От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 13.04.2004 21:50:35 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Послание президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана (*+)

http://ng.ru/printed/ideas/2004-04-13/11_nazarbaev.html



К КОНКУРЕНТОСПОСОБНОМУ КАЗАХСТАНУ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЭКОНОМИКЕ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ НАЦИИ
Послание президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана

В скором времени - возможно, еще до своей официальной инаугурации на второй президентский срок - Владимир Путин выступит с ежегодным
Посланием к Федеральному собранию. Как ожидается, основными темами этого документа в нынешнем году станут борьба с бедностью и
удвоение ВВП. В этой связи нам представляется интересным послание, которое недавно зачитал в парламенте президент Казахстана
Нурсултан Назарбаев и в котором обозначены несколько иные приоритетные задачи. Предлагаем вниманию читателей сокращенный вариант
выступления казахстанского лидера.

Прошедший год добавил нам уверенности и оптимизма в плане развития национальной экономики. Совокупный рост валового внутреннего
продукта за последние четыре года составил почти 50%.
2003 год стал первым годом реализации индустриально-инновационной стратегии. В стране созданы институты развития, которые уже сейчас
оказывают реальное воздействие на модернизацию перерабатывающих отраслей. Банком развития кредитуются 20 инвестиционных проектов на
сумму свыше полумиллиарда долларов.
Можно считать добрым знаком, что в 2003 году, впервые за годы независимости, темпы роста перерабатывающей промышленности превзошли
темпы роста добывающей. Только в машиностроении они превысили 20%.
Казахстан смог не только обеспечить собственные потребности в хлебе, но и экспортировать более 5 миллионов тонн зерна.
В последние годы неуклонно повышается жизненный уровень всего населения Казахстана.
В истекшем году осуществлен пересмотр пенсий с учетом трудового стажа и заработной платы. С начала года увеличены минимальные
размеры пенсии и заработной платы.
Мы единственное государство в СНГ, которое сочло необходимым компенсировать потерянные вклады населения в Сбербанке СССР.

Рост экономики за истекшие четыре года позволил увеличить размеры:

минимальной пенсии - почти в два раза (с 3 до 5,8 тыс. тенге), средней - также в два раза (с 4,1 до 8,6 тыс. тенге);
минимальной заработной платы - в два с половиной раза (с 2,6 до 6,6 тыс. тенге), средней - почти в 1,6 раза (с 14,3 до 24,8 тыс.
тенге);
государственных социальных пособий - на 45%.

Успехи в социально-экономическом развитии позволяют нам вплотную приблизиться по основным параметрам к ряду стран Центральной
Европы, а государства Юго-Восточной Европы мы уже опередили.
По классификации Всемирного банка наше государство теперь относится к группе стран, у которых доходы - выше среднего уровня.
Казахстан продолжает свое целеустремленное развитие в полном соответствии с долгосрочной стратегией <Казахстан-2030>.
Сейчас в повестке дня стоит вопрос о конкурентоспособности Казахстана в мировом сообществе, о конкурентоспособности нашей экономики
и конкурентоспособности казахстанцев - ученых, менеджеров, бизнесменов, специалистов, рабочих.
А для его решения нам необходимо приступить к разработке Стратегии достижения европейских стандартов, как в экономической, так и в
социальной сферах.


1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ЭКОНОМИКА

Экономика остается главным приоритетом нашего развития, а достижение максимально высоких темпов экономического роста - основной
задачей.
Мы будем добиваться этого через повышение конкурентоспособности нашей экономики, в соответствии с планом развития страны до 2010
года.
Общеизвестно, что конкурентоспособность достигается не в тепличных условиях государственной поддержки, а в суровой борьбе с
конкурентами.
Оптимальная роль государства здесь мне видится в том, чтобы, с одной стороны, достигнуть максимальной либерализации и открытости
экономики, с другой - вести активную работу по строительству инфраструктуры и привлечению частного сектора к развитию ключевых
отраслей.

Либерализация и дебюрократизация

Правительство должно активизировать работу в направлении либерализации и реструктуризации сферы естественных монополий:
телекоммуникаций, электроэнергетики и железных дорог.
Эти сферы должны стать прозрачными и открытыми для конкуренции, а население должно почувствовать улучшение качества предоставляемых
услуг и снижение цен. Планы на этот счет имеются, и необходимо их решительно выполнять.
Нельзя мириться с ограничением конкуренции даже на отдельных участках. Антимонопольное агентство должно провести исследование всех
секторов экономики и до конца года внести соответствующие предложения.
Высокие темпы роста и конкурентоспособность во многом зависят от дебюрократизации экономики.
Задания правительству на этот счет даны в октябре прошлого года на Форуме предпринимателей, и осенью будет проверено их исполнение.
Должен заметить, что условия для работы бизнесменов в Казахстане действительно улучшаются и уже являются если не лучшими, то далеко
не худшими.
И мы вправе ожидать от бизнеса не одних просьб по облегчению условий их деятельности, но и энергичной работы по повышению
собственной конкурентоспособности.

Интеграция в мировую экономику


Конкурентоспособность нашей национальной экономики может быть достигнута только в условиях ее интеграции в мировую экономику.
Поэтому важнейшей задачей является активизация вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию. Здесь нам надо задействовать
также весь политический и дипломатический потенциал.
Думаю, что процесс становления казахстанского бизнеса заканчивается. Он вполне <созрел> для борьбы не только на внутренних, но и на
внешних рынках.
Мы должны подготовить и наших крестьян к конкурентной борьбе не только на казахстанском, но и на мировых рынках.
Необходимо приветствовать и поощрять движение казахстанского капитала за рубеж, освоение им внешних рынков. Это элемент глобальной
конкуренции, а также возможность получения важных знаний о мировой экономике.
Все государственные структуры за рубежом должны оказывать отечественному бизнесу помощь и поддержку.
Мы должны энергично продвигаться и в направлении либерализации валютного регулирования, внедрения в 2007 году стандартов Евросоюза в
финансовом секторе.
Казахстан должен в кратчайшие сроки перенять почти полувековой опыт стран Запада по управлению качеством продукции.
По моему поручению правительством уже разработаны программные документы по развитию национальных систем стандартизации и
сертификации до 2006 года, составлен план работ по ускоренному переходу казахстанских предприятий на международные стандарты ИСО.


Индустриально-инновационное развитие

В целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития важно определить приоритеты развития.
Правительство должно привлечь экспертов мирового уровня, провести необходимый анализ конкурентных преимуществ страны и до конца года
сформулировать конкретные предложения.
До конца этого года нам необходимо определить все перспективные казахстанские, субрегиональные и региональные кластеры (совокупность
конкурентоспособных отраслей). А институты развития должны стать эффективными инструментами в реализации поставленных целей.
Необходимо шире использовать отечественный потенциал для развития высокотехнологичных производств в аэрокосмической сфере.
Крайне важно перенести акцент с временных выгод от сдачи в аренду комплекса <Байконур> на реализацию совместных с Россией
космических программ и проектов, что предусмотрено соглашением по продлению аренды космодрома.
Создание космического ракетного комплекса <Ангара> должно стать первым таким проектом. Мы уже начали работу по запуску в 2006 году
своего первого космического спутника.
Росту экспортного потенциала страны должно способствовать дальнейшее развитие базовых отраслей индустрии, прежде всего металлургии и
металлообработки.
Помимо этого нам необходимо принять меры по дальнейшему улучшению инвестиционного климата. Во-первых, надо поддержать зарождающийся
инновационный бизнес.
Во-вторых, пора изменить подходы к предоставлению налоговых преференций для привлечения инвестиций.
В-третьих, в целях существенного улучшения условий для модернизации и технического перевооружения производства недавно значительно
облегчены возможности лизинга, а с 2005 года будет пересмотрена фискальная политика в части амортизационных отчислений.

2. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Мы должны признать, что нам предстоит большая работа по развитию своего человеческого потенциала.
Сейчас, когда в стране появились накопления за счет роста экономики, у некоторых реанимируются иждивенческие настроения решить
многие проблемы только за счет государственных средств.
Но такой подход отбросит нас назад. Это доказано мировой историей. Об этом говорят здравый смысл и собственный опыт.
У нас неоднократно говорили, что некоторые нефтедобывающие страны только что родившемуся ребенку уже открывают банковский счет. Но
во время своего недавнего визита в Саудовскую Аравию я убедился, что это не так. Иждивенческих настроений там нет. И на Западе также
с детства прививается уважение к труду, стремление самому зарабатывать на жизнь, независимо от благосостояния родителей и страны.
И чем меньше будет участие государства в решении его насущных проблем, тем это будет полезнее для человека.
Если вы помните, то еще в 1997 году в долгосрочной Стратегии развития страны до 2030 года ставилась задача учить людей жить и
работать так, как будто у нас нет доходов от нефти. Поэтому был создан Национальный фонд, который выполняет функции сбережения для
будущих поколений и резерва в случае кризисных ситуаций.
Государство должно заботиться только о тех, кто в силу возраста или состояния здоровья не может работать и самостоятельно получать
доходы. Это основной принцип наших реформ. Государство создает новые рабочие места, условия для самореализации работающего человека,
заботится о росте доходов населения.
На плечи государства возлагается решение и финансирование задачи обеспечения минимально гарантированных стандартов в ключевых
отраслях человеческого развития, решение проблем чистой питьевой воды и строительства инфраструктуры.
Повышение конкурентоспособности казахстанцев в среднесрочной перспективе требует новой политики в жилищном строительстве, системных
изменений в здравоохранении и образовании, в социальном обеспечении.


Новая политика жилищного строительства

В последнее время активно обсуждаются возможные пути решения проблемы жилищного строительства.
Должен со всей ответственностью заявить, что бесплатного жилья за исключением отдельных групп населения не будет.
Жилье является частной собственностью, а значит - сферой ответственности самого человека. Сегодня доля частного жилья в общем
жилищном фонде страны составляет почти 97%. И она не будет снижаться.
Вместе с тем жилищная проблема является сегодня одной из ключевых.
В прошлом году в Казахстане построено свыше двух миллионов квадратных метров жилья. Это на 30% больше, чем было введено в 2002 году.
Но даже и эти темпы не могут нас удовлетворить. Расчеты показывают, что необходимо выйти на ежегодное строительство как минимум
четырех миллионов квадратных метров.
Я давно вынашивал идею превратить эту отрасль в один из локомотивов экономического развития.
В этой связи я хочу с большим удовлетворением заявить казахстанцам о начале реализации новой политики в жилищном строительстве с
2005 года.
Суть данной политики заключается в обеспечении доступности жилья для более широких слоев населения через удешевление его стоимости,
увеличение сроков жилищного кредитования, снижение первоначальных взносов и ставки кредитования.
Все это должно осуществляться на фоне проводимой государством политики неуклонного роста доходов населения.
Как вам известно, помимо обычных способов покупки или строительства жилья за свой счет сегодня действуют две схемы приобретения
жилья в рассрочку: через ипотеку и через систему жилищных строительных сбережений. Но обе схемы пока малодоступны из-за своей
дороговизны.
Новая жилищная политика будет направлена на их удешевление, а также на снижение стоимости строительства.
К 2008 году мы должны иметь устойчивый плацдарм для вовлечения в строительство жилья всего среднего класса.
Мы беремся за огромную и ответственную работу, от которой ожидаем большого мультипликативного эффекта, как части осуществления
индустриальной программы страны.
Помимо строительства жилья требуются новые подходы к его эксплуатации. Но и здесь участие государства должно быть сведено к
минимуму.
Будем реалистами. Пока еще не все казахстанцы могут претендовать на новое жилье.
Но, поверьте, скоро настанет время, когда каждый работающий сможет рассчитывать на приобретение квартиры или дома.


Здравоохранение


За эти годы мы отошли от советской, корпоративно-государственной системы управления и финансирования, но так и не добрались до
частно-страховой, свойственной западному здравоохранению.
И, может быть, к лучшему, поскольку в разных странах все больше и больше обнаруживаются недостатки действующей системы.
Зачем нам тогда идти в этом направлении? Наш собственный опыт показывает, что чрезмерная коммерциализация здравоохранения искажает
мотивацию врача: ему становится выгоднее, чтобы человек чаще болел и больше платил, чем был здоровым.
Поэтому в нашей стране должна быть солидарная, совместная ответственность государства и человека за его здоровье.
Государство должно обеспечивать гарантированное, безвозмездное для человека медицинское обслуживание по минимальным стандартам.
Все, что сверх этого, - должно обеспечиваться за счет заработка или добровольного медицинского страхования человека.
Государственная медицина должна быть пространственно разделена с частной: закон должен запретить открытие каких-либо частных
кабинетов в государственных медицинских учреждениях.


Образование

Конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем ее образованности.

Безусловно, что полная интеграция в мировое образовательное пространство требует поднятия системы образования на международный
уровень. Для этого необходимо перейти на двенадцатилетнее образование, предусматривающее профильное обучение учащихся на старшей
ступени.
Дошкольная подготовка будет соответствовать первому классу. После десяти лет учебы наши дети должны определиться: либо готовиться к
поступлению в вузы, либо к самостоятельной трудовой деятельности, получив соответствующее профессионально-техническое образование.
Последний год обучения в школе будет соответствовать первому курсу вуза при нынешней системе. Поэтому само высшее образование станет
в основном четырехлетним.
Таким образом, мы перейдем на новую, двенадцатилетнюю систему и в то же время сократим расходы на эту реформу.
Очень важно, чтобы учителя и дети работали в уютных школах и не испытывали ограничений в учебном оборудовании, кабинетах, спортивных
площадках. Школа в Казахстане со временем должна подняться на уровень лучших мировых стандартов.
В перспективе профессия учителя должна стать одной из самых престижных и высокооплачиваемых. Разумеется, что и сам учитель должен
соответствовать требованию времени.
Акимам (я хочу подчеркнуть важность этой задачи) необходимо обеспечить подключение к интернету не менее семидесяти пяти процентов
школ уже в 2005 году. Правительство, акимы должны ускоренно решать задачу телефонизации школ.
В ближайшее время мы определим небольшую группу элитных вузов страны, ректоры которых будут назначаться президентом, а государство
примет активное участие в их развитии.
Эти вузы должны стать эталоном подготовки специалистов, в том числе и для госслужбы.
И последнее. Стране нужна новая Государственная программа образования, устремленная в будущее.
Правительство должно приступить к ее разработке, привлекая лучших отечественных и зарубежных экспертов.

3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА


Конкурентоспособность государства проявляется в повышении роли и авторитета страны на международной арене, в способности государства
решать насущные проблемы своих граждан, повышении качества предоставляемых государством услуг.

Государственное строительство

Решение этих задач, в свою очередь, во многом зависит от количества и качества государственных служащих, эффективности системы
государственного управления.
Должен сказать, что в последнее время активизировались попытки всех видов власти, как в Центре, так и на местах, увеличить численнос
ть государственных органов.
Это недопустимо.
Конечно, жизнь не стоит на месте, и где-то нужны изменения. Но правительство должно исходить из жесткой политической установки
недопущения роста общей численности государственного аппарата.
Исключения возможны только там, где этого требует провозглашаемая президентом государственная политика.
Кроме того, пора на деле приступить к формированию <электронного правительства>. Это небольшое по численности правительство,
прозрачное в своей деятельности. Оно позволит сократить контакты между населением и чиновниками, повысит качество и уменьшит сроки
оказания услуг. Это приведет к новой административной реформе и сокращению госаппарата.
Для осуществления такой работы нужна большая программа ликвидации компьютерной безграмотности и обеспечения доступа населения к
интернету.
С этого года мы повысили заработную плату государственных служащих на 50%, будем и в дальнейшем вести работу по повышению социальной
защиты государственного служащего.
Но с ростом заработной платы будут повышаться и требования к самим госслужащим: их профессионализму, патриотичности, дисциплине,
моральному и нравственному облику.
Жестко должны преследоваться коррупционные преступления: необходимое для этого законодательство имеется.
При приеме на госслужбу новых работников должно стать обязательным требованием умение пользоваться компьютером, интернетом и
желательно владение английским языком, а в будущем это требование станет тоже обязательным.

Внешняя политика и безопасность

Особенностью нашего времени стала активная борьба с терроризмом. Последние события в России и Испании потрясли всех и заставили
задуматься о том, что, пожалуй, нет ни одного государства, защищенного от варварских действий террористов.
Вот почему для нас так важна консолидация региональных и международных усилий, в частности, в борьбе с международным терроризмом,
религиозным экстремизмом, наркотрафиком и другими современными вызовами и угрозами человечеству.
Внешняя политика Казахстана должна быть ориентирована на содействие ускоренному экономическому развитию страны, повышению ее
значимости в мире.
Казахстан заявил о себе как твердый сторонник интеграции и многостороннего сотрудничества.
В этой связи следует продолжить работу в рамках Единого экономического пространства, ЕврАзЭС, Шанхайской организации сотрудничества
и ЦАС.
Россия - очень важная страна для Казахстана. Мы находимся в общих геополитических условиях, сталкиваемся с общими проблемами.
У нас схожие взгляды на многие процессы в мире, их надо реализовывать. Достигнутый высокий уровень экономической интеграции и
доверия должен быть продолжен.
Казахстан высоко ценит достигнутый уровень взаимоотношений с США.
Мы хорошо понимаем важность сотрудничества с Америкой для развития благоприятных внешних условий. Инвестиции американских компаний в
Казахстан являются важным фактором сотрудничества.
Из 25 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций на долю США приходится около 7,5 миллиарда. Мы и далее рассчитываем на более
широкое сотрудничество с учетом интересов обеих сторон.
Важны стабильные и дружественные взаимоотношения с нашим соседом Китаем. Это наш надежный партнер, с которым ведется постоянный
диалог по всем вопросам, представляющим взаимный интерес.
Еще один не менее важный приоритет - страны Центральной Азии. Надо активнее работать с нашими соседями по сближению экономик и
соответственно самих стран и народов.
Европейский союз является нашим крупнейшим торгово-экономическим партнером, и здесь нужна активная работа в плане продвижения и
обеспечения казахстанских интересов.
Наши близкие отношения с Турцией, со странами исламского мира должны находиться под постоянным вниманием.
Следует максимально адаптировать деятельность в Организации Договора о коллективной безопасности к складывающимся реалиям.
Необходимо продолжить реформирование Вооруженных сил.
Основными задачами, стоящими перед соответствующими государственными органами, является профессионализация армии и улучшение ее
материально-технической базы.

* * *

Мы ставим перед собой сложные и на первый взгляд трудновыполнимые задачи, нацеленные на перспективу.
Вместе с тем, напомню, что пятнадцать лет назад никто не верил, что Казахстан из периферийной союзной республики превратится в
независимое государство, имеющее серьезные финансовые и интеллектуальные ресурсы.
Пять лет назад никто и слушать не хотел о необходимости создания Национального фонда и Банка развития.
Наш собственный опыт показывает, что жизнь оказывается смелее планов.
Как отмечал французский мыслитель Люк де Вовенарг, <кто не способен к великим свершениям, тот презирает и великие замыслы>.
Мы уже доказали, что Казахстан готов к великим свершениям, а казахстанцы способны их осуществить.
Давайте вновь это продемонстрируем!
Давайте продемонстрируем, что мы можем шагать в ногу со временем. Мы в свое время сильно отстали от мира и не хотим находиться в
списке последних. Мы не хотим глотать пыль за уходящим поездом мировой цивилизации. А для этого нам необходимо всем вместе напрячь
свои силы, собрать в один кулак все интеллектуальные способности нашего народа и использовать его потенциал. Я уверен, что в
Казахстане родятся выдающиеся ученые, способные добиваться высоких достижений. Я уверен, что средний бизнес окрепнет, создаст новые
рабочие места и будет работать на благо всей страны и всех казахстанцев. Наш Казахстан будет богатеть и развиваться, и мы будем идти
неотступно вперед, как сами определили в долгосрочной стратегии развития страны!

Астана, 19 марта 2004 года


материалы: Независимая Газета © 1999-2003
Опубликовано в Независимой газете от 13.04.2004
Оригинал: http://ng.ru/ideas/2004-04-13/11_nazarbaev.html