От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 02.04.2004 23:48:40 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Концпепция "братства" на Западе, в России и на Востоке (*+)

http://www.livejournal.com/users/krylov/844660.html

Пишет Константин Крылов (krylov)
@ 2004-04-02 10:27:00


"фратерните"
makkawity замечает:


>в своих работах я не раз обращал внимание на то, как по-разному мы понимаем выражение <Все люди - братья>. Если в Европе <братство>
предполагает равный статус всех его членов, то на Дальнем Востоке есть старший брат и младший брат, и обозначаются они разными
иероглифами. А после выхода из возраста всеобщего умиления младший брат, как правило, находится на побегушках у старшего, и даже при
разнице в 1-2 года братья обычно не имеют общих друзей, а часто и общие увлечения.

Это тонкое и интересное наблюдение. Для европейцев - и русских - "братство" есть пример именно горизонтальной системы связей (в
отличие от отношений с родителями или детьми). "Братья" - это "равные", пусть даже среди них всегда есть "старший брат" или иной
primus inter pares. Во всяком случае, такова мифологема. В отличие от иерархической мифологемы "отцовства", подразумевающей
вертикаль.
Так, в известном "либерте-эгалите-фратерните" "фратерните" играет роль "сближающего" начала - а сближение (в европейском понимании
этого слова) убирает дистанцию (европейцы же считают условием всякой иерархии именно дистанцию). На "фратените" основана и
французская концепция "нации" как бессословного единства народа.
Но на Востока это не так. Там "братские отношения" - это именно символ вертикальной иерархии, где обязательно есть старшие и
младшие. Причём вертикали безысходной: сын когда-нибудь сам станет отцом ("отец" - это скорее статус, "сделал ребёнка"), но младший
брат никогда не станет старшим братом, даже после смерти последнего. "Это навсегда".
При этом для восточного человека само наличие каких-либо отношений предполагает их иерархичность - иначе отношения просто не могут
нормально поддерживаться. Например: как возможно общение, если неясно, кто говорит первым и чьё мнение более важно? Никак
невозможно. Или. во всяком случае, очень дискомфортно.
Отсюда, кстати, оригинальное использование некоторых "европейских техник". Вот пример из того же постинга:

>Отметим в связи с этим ту роль, которую играет визитка. Если в Европе обмен визитными карточками воспринимается как желание
установить контакт и передать свои данные для дальнейшего общения, то в Корее главная задача визитки - сразу же представить
незнакомцу статус ее владельца.

И замечание archer_tam:

>А я-то не мог понять, что они с визитками постоянно носяться и удивляються, что у меня её нет.


===================
http://www.livejournal.com/users/makkawity/68015.html?style=mine#cutid1

Иерархичность как предпочтение вертикальных связей горизонтальным

Безусловной особенностью корейской бюрократической системы, равно как и всего корейского общества, является его иерархичность,
основанная на традиционной конфуцианской системе межличностных отношений. Отношения эти построены по вертикальному принципу и
разделяются на пять типов: государь-подданный (иными словами, начальник-подчиненный), отец-сын, муж-жена, старший брат-младший брат,
друзья. Эссеист и социолог Ли Кю Тхэ, который в современной Корее считается одним из ведущих авторитетов в вопросах национального
характера, пишет: <Иерархичность - способ существования корейца, а выход из иерархической структуры равносилен выходу из корейского
общества> .
Абсолютно равный статус двух общающихся является скорее исключением, нежели правилом. Его имеют члены только последней пары, и в
своих работах я не раз обращал внимание на то, как по-разному мы понимаем выражение <Все люди - братья>. Если в Европе <братство>
предполагает равный статус всех его членов, то на Дальнем Востоке есть старший брат и младший брат, и обозначаются они разными
иероглифами. А после выхода из возраста всеобщего умиления младший брат, как правило, находится на побегушках у старшего, и даже при
разнице в 1-2 года братья обычно не имеют общих друзей, а часто и общих увлечений.
В отличие от сугубо авторитарной структуры и ее давления сверху вниз, иерархическая система взаимоотношений накладывает обязанности
на обе стороны. Младший в паре обязан слушаться старшего потому, что это положено. Старший, обладающий (теоретически) более высокими
моральными качествами, обязан заботиться о младших из соображений внутреннего долга. Он не присваивает себе ответственность
младшего, а берет на себя ответственность за него.
В этом смысле данная модель хотя бы теоретически отличается от <дедовщины>, построенной на том, что на первом году службы старшие
клюют тебя, зато на втором ты отыгрываешься на младших, и человек, находящийся на подножии системы, воспринимает ограничение своих
прав относительно спокойно, понимая, что это - детали первого этапа, и что потом, когда его статус поднимется, он также сможет
рассчитывать на помощь, уважение и услуги со стороны <младших> .
Следствием иерархичности является очень четкое поддержание дистанции в отношениях между старшими и младшими. Корейца с детства
приучают осознавать свое место в паре и обучают правилам поведения в ней в каждом случае. Так, младшим строго не рекомендуется
курить в присутствии старших, а смотреть прямо в глаза в Корее считается немалым хамством. Это особенно хорошо видно на примере
системы <сонбэ-хубэ>, распространяющейся на школьников или учащихся колледжей старших и младших классов и вписывающейся в
конфуцианскую модель взаимоотношений старшего и младшего братьев. Когда старшие, сонбэ, что-то празднуют, младшие, хубэ, не сидят с
ними за одним столом, и даже попытка послать им <с барского стола> что-то не рекомендуется. В результате попытки не знающих систему
людей поставить старших и младших в равное положение воспринимаются как вопиющее нарушение субординации.
Насколько эта субординация является средством принуждения, зависит от соотношения иерархичности с другими компонентами корейской
административной культуры. Если авторитаризм порождает взгляд на младшего как на субъект власти, у которого есть обязанности, но нет
прав, то персонализм, наоборот, добавляет в отношения старших и младших определенную теплоту, приближая их к семейной модели.
Иерархичность и субординация проникли даже в структуру корейского языка, в котором существуют специальные грамматические формы
обращения к выше- и нижестоящему. Они имеют ритуализованное проявление в специфических жестах и поведении: глубокие поклоны, особая
манера приветствия и т. п. На государственной службе и в частных фирмах существует система рангов.
Общение двух незнакомых корейцев потому всегда начинается с выяснения их позиции относительно друг друга. Возраст, престижность
работы и даже семейное положение (не забудем и превалирование мужчин над женщинами) выясняются практически сразу же с тем, чтобы
затем знать, как вести себя друг с другом. До этого момента, если разница в статусе неявная, обе стороны занимают в разговоре
относительно самоуничижительную позицию, демонстрируя, таким образом, свое уважение к собеседнику.
Отметим в связи с этим ту роль, которую играет визитка. Если в Европе обмен визитными карточками воспринимается как желание
установить контакт и передать свои данные для дальнейшего общения, то в Корее главная задача визитки - сразу же представить
незнакомцу статус ее владельца.
Проявлением иерархичности в бюрократическом поведении является, в первую очередь, преобладание вертикальных связей над
горизонтальными и моделирование отношений по типу <патрон - клиент>. Организовывать связи на горизонтальном уровне между
представителями разных ветвей власти, которые, занимаясь одним делом, могут воспринимать друг друга как конкурентов, сложнее.
Наиболее явно это может проявляться при взаимодействии силовых структур или сложной координации действий в том случае, когда
проблема лежит на стыке интересов разных ведомств. В этом случае правая рука может не знать, что делает левая.
Иерархичность сковывает инициативу и творческое мышление. Помноженная на авторитарный метод принятия решений, иерархическая
структура общества не только очень сильно сковывает инициативу нижестоящих инстанций, но также практически убирает возможность
конструктивной критики. Это подмечает целый ряд южнокорейских ученых (в частности, тот же Ли Гю Тхэ), говоря, например, о том, как
сложно организовать в РК настоящую академическую дискуссию, в рамках которой открытая критика точки зрения учителей или старших
коллег была бы допустима. Выступить против точки зрения старшего - вопиющее нарушение субординации, поскольку это все равно, что
начать критиковать собственного отца . Потому заметная часть крупнейших корейских ученых и деятелей искусства (особенно - художников
и музыкантов) предпочитает работать за границей и бывает дома только наездами.
Еще одним следствием иерархичности является чинопочитание, когда человека уважают уже не за его личные качества, а потому, что он
занимает ту или иную должность. Серьезным минусом является и то, что иерархичная ролевая ситуация создает между воспитателем и
воспитываемым в конфуцианском обществе непреодолимую преграду. Ни о какой душевной близости, неформальных отношениях, а тем более
дружбе и взаимопонимании между ними речи быть не может - только отношения руководства и подчинения.
Кроме этого, иерархичность сдерживает карьерный рост. В западном обществе умный и способный менеджер может сделать карьеру
достаточно быстро, обгоняя лиц более старшего возраста, но менее компетентных. Ситуацию в корейском обществе очень хорошо
демонстрируют и сам вопрос о том, как вы отнеслись бы к ситуации, когда вашим непосредственным начальником оказался бы ваш младший
однокашник, и ответы на него. Дискомфорт по этому поводу испытали бы 76 % опрошенных, а 15 % проявили бы активное недовольство. В
связи с этим вспоминается случай, когда кандидат на должность министра обороны не прошел потому, что руководитель Комитета
начальников штабов был из предшествующего выпуска Военной Академии и не мог оказаться в подчинении у более младшего по сроку службы
.
Между тем медленное, но верное продвижение по иерархической лестнице, способствует обретению житейского и командного опыта, но
формирует консерватизм и определенную замедленность или пассивность. Зачем делать больше, чем тебе положено, если это не приносит
тебе пользы, а повышение ты все равно высидишь?
К позитивным сторонам иерархичности можно отнести большую упорядоченность системы и четко работающий административный механизм, так
как иерархия предполагает и ясное разграничение сфер ответственности.