводит к вымиранию этноса (субпассионарии и размножаться перестают, в результате чего их поколение паразитов исчезает вообще). Этнос достигается гомеостаза. (равновесия с природой) состояние природы или конце консервируется или природа восстанавливается (по причине гибели подавляющего большинства членов этноса. Из фазы обскурации у этноса есть путь к регенерации в случае если находятся пассионарии способные вновь запустить процесс этногенеза.
Гибель любого этноса через 1000-1200 лет настигает его под влиянием собственного разложения или нашествия других более молодых и энергичных этносов. Последние стадии перехода от обскурации в окончательный упадок — мемориальная (остается только память как совокупность того, что было познано) и реликтовая (память исчезает). Концепция Гумилева объясняет сказания о героях в фольклоре всех народов как воспоминания о светлой поре возникновения и мощи этноса.
Важно то, что и пассионарность и этногенез объясняются естественными причинами. История превращается в придаток к психологии и этнологии – все социальные роли объясняются внеземными причинами или же врожденной генетической предрасположенностью. Таким образом налицо элемент сциентизма – перенесенный с описания природы на историю человечества БИОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ.
И если С. Г. Кара-Мурза так сильно боролся с советским истматом, то это еще цветочки по сравнению с вульгарным толкованием теории Гумилева его последователями (кстати, иногда начинающимися с фраз «Учитель сказал» – я не шучу!). И вот крушение СССР объясняют исключительно такой «фазой надлома», которая якобы должна пройти, т.к. уже все сроки прошли и закончились. Скоро должна наступить «золотая осень этноса». А другие «гумилевцы» напротив считают, что началась обскурация – ничего уже не поделаешь. Как правильно заметил Н. Бердяев: «Оптимизм и пессимизм суть две формы детерминизма».
Вот чем опасна такая теория – синтез истории, географии и биологии явно привел Гумилева к самому порогу монистического синтеза на основе биологического и этнического детерминизма. Иными словами теперь личности будут приказывать не законы вульгарного истмата, а законы ее собственной природы. «Если ты пассионарий – значит живи, если гармоник – не тронем, а вот если субпассионарий – твое место у параши». Ведь такие или примерно такие мысли уже даже на сайте «Интернет против телеэкрана» стали высказывать!
Мое мнение: важные мысли Гумилева об этногенезе и пассионарности надо обработать таким образом, чтобы изгнать детерминизм и сциентизм. Пассионарность - никакая не генетическая предрасположенность, этногенез – может по-разному протекать в разных условиях и зависит от воли людей. И главное – весь мир не состоит из одних этнических причин как он не исчерпывается одними общественно-экономическими условиями…