От Сепулька Ответить на сообщение
К Дмитрий Кропотов Ответить по почте
Дата 08.04.2004 12:02:10 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Идеология; Теоремы, доктрины; Версия для печати

Re: JesCid-у

Привет!

А может, это Вы не разобрались, Дмитрий?
>"Этнос есть общность социальная и только социальная" (с.37, Философия истории).

Приведу другие цитаты из Семенова. Кстати, кто читал "Этногенез и биосфера Земли", тем легко увидеть совпадение рассуждений Семенова с рассуждениями Гумилева.

"Первое, что, казалось бы, роднит всех членов данной этнической общности и одновременно отличает от членов других таких же общностей, — язык. В известной степени это справедливо по отношению к русским, полякам, башкирам и многим другим этносам. В мире существует только одна этническая общность, члены которой говорят на польском языке. Это поляки. То же самое можно сказать о русских, башкирах, финнах и т. п.
Но это не может быть отнесено к англичанам, испанцам, немцам, французам, португальцам, сербам. Язык, отличая англичан от французов, не отделяет их от американцев, англо-канадцев, англо-австралийцсв, англо-новозеландцев. Отличая"испанцев, скажем, от шведов, язык не отграничивает их от мексиканцев, кубинцев, чилийцев, аргентинцев. На немецком языке говорят не только немцы, но также австрийцы и германо-швейцарцы. На французском языке, кроме французов, говорят валлоны, франко-швейцарцы и франко-канадцы. На одном языке говорят сербы, хорваты, черногорцы и боснийцы."
"Общая культура — вот что роднит всех англичан, пока они остаются англичанами, и отличает их от американцев, ирландцев, шотландцев и других такого же рода общностей людей, говорящих на английском языке. Что же касается языковой общности, то она, как в том случае, когда эта общность в общем и целом совпадает с культурной, так и в том, когда она значительно шире последней, является одновременно и важнейшим условием возникновения и развития культурной общности и существеннейшим компонентом последней."
"Здесь перед нами предстает еще один важный фактор — этническое самосознание, т.е. осознание людьми, составляющими этническую общность, своей принадлежности именно к этой, а не к какой-либо другой общности. И северные великорусы и южные великорусы в одинаковой степени осознавали себя русскими. Таким образом, этническое самосознание состоит в том, что человек осознает себя русским, англичанином, норвежцем. Тем самым он осознает данную общность как «свою», а остальные как «чужие», данную культуру как «свою», а остальные как «чужие»."
"Отсюда вытекает представление, что этническая общность в своей основе есть общность происхождения, что этнос есть совокупность людей, имеющих общую плоть и одну общую кровь, что каждый этнос — особая порода людей. Таким образом, социальная по своему существу общность людей осознается как общность биологическая, что находит свое отражение в языке. Слово «народ», которым в обыденном языке именуют этнос, происходит от слов «род», «рождать», «порождать». И недаром, еще в XVII —XVIII, даже в XIX вв. для обозначения этноса нередко употреблялось слово «раса»."

Окончательно:
"этнос, или этническая общность, есть совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке [противоречие с тем, что он сам же написал выше - C.], обладают общим самоназванием и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп,причем эта общность чаще всего осознается как общность происхождения."
Далее употребляется еще термин "генетико-социальная общность" применительно к этносу.
Из Гумилева, т.о., выбрасывается только "энергетическая структура".

>ДУмаю, просить Сепульку пояснить, как она пришла к мнению, что определение этноса у Семенова чем-то похоже
>на Гумилевское, не стоит - сие тайна велика есть :) Равно как и про прочие фантазии про использование Семеновым понятийного аппарата ГУмилева :).

Дмитрий, прочитайте "Этногенез и биосферу Земли", и Вы поймете, что бОльшая часть рассуждений Семенова совпадают с рассуждениями Гумилева. Разница только в том, что Гумилев провел их первым.

>Гумилев в первую очередь обращает внимание на биологические особенности этноса, отсюда его бред про пассионарность и т.д.

Ну не читали же первоисточник, зачем говорить о том, что не знаете.