От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 12.04.2004 22:59:23 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

А. Щёголев. Дети и информационная среда (*+)

http://www.rusglobus.net/forums/FORUM37/messages/10010.shtml

ДЕТИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА

Наш Президент в своем Всероссийском телеинтервью предложил всем в качестве борьбы с показом насилия и прочих мерзостей на
телеэкранах интересную и очень действенную меру: повзрослеть! Это можно понять так, что если все, кто смотрит эти телемерзости, враз
повзрослеют, то отпадет сама необходимость в показе всей этой чернухи на телеэкранах.
Предложение, что и говорить, заманчивое, а главное - бьющее прямо в цель. Но возникает сразу же другой вопрос: а как это сделать?
Как можно враз и всем повзрослеть (да, видимо, еще и поумнеть впридачу), так чтобы глазеть в телевизор представлялось бы занятием
пустым, ничтожным, а то и вовсе вредным? Конечно, для человека, переросшего телевизионные соблазны, телевизор в доме - предмет
третьестепенной значимости, о существовании которого можно и забыть, но огромное число людей просто не мыслит своей жизни без
телевизора, перед которым многие сидят, словно кролики перед гипнотизирующим их удавом, не в силах оторвать свой взор от творящегося
на экране.
Именно эта загипнотизированность огромной человеческой массы телевидением позволяет телемагнатам утверждать, что показ сцен насилия,
разврата и всякого рода непотребства имеет особо высокий рейтинг у телезрителей, а потому их и используют при производстве всякого
рода рекламы.
Нас пытаются убедить, что это и есть демократия в действии! Вы хотите острых сюжетов,
перчика - мы идем навстречу вашим пожеланиям, дорогие и ненаглядные вы наши телепотребители! Более того, мы сначала сформируем
соответствующим образом ваши вкусы, соблазним сценами вседозволенности - ведь вы же страдаете от всякого рода моральных запретов,
мешающих вам пожить <по своему велению, по своему хотению>, -- дадим вам возможность хотя бы на телеэкране сопережить эту
вседозволенность в обращении с другими людьми, а затем спросим вас, -- а можно и не спрашивать, и так понятно, -- хотите ли вы
смотреть все эти сцены насилия, порнографии, опошления всех нравственных ценностей или вы хотите телесюжетов, которыми вас опять
будут <воспитывать> и призывать к моральной вменяемости?
Спросите у наркомана, чего он хочет: получить немедленно желанную дозу наркотика или: повзрослеть и встать на путь отказа от
привычного зелья? Спросите теперь у телемана, часами глазеющего в телевизионный ящик и привычно ищущего чего-то такого, что может
пощекотать его нервы: хочет ли он окунуться еще раз в сюжет какого-нибудь мордобойного боевика или он хочет повзрослеть и отказаться
от примитивного времяпрепровождения? Ответ, я думаю, ясен сам собою.
Ладно бы дело касалось так и не повзрослевших взрослых, но беда в том, что всю эту телевизионную непотребщину активно смотрят дети.
А это беда. Очень большая беда! Повзросление, так же как, впрочем, и развитие умственных способностей -- процесс долгий, не
сиюминутный. А вот всякого рода мерзости, запечатлевающиеся в развивающейся психике, застревают в ней глубоко и прочно, становясь, в
иных случаях, базовыми в формировании социального поведения человека.
Пока наш ребенок будет взрослеть да умнеть, он таких телевизионных помоев нахлебается, что и вовсе не будет знать вкуса здоровой
духовной пищи. У телевидения, как средства массового влияния, огромные суггестивные (внушающие) возможности. Трудно даже сказать, в
каком мире формируется сознание современного человека - в реальном пространстве жизни или в телевизионном пространстве. Тем более
этот вопрос возникает в отношении формирующегося детского сознания.
Маленький ребенок вообще смотрит на телеэкран, как на окно в реальный мир, причем телеэкран оказывается для него и более
занимательным, и более захватывающим, и более разнообразным, чем обыденная жизнь. Критического отношения к показываемому ему на
экране у ребенка еще нет, он невольно пропитывается духом, царящим на телеэкране, и запечатлевает это как свой базовый жизненный
опыт.
Повзросление -- это ведь не только анатомическая и физиологическая зрелость организма, которая, как кажется некоторым людям,
обеспечит ребенку и соответствующую зрелость его морального поведения. Повзросление - это активное усвоение тех образцов поведения,
которые соответствуют моральным принципам здорового общества, без которых само функционирование общества как системы оказывается
невозможным. А теперь вопрос: что будет с процессом этого самого повзросления, если человека, что называется, на корню подвергают
активному моральному разложению, если в развивающееся сознание вкладывают штампы скотоподобного поведения, обрекающего его на
регрессивные социальные действия и делающего невозможным освоение им духовного пласта человеческого существования?
Можно иногда слышать: ребенок подрастет и все поймет. Подрасти-то он подрастет, иной раз аж до двух метров, а вот насчет того, что
все правильно поймет, большие сомнения. Запечатления раннего детства создают, можно сказать, особые психоэмоциональные маяки в
психике, на которые ориентируется поведение человека. С легкостью избавиться от этих запечатлений, глубоко зафиксированных в
подсознании, задача почти непосильная. Кто-то из английских писателей весьма глубоко и проницательно заметил: <Трагедия детства в
том, что его катастрофы вечны>, то есть присутствуют в качестве своих последствий в каждый миг последующей жизни человека.
Есть такая теория, весьма, кстати, популярная у телевизионных деятелей(она, видимо, реабилитирует их в собственных глазах), которая
утверждает, что наблюдение насилия , показанного на экране или в сценическом действии, будет снижать уровень реального насилия у
тех, кто побывал в роли зрителей. Теория эта возникла на почве фрейдовского психоанализа и признается его почитателями настолько,
что ни о чем другом они и слышать не хотят. Согласно этой теории, у наблюдающего сцену насилия происходит выход его собственной
подавленной агрессивной энергии. В связи с этим, пропадает желание быть агрессивным. То же, как говорят сторонники этой теории,
происходит при показе порнографических сюжетов: у сексуально озабоченного человека, просмотревшего сцены сексуальных соблазнов,
должно пропасть желание соответствующих действий и он может, видимо, отправляться спать как невинный младенец.
Интересно, в связи с вышесказанным, что будет, если мы голодному человеку будем показывать картинки всякого рода яств? Вероятно,
согласно этой теории, лицезрение пищевых услад, запечатленных на этих картинках, должно избавить голодного человека от гнетущего его
чувства голода.
Понятно, что теория эта, хотя и кажется красивой ее почитателям, во многом не соответствует жизненным реалиям. Серьезные
психологические исследования, проводившиеся еще в 60-80-х годах ХХ века, показали, что агрессивное поведение приобретается в
результате научения и чем больше человек, и особенно ребенок, наблюдает, как люди прибегают к насилию, тем с большей вероятностью он
сам ведет себя подобным образом. Насилие, демонстрируемое СМИ, особенно по телевидению, самым негативным образом влияет на зрителей,
и молодых в первую очередь.
Американскими учеными во главе с выдающимся исследователем Альбертом Бандурой - автором целого направления в изучении личности (в
том числе, социально-когнитивная теория личности) - было собрано огромное количество данных о влиянии сцен телевизионного насилия на
социальное поведение людей. Эти исследования убедительно показывают, что длительная экспозиция насилия по телевидению может
приводить к таким негативным последствиям, как увеличение агрессивности поведения, уменьшение факторов, сдерживающих агрессию,
притупление чувствительности к агрессивным действиям окружающих (полное безразличие к тому, что кто-то на твоих глазах мучает,
издевается над кем-то), формирование образа социальной действительности, в которой агрессивность является важнейшим жизненным
фактором.
В широких полевых исследованиях (более 400 человек) было отчетливо показано, что восьмилетние дети, смотрящие регулярно
телевизионные программы со сценами насилия, числились наиболее агрессивными в школе. Поразительным было открытие, что дети,
считавшиеся агрессивными в восьмилетнем возрасте, в три раза чаще привлекали внимание полиции в течение последующих 10 лет, чем те,
кто не был агрессивен в связи с просмотром соответствующих телевизионных программ. Фактически наилучшим показателем мужской
агрессивности в возрасте 18 лет, даже после контроля на враждебность по другим факторам, была степень насилия в телевизионных
программах, которые мальчики предпочитали смотреть в восьмилетнем возрасте.
Агрессивное поведение было стабильным в изучаемой группе (а наблюдение проводилось на протяжении 22 лет) и когда участникам группы
исполнилось по 30 лет. Исследователи обнаружили несомненную прочную связь между количеством программ со сценами насилия, которые
смотрели дети в восьмилетнем возрасте, и совершением ими серьезных уголовных преступлений в возрасте до 30 лет, то есть тяжесть
уголовных преступлений, совершенных в 30 лет, прямо зависит от количества телевизионных программ, демонстрирующих насилие, которые
были просмотрены в восьмилетнем возрасте.
Экспозиция насилия может снизить собственный контроль человека над агрессивными поступками. В исследованиях американских ученых было
показано, что наблюдение насилия стимулирует у наблюдателя агрессивное поведение, активизируя мысли, связанные с насилием,
соответствующие чувства и воспоминания.
Совершенно очевидно, что повышенная агрессивность ведет к неминуемым межличностным проблемам, конструктивное разрешение которых
оказывается, порой, невозможным - мешает агрессивная конфликтность участников, вовлеченных в межличностные отношения.
Интересно отметить, что если в 70-е годы все общесоюзные телеканалы показывали в среднем не более трех убийств в день, то сегодня
российские каналы показывают их в день больше 70-ти. Средний восьмилетний ребенок в течение года видит на телеэкране свыше 1000
убийств в год, в том числе, в самой изощренной форме (я не говорю еще о видеопродукции соответствующего содержания, которая
просматривается детьми и подростками на видеомагнитофонах).
В погоне за рекламной наживой нашим телемагнатам, оказывается, совершенно безразлична судьба поколений, формирующих свой жизненный
стиль во многом на образцах, пропагандируемых телевидением. Обычная лукавая отговорка: а вы не смотрите, выключите телевизор и
занимайтесь своими делами. Кто-то, может быть, и выключит, но огромному большинству для того, чтобы решиться на это, надо, как
рекомендует нам наш Президент, повзрослеть. Массовая психология, особенно молодежной среды, такова, что мало кто способен
противостоять расхожим ценностям большинства, а ценности эти активно навязываются средствами массового влияния, создавая все новые и
новые вывихи в формирующемся сознании молодых людей.
Можно было бы предположить, что люди, запускающие соответствующие сюжеты на экраны телевизоров, что называется, не ведают, что
творят, и делают это по наивности, по незнанию последствий влияния этих сюжетов на молодые умы. Но ведь исследования, о которых я
упоминал, проводились, слава Богу, двадцать лет назад, и не знать о них людям, ответственным за формирование массового сознания, не
только нельзя - преступно!
Легкое, а точнее, преступно-легкое отношение к тому, что видят на экранах телевизоров и дисплеях компьютеров наши дети, особенно
дети раннего дошкольного и школьного возраста, создает зловещую угрозу социально-антропологической катастрофы в нашей стране.
Недаром Патриарх московский Алексий II, обращаясь к власть придержащим, призывает: <Пришла пора объединить усилия тех, кто ощущает
острую тревогу за подрастающее поколение. Если мы немедленно сообща не примемся за кропотливый труд наставников и учителей молодежи,
если не найдем новые действенные подходы к воспитанию, мы можем потерять страну>. Трагические слова!
Раннее детство человека, эмоциональные запечатления ребенка до 6-8 лет - основа, нравственный фундамент его будущей личности. Раннее
детство человека не заканчивается с его переходом в последующие стадии развития, ранний ребенок, которым все мы были когда-то,
психологически остается в нас тем эмоциональным стержнем нашей личности, который многое определяет в нашем последующем социальном
поведении, в нашей жизни, в нашей судьбе. И потому первое воспитание маленького ребенка - это воспитание его нрава, это привитие ему
чувства любви, сострадания, добра, уверенности, сознательности, красоты; по существу, это воспитание его будущей нравственности,
закладка ее фундамента, это формирование тех глубоких личностных качеств, без которых человек не может быть полноценной личностью,
без которых он --нравственный урод, монстр, способный лишь к злобному беснованию, разрушению и саморазложению.
Приобщение ребенка к полноценному человеческому поведению, к великим ценностям человеческого существования происходит через
приобщение его к традиционной культуре. И, совершенно очевидно, в раннем детстве - это народный фольклор, это сказки, мифы, былины,
басни, песни. Весь этот ареал культуры психологически ближе впечатлительной натуре ребенка и через доброе приобщение к этому
понятному ему фольклорному материалу ребенок осваивает и прочно усваивает заложенный в нем и передающийся от поколения к поколению
нравственный потенциал, учится через понятные ему образы и ситуации отличать добро от зла, красоту от уродства, любовь от ненависти,
сострадание от бездушия. Он, разумеется, пока еще не может четко сознательно проанализировать свои предпочтения, но в нем эти
нравственные предпочтения запечатлеваются и закрепляются на всю жизнь, прежде всего, как особо ценностные переживания, как
эмоциональные установки, как глубокие чувства - чувства добра, чувства красоты, чувства справедливости, чувства сострадания и
жалости, чувства умиления, чувства негодования на несправедливость и зло и т.д. Именно поэтому раннее детство - это самый
ответственный период в воспитании ребенка, поскольку именно в этот период личностного развития человека (до 8 лет) у него
формируются значимые образы его переживаний, создается образно-эмоциональное ядро его будущего нравственного идеала, образуется тот
внутренний духовный противовес, который пожизненно будет препятствовать бестиализации (озверению) его личности, в каких бы сложных
жизненных обстоятельствах он ни оказался.
Нельзя не согласиться с теми, кто утверждает: отклонение от традиционной культуры ведет к психическим отклонениям в поведении людей.
Действительно, трудно говорить о психической норме в социальном поведении человека вне контекста той традиционной культуры, которая
принята на протяжении существования социума и к которой приобщен этот человек. Совершенно очевидно, что развитие человеческой
психики, человеческой личности происходит не просто само собой, но всегда в поле социальных влияний, в поле взаимоотношений и
взаимодействий между людьми, в системе предпочтений и запретов, существующих в культуре социума, ведь всякий социум, каких бы
культурных стандартов он ни придерживался, всегда налагает определенные и необходимые ограничения, определенные табу на поведение
своих членов, потому что, в противном случае, социум как система приемлемых взаимоотношений между людьми, становится невозможным.
Если все члены человеческого сообщества, отбросив всякую общественную мораль, будут руководствоваться в своем поведении только и
исключительно своими жестко эгоистическими мотивами или, что еще хуже, своими природно-импульсивными позывами, скажем, сексуальными
и агрессивными, то возникшая при этом борьба всех против всех неминуемо поведет такой социум к самоуничтожению. Поэтому общество,
отказывающееся и изгоняющее свою традиционную культуру и ставящее на ее место всякого рода ничтожные поделки безликой и пошлой
антикультуры, даже при жизни своих членов, уже мертво, уже гниет. Народ, утрачивающий свои святыни, свои верования, свои традиции,
свой жизненный уклад, свой культурный стиль превращается из народа в рассыпное население какой-то территории, открытой самым
разнообразным идеологическим ветрам с разных сторон. Не эту ли стратегическую задачу и ставят себе сеятели антикультуры в нашей
стране, применяя в отношении подрастающих поколений весьма дальнобойный, как выразился один психиатр, <информационно-поражающий
фактор боевого значения>. Используя обезличивающую и обездушивающую антикультуру, они развязали и могут выиграть информационную
войну, превратить объединенный в государство народ в жалкое население, запуганное криминалом, которое при необходимости можно либо
использовать в качестве дешевой рабсилы на грязных работах, либо вовсе согнать с насиженных мест, прибрав по ходу дела, к своим
рукам, без всяких осложняющих последствий, все богатства земли, оказавшиеся без хозяев.
Уже сейчас можно говорить о том, что подрастающее поколение инфицировано подобно какому-то социальному СПИДу, бациллой антикультуры,
заставляющей его корчиться в гримасах и пароксизмах осатанелости, размывающей для молодых людей всякое различение добра и зла,
красоты и безобразия, порядочности и подлости. Это особенно видно в больших городах, превратившихся в отстойники всякого рода
нравственных нечистот, в которых буквально захлебываются юные неокрепшие души.
Воинствующая антикультура привела к тому, что уравненными в правах у нас оказались красота и уродство, мудрость и безумие, труд и
безделье, законопослушание и авантюризм. При таком раскладе внутреннего мира человека он обречен на деградацию, потому что внутри
него нет движения от низкого к высшему, от бессмыслия к смыслу, от душевной хаотичности к душевной порядочности. Ведь весь пафос
антикультуры - в оплевывании святынь, в глумлении и ерничанье над всем благородным, возвышенным и чистым, в погроме всех традиций и
обычаев, в отрицании стыдливости, совести, чести. Вся антикультура замешана на психологии взбесившегося мещанства, она вырастает из
претенциозной потребности ничтожной души быть мерилом чуть ли не всех ценностей. Антикультура широким мутным потоком, нагло,
агрессивно, цинично врывается в наши дома через телевизоры и радиоприемники, она захватила кинематограф, сцену, молодежные сборища,
всякого рода общественные мероприятия и все это под лозунгами и знаменами демократии, свободы, раскрепощености. <Оттянись со
вкусом>, <Бери от жизни все>, <Не тормози - сникерсни!>, <Выпей <правильного пива> - и вся жизнь твоя станет правильной>, <Делу
час - потехе время>, <Брось семью - читай книги авторов, которых мы раскручиваем> и т.д. Реклама рекламирует не столько товар,
сколько образ жизни, достойный примитивов.
Быть принципиальным, морально устойчивым, ответственным, бескорыстным - это становится в умах, одурелых от продукции антикультуры,
чуть ли не признаком отсталости, глупости, несовременности. Патриотизм стал чуть ли не ругательным словом. Стыдливость и
целомудренность женщины объявляется ее идиотизмом, честность - явной глупостью, восторженность красотой - сдвинутостью по фазе.
<Джентльмены удачи> стали героями дня, упорный труд, добросовестный и честный, не вызывает восхищения, восхищение вызывает большой
денежный выигрыш на отгаданное словечко, под шуточки-прибауточки телеведущего. Все вдруг чуть ли не помешались на отгадывании слов
за деньги, а обыденная жизнь настолько пропиталась сквернословием, что иной раз кажется, что молодые люди другим языком просто не в
состоянии изъясняться. В городе все меньше мам с колясками и все чаще встречаются подростки с сигаретами и бутылками пива, водки и
других горячительных напитков, которые они сосут, словно младенцы соски. А подросткам-то всего по 10-14 лет! Я уже не говорю о
распространении наркомании, которая даже по официальным данным угрожает безопасности государства!
В древней Греции мужчинам разрешалось на торжествах пить вино, разбавленное водой, только после 30 лет, а женщинам вообще пить вино
запрещалось. Древние знали, что пьяница не может произвести на свет ничего путного. Сейчас из-за алкоголизма русские мужчины,
особенно в сельской местности, живут меньше, чем негры в Америке (соответственно 48 и 66 лет). Из-за алко-зависимости ухудшается
генофонд народа - главное богатство общества. По оценкам специалистов, если не принять срочных, крутых, безотлагательных мер по
отрезвлению страны и оздоровлению экономической ситуации, то к 2010 году наступит непоправимая глубина алко-экологического подрыва
генофонда народа с необратимой деградацией и дегенерацией, гибелью, исчезновением русского народа в целом с лица Земли уже в
наступившем веке.
Добрая, ласковая мама и мудрая бабушка исчезли из поля зрения современного общества. Кто сегодня кумир и звезда масс? Киногерой с
крепкими мускулами, убивающий направо и налево, все сокрушающий и сексуально неудовлетворенный. Раскрученный урод, истерически
завывающий и бьющийся в конвульсиях на потребу возбужденной толпе. Эстрадная дива, поставившая себе задачей непременно сексуально
возбудить весь зрительный зал, да мало ли кто еще?
Что знают и что видят наши дети? Что они впитывают в свои души? Какие нравственные ценности? Какую культуру? Какие устремления у них
сегодня и какими их сделают завтра? Что они смогут передать своим детям, какие ценности? Какие смыслы?

Автор: Альфред Щеголев, психотерапевт, сотрудник Восточно-Европейского института психоанализа (Санкт-Петербург)
Доктор