Еврейские деньги в странах СНГ(Амос Лахат, глава департамента Еврейского агентства)
В руки попал материал <Тайна еврейского золота> Амоса Лахата,
главы департамента стран СНГ в Еврейском агентстве.
(текст воспроизводится полностью)
-------
На уходящей неделе произошло сразу два события, напрямую связанных с
Еврейским агентством (Сохнут). Во-первых, в Израиль съехались более 200
еврейских лидеров со всего света на заседание Попечительского совета
(ПС) этой организации. Его члены собираются три раза в году, чтобы
утвердить бюджет и выработать общую стратегию Сохнута. На сей раз особое
внимание было уделено диаспоре в СНГ и положению еврейских эмигрантов
оттуда в Германии и США.
Одновременно Сохнут - впервые после начала интифады - принял активное
участие в пропагандистских акциях в защиту Израиля. При этом он
координировал свои усилия с общинами русскоязычных евреев в Западной
Европе, в первую очередь Германии.
<КРЕМЛЬ ТЕРЯЕТ ИНТЕРЕС К ЕВРЕЯМ>- не больше не меньше
- В последние годы на евреев в России появился огромный <спрос>. За
влияние на них соревнуются местная власть, международные еврейские
организации и Израиль.
- Как можно оценить наши шансы в этой игре? Мы проигрываем?
- Думаю, нет. Мы уже добились немалого. Об этом свидетельствует хотя бы
тот факт, что в Израиль приехал миллион выходцев из бывшего СССР.
- Большинство репатриировалось в первой половине 1990-х годов. С тех пор
алия заметно пошла на убыль.
- Нельзя сравнивать демографический потенциал советского еврейства конца
1980-х и на сегодняшний день. К тому же многие из тех, кто мог выехать,
уже сделали это. Кто до сих пор на такой шаг не решился, скорее всего
спешить уже не будет.
В ближайшее время ожидать массовой алии, подобной той, что была в начале
1990-х, бессмысленно. Но это не означает, что следует отказаться от
связей с общинами стран СНГ и Балтии. Напротив. Сейчас работу с ними
можно сравнивать с капиталовложениями на будущее. Необходимо далее
развивать привязанность евреев к исторической родине, их национальное
самосознание.
- Как вы прогнозируете дальнейшую ситуацию: с годами еврейская община
России исчезнет путем исхода и ассимиляции, или же она последует примеру
американских евреев, превратившись во влиятельную силу на внутренней и
международной арене?
- Еврейская община в России никогда не станет такой же, как в Америке.
Хотя бы потому, что они не сравнимы по численности. В США евреев почти
шесть миллионов, в России - около одного. Кроме того, российское
еврейство не имеет традиции организованной общинной жизни. До революции
она, естественно, существовала, но затем, более чем на 70 лет была
прервана советской властью. И еще. Судя по тенденции, на большей части
территории России через несколько десятилетий вообще не останется
еврейских общин. Евреи будут сконцентрированы в основном в крупных
городах. С политической точки зрения, они никогда не достигнут такого
положения, как американские соплеменники. Это объясняется национальным
характером России, ее традициями, антисемитскими настроениями.
Еврейская община России все чаще сталкивается с проблемами материального
характера. Еврейским организациям гораздо сложнее привлекать ресурсы для
финансирования своей деятельности. К примеру, если раньше немалые
средства жертвовал Роман Абрамович, то сегодня, как известно, он отдает
предпочтение совершенно иным проектам.
- Но есть же властные структуры, заинтересованные оказывать собственное
влияние на еврейские организации.
- К сожалению, это одна из отличительных черт России. Ни в США, ни во
Франции, власти не вмешиваются так в жизнь еврейской общины.
- Их участие в еврейской жизни будет возрастать?
- Насколько я могу судить, нет. Интерес властей к еврейским делам уже
миновал критическую отметку и теперь будет идти лишь на убыль.
Богатые евреи хотят знать, на что идут их пожертвования.
- Не так давно, опираясь на данные компетентных государственных
источников, "НН" огласили две версии распределения средств, собираемых
"Сохнутом" в США. Согласно первой, еврейские лидеры Америки, заручившись
поддержкой Попечительского совета Сохнута, оставляют большую часть
полученных денег у себя и тратят их на нужды собственной общины. По
второй версии евреи США -спонсоры Сохнута - тесно связаны с Белым домом.
И посему используют Еврейское агентство в странах СНГ для укреплений там
позиций Вашингтона. Что вы скажете по этому поводу?
- С момента образования Израиля евреи Америки оказывают нам наиболее
ощутимую поддержку - как финансовую, так и политическую. Тем самым они
являют собой образец для подражания не только еврейским общинам в
различных странах, но и другим национальным диаспорам. К примеру,
существуют крупные общины украинцев в Канаде, армян в Америке и
белорусов в Польше. Но ни одна из них не оказывает своей исторической
родине такую помощь, как евреи Соединенных Штатов - Израилю.
И о распределении средств. С момента создания Сохнута соотношение между
деньгами, которые остаются в США на нужды общины, и средствами на
зарубежные проекты практически не изменилось. Около 70-75% оседает в
Америке, а остальное направляется на помощь Израилю и еврейской мировой
диаспоре. По-моему, совершенно естественно, что община в США собирает
пожертвования и для собственных нужд.
- Но не под предлогом сбора средств на деятельность Сохнута! Ведь именно
это и имеют в виду критики Еврейского агентства, утверждая, что большая
часть пожертвований, собираемых в США якобы для работы Сохнута, до него
не доходит.
- Объединение еврейских общин США (UJC, под эгидой которого собрано 198
еврейских федераций) каждый год по собственной инициативе собирает
довольно большие деньги. Предназначены они для двух основных целей.
Прежде всего, на нужды местных евреев. Речь идет об оказании помощи
старикам и эмигрантам, о
поддержании еврейского образования и т.п. Вторая часть собранных средств
направляется на финансирование таких международных организаций, как
Сохнут и "Джойнт". Поэтому нельзя трактовать ситуацию так, будто
Еврейское агентство собирает эти деньги и затем их кто-то присваивает
себе.
- Значит, в начале еврейские организации США проводят общий сбор
пожертвований, а лишь затем определяют, сколько оставить у себя и
сколько передать Сохнуту?
- Именно так. Само же распределение средств на конкретные проекты мы
осуществляем совместно. Хотя по этому поводу нередко возникают трения.
- Пытается ли UJC диктовать, на какие именно проекты следует затратить
те деньги, которые все-таки выделяются Сохнуту?
- Ежегодно проводятся совместные консультации, в результате которых мы
приходим к общему мнению, где и как стоит разместить средства. Это
совершенно нормальная ситуация, ведь деньги эти не принадлежат ни
Израилю, ни Сохнуту.
- Какими же соображениями руководствуются американцы, рекомендуя вам
уделить больше внимания тем или иным проектам?
- При обсуждении вопроса о распределении средств мы, безусловно,
подробно объясняем, для чего предназначены деньги. Нельзя же сказать
филантропам: дайте денег Сохнуту, и все! Сегодня, в отличие от того, что
было еще 20-30 лет назад, никто никому просто так ничего не дает.
Богатые евреи хотят знать, на что идут их пожертвования. Нередко они
выражают готовность дать деньги только на проекты в какой-то
определенной области, например еврейского образования. В других случаях
человек не ставит подобных условий, но изначально интересуется, на что
мы собираемся тратить деньги.
- И тогда он может либо согласиться с вашими планами, либо их
отвергнуть?
- Обычно этого не происходит. Максимум, люди говорят, что, по их мнению,
было бы лучше использовать эти средства иначе. В таких случаях решающую
роль играет тот факт, что Сохнут уже давно и открыто объявил о своих
приоритетах.
- Вникает ли Попечительский совет в детали процесса распределения
средств?
- Попечительский совет посвящен в самые мельчайшие нюансы всего того,
что имеет отношение к распределению денег.
- Бывают ли ситуации, когда Попечительский совет вмешивается в
финансовые вопросы, требуя направить средства на то, что важно для
американской общины, но не во всем соответствует интересам Израиля?
- Так ставить вопрос нельзя. Скажем, мы хотим осуществить некий крупный
проект и представляем его на рассмотрение ПС. Сейчас, например, Сохнут
планирует развернуть обширную деятельность среди русскоязычных евреев
Германии. Мы не можем просто решить о начале там своей работы и вбухать
в это десятки миллионов долларов. Создается специальная комиссия с
участием членов ПС. На ее рассмотрение предоставляется детальный план
предстоящей миссии, ее цели, смета расходов. Далее начинаются дебаты:
нужно ли вообще вести в Германии работу с евреями из бывшего СССР, какие
у нее перспективы, что именно следует предпринять и в каких масштабах?
Члены ПС вникают во все детали любого проекта.
- Какова доля представителей американского еврейства в Попечительском
совете?
- Совет состоит из представителей "Керен ха-йесод". "Гистадрут
ха-ционит" и UJC.
- Но кто определяет общий тон в ПС - израильтяне или американцы?
- Исторически сложилось, что Попечительский совет делится на две равные
составляющих - половина сионистские и половина несионистские
организации. Традиция возникла не случайно. Первоначально одна из
главных задач Сохнута заключалась в объединении всех без исключения
евреев вокруг Израиля. И нам это удалось. Они приезжают сюда, участвуют
в дебатах... Возможно, они с чем-то не согласны, но уже в любом случае
они с нами. Поэтому обвинения американских евреев в присваивании денег
Сохнута (а в его лице - и Израиля) просто не серьезны. Без их помощи мы
и мечтать не могли о таких затратах на алию, абсорбцию или связи с
диаспорой.
Убедиться в этом помогают цифры. Скажем, на деятельность "Натива" в
бывших республиках СССР израильское правительство выделяет 47 миллионов
шекелей в год. В свою очередь, бюджет Сохнута, на 70 процентов состоящий
из пожертвований еврейских общин диаспоры, достигает почти 400 миллионов
долларов. Из них более 30 миллионов предназначены на работу в странах
СНГ и Балтии.
- Вы заметили, что евреи США, выделяя деньги Сохнуту, высказывают
собственные предпочтения и пожелания. В том числе, это касается
деятельности Еврейского агентства в СНГ. Тут, по идее, американские
евреи как патриоты своей страны должны руководствоваться интересами США,
а не Израиля. А интересы Вашингтона заключаются в сохранении местной
еврейской общины как одного из компонентов собственной сети влияния на
постсоветском пространстве. Иерусалим же ратует за продолжение массовой
репатриации из бывшего СССР. Это, кстати, является и главной задачей
Сохнута. Противоречие налицо?
- Понятно, что каждая из сторон преследует различные цели и по-своему
подходит к вопросу о распределении средств. Однако в итоге достигается
компромисс. Устраивает ли он нас? Не особо. Но полагаю, что с
противоположной стороны прозвучал бы такой же ответ. Тем не менее
Сохнуту и UJC из года в год удается достичь взаимопонимания, что,
бесспорно, служит стратегическим интересам нашей страны.
Могу сказать, что 98 процентов бюджета, выделяемого Сохнутом на работу в
бывшем СССР, идет на стимулирование или саму репатриацию. При этом я
постоянно пытаюсь выбить больше денег на работу с общинами, но пока мне
это не удается.
- Что имеется в виду под понятием "работа с общинами"?
- Поясню на конкретном примере. Существует крупная еврейская община в
Биробиджане. Мы не желаем, чтобы она распалась и исчезла. Лучше,
конечно, если все тамошние евреи репатриируются в Израиль, но это не
может произойти с сегодня на завтра. Не случайно в бывшем СССР есть еще
около миллиона человек, имеющих право на возвращение, но они не спешат
уезжать. Дабы не потерять их, необходимо поддерживать с ними связь.
Однако это не значит, что нужно содержать там дома престарелых,
синагоги, детские сады или бесплатные столовые. Это поле деятельности
"Джойнта". Он помогает еврейским старикам и малоимущим, а мы отвечаем за
репатриацию евреев в Израиль.
- Но, занимаясь тем, что вы называете поддержанием связи с общинами,
разве вы не способствуете их сохранению и тем самым сдерживаете
"исчезновение" путем репатриации в Израиль?
- Вовсе нет. Еврейская община в любом случае будет существовать с нами
или без нас. Развивая связи с нею, участвуя в ее жизни, мы обретаем
какое-то влияние на нее. "Сохнут" избрал для себя именно этот путь.
Вместе с тем мы все прекрасно знаем, что не все будут жить в Израиле.
Какая еврейская организация круче?
- Давайте теперь поговорим об отношениях "Сохнута" с другими
организациями. Вы упоминали "Джойнт". Его задача - максимально улучшить
бытовые условия значительной части евреев, оставшихся в СНГ. Чем лучше
им будет там, тем меньше будет их мотивация на переезд сюда. Не
препятствует ли он достижению главной цели Сохнута?
- Если представлять ситуацию в таком свете, то может показаться, что
между нами действительно существуют принципиальные противоречия. На
самом деле это не так. Я часто бываю а России, встречаюсь с еврейскими
стариками, которым просто нет смысла приезжать в Израиль. Там их
привычная среда, у многих родственники, друзья. "Джойнт" оказывает
помощь именно таким людям, которые решили прожить остаток своих дней на
родине.
- Однако немалую часть еврейской общины стран СНГ составляют
представители низкооплачиваемых профессий. Врачи или учителя, например.
Этим людям по 40, 50 лет. Возможно, они и нашли бы себя в Израиле, но,
получая помощь от "Джойнта", предпочитают оставаться в России,
Казахстане или Украине.
- Мне еще больше не нравится то, что " Джойнт" работает с молодежью.
Однако еврейский мир не монолитен, он отличается своим многообразием и
плюрализмом. У каждого есть право на существование в нем. Когда тот же
"Джойнт" занимается молодежью, его главная цель направлена на то, что
как раз и называют "общинным строительством". Мы, работая с теми же
парнями и девушками, пытаемся развить у них привязанностъ к Израилю и
побудить к переезду сюда.
- Опять противоречие интересов? Вы же практически соперничаете за
влияние на еврейскую молодежь.
- В чем-то "Джойнт" и Сохнут дополняют друг друга, в каких-то аспектах
мы действительно конкурируем.
- Если так, то не возникает ли ситуаций, при которых вы вставляете палки
в колеса друг другу?
- От этого только проиграли бы и мы, и они. И Сохнут, и "Джойнт"
являются представителями еврейского мира. В нашем общем доме и так
хватает "сора", чтобы еще выносить его наружу.
Богатейший Хабад
Бюджет ХАБАДа - ортодоксально-религиозной организации превышает два
миллиарда долларов в год. Сохнут или "Натив" о таких деньгах даже не
мечтают. В их современном центре в Москве есть прекрасно оборудованный
тренажерный зал, библиотека, компьютерные классы. Всюду девушки вместе с
парнями. Без понимания местных реалий и нестандартного подхода хабадники
вряд ли добились бы в России таких впечатляющих успехов.
- Что скажете о других организациях, например, о "ХАБАД-Любавич"? Его
люди в той же России сор из избы не выносят? Тамошние их действия мало
соответствуют принципам плюрализма. Да и идеи сионизма их откровенно не
интересуют.
- Могу лишь выразить им свое им почтение. Первые посланники ХАБАДа
появились в советских республиках около 15 лет назад. Сегодня же его
деятельность охватывает практически все еврейские общины стран СНГ и
Балтии. Да, представители ХАБАДа не пропагандируют идей сионизма, но
нельзя сказать, что являются его противниками. Есть организации, которые
зависят от того, насколько их действия совпадают с интересами еврейских
спонсоров на Западе, местных властей в странах СНГ...
- В том-то и дело. Цели западных спонсоров или национальная политика
Москвы - это одно, а интересы еврейского государства - нечто иное.
России, например, желает видеть в евреях прежде всего лояльную властям
религиозную общину, а не национальную общность с развитым самосознанием,
собственным государством и, соответственно, со своими политическими
целями. Не зря вы сказали об интересах "местных властей" именно в
контексте ХАБАДа, ведь он подходит для этой концепции как нельзя лучше.
- Учитывая все эти обстоятельства, глупо ожидать от хабадников публичных
призывов к массовому исходу. Они не занимаются поощрением репатриации,
но это и не
их задача. Кстати, другие еврейские организации - во Франции или США,
например - тоже этим не занимаются.
Деятельность всех крупных влиятельных еврейских структур в диаспоре
носит не сионистский характер. Они в первую очередь представляют
интересы собственных общин. Призывов к репатриации в США не услышишь
даже от тех еврейских лидеров, которые ассоциируют себя с сионистским
движением. Что же в таком случае требовать от ХАБАДа!
Если правильно выстраивать отношения, то и с ХАБАДом можно
взаимодействовать. С помощью его разветвленной сети у Сохнута появляется
возможность довести свое слово до гораздо большего числа евреев. Главная
наша проблема в странах СНГ связана вовсе не с ХАБАДом. Значительная
часть местных евреев вообще остается безразличной к тому, что касается и
иудаизма, и Израиля. Поэтому если связи с ХАБАДом или "Джойтом"
позволяют расширить диапазон нашей работы, мы, безусловно, такой шанс не
упустим. Наши учителя, например, преподают иврит в учебных центрах
ХАБАДа. Параллельно они рассказывают детям об Израиле, приглашают
родителей на концерты и выставки, проводимые Сохнутом. Если бы мы с
ХАБАДом воевали, такой возможности у нас не было бы. Тем более, что
большинство хабадников в странах СНГ родились и выросли в Израиле.
Именно здесь для них находится духовный центр иудаизма, а не где-нибудь
в Перми. Они лишь утверждают: пока в диаспоре есть евреи, их миссия -
быть с ними. Но и наша задача заключается в том же. ХАБАД препятствует
исчезновению общины, сдерживая ассимиляцию. И тут у нас разногласий нет.
- За одним, пожалуй, исключением: ХАБАД желает не только сохранить, но и
со временем превратить местную общину в ортодоксально-религиозную. Вы же
стремитесь привезти оттуда в Израиль как можно больше евреев, причем
желательно светских:
- Российские евреи идентифицируют себя не по религиозному, а
национальному признаку. Изменить это, по-моему, невозможно.
- С бюджетом ХАБАДа, который превышает два миллиарда долларов в год,
когда-нибудь и это произойдет. Ведь Сохнут или "Натив" о таких деньгах
даже не мечтают.
- Какие могут быть претензии, если им удается собирать такие средства!
Они же не тратят деньги Израиля или Сохнута...
Вообще ХАБАД в России - это не тот же ХАБАД, что в Кфар-Хабаде. В их
современном центре в Москве есть прекрасно оборудованный тренажерный
зал, библиотека, компьютерные классы. Всюду девушки вместе с парнями.
Без понимания местных реалий и нестандартного подхода хабадники вряд ли
добились бы в России таких впечатляющих успехов.
Израильское <братство>
- Вопрос о связях "Сохнуга" с еврейскими неизраильскими организациями мы
обсудили. Интересно, что вы скажете по поводу "Натива"? Известно, что
многие оригинальные идеи и успешные проекты этой организации со временем
перешли под контроль Сох нута. И это вы называете нормальными
партнерскими отношениями?
- "Натив" выполняет чрезвычайно важную миссию. Особенно то касается
консульского отбора претендентов на репатриацию. Чтобы определить, кто
обладает таким правом, а кто его не имеет, требуются определенное
мастерство, специальная подготовка и богатый опыт. Слава Богу, нам не
приходится заниматься этим.
В то же время у работников "Натива" есть очень серьезная проблема - они
до сих пор не вышли из подполья и свято веруют будто весь мир против
них. Если бы они были открыты к сотрудничеству, положение "Натива"
сегодня было бы несравненно лучше. Я говорю не о взаимоотношениях наших
посланников в странах СНГ, а о том, как воспринимают эту организацию
здесь. Она просто сама себя изолировала.
- Каким образом?
- Спросите у людей из "Натива". Почему у них испорчены отношения с
министерством иностранных дел? Отчего не сложилось нормальных связей с
Сохнутом, с другими израильскими структурами?
- Вы сказали, что очень цените работу "Натива". Он заслужил эту похвалу
только благодаря своему консульскому отделу?
- "Натив" в странах СНГ и Балтии еще ведет работу израильских
культурно-информационных центров, но и у нас они тоже есть.
- Зачем дублировать друг друга?
- И впрямь, если деятельность двух организаций нередко пересекается,
может их вообще стоит объединить...
- Под эгидой Сохнута, разумеется:
- Коль скоро с помощью "Натива" удается привлечь из госбюджета еще 40
миллионов шекелей на работу с еврейской диаспорой стран СНГ, это можно
только приветствовать. Почему непременно нужно ставить вопрос: или мы
или никто? Если бы существовала еще одна структура, я был бы только рад.
Ведь это предоставляет людям возможность выбора. Кто-то пойдет в
культурный центр "Натива", другой предпочтет клуб Сохнута, третий
остановит свой выбор на "Джойнте". Главное - что все окажутся в орбите
еврейской жизни, а уже это позволит мне выйти на тех, с кем работают
другие организации.
Словом, пусть "Натив" и дальше продолжает действовать, тем более, если у
него это получается. Жаль только, что от его сотрудников подобных
отзывов о других организациях не услышишь, ибо, кроме себя, они никого
не ценят.
И все же я всегда считал, что закрывать <Натив> нельзя. Ведь это
единственная государственная структура, ответственная за связь с
диаспорой СНГ и Балтии. Его исчезновение будет означать, что Израиль
еврейство бывшего СССР больше не интересует.
Однако <Нативу> все труднее привлекать средства для собственного
бюджета:
- Как же он это может делать, будучи государственной организацией и, в
отличие от Сохнута, не имея права опираться на помощь частных спонсоров?
- <Нативу> достаточно убедить канцелярию премьера, кабинет министров или
Минфин в важности того, что он делает. Если не получается, пускай
выяснит, почему.
- Возможно, потому что правительство куда меньше волнует еврейская
диаспора стран СНГ, нежели ситуация в автономии и отношения с США. Не
исключено, что именно поэтому <Натив> лишен серьезной поддержки в высших
эшелонах власти.
- Кто-то мешает <Нативу> создать собственное лобби в правительственных
структурах?
- А вы как считаете?
- <Натив> не только <бессилен> выбить для себя нормальный бюджет, но и
найти надежных, влиятельных союзников. Жаль, что нам не удается сесть и
обсудить вопросы, которые касаются обеих организаций:
- Вы пытаетесь?
-Лично я пытаюсь.
- Получается?
- Когда как:
------------------------------------