От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 01.04.2004 22:14:50 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"Сначала Вовочка из анекдота был Петькой-матерщинником" (*+)

http://www.izvestia.ru/community/article46085

АЛЕКСАНДР БЕЛОУСОВ: "ВОВОЧКА СНАЧАЛА БЫЛ ПЕТЬКОЙ-МАТЕРЩИННИКОМ"


Из всех юмористических жанров самым народным является анекдот. Но о "внутренней жизни" этих историй их рассказчикам и слушателям,
как правило, мало что известно. О том, кто придумывает анекдоты, кто такой Вовочка и почему не смеются над Путиным, доцент кафедры
детской литературы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Александр БЕЛОУСОВ рассказал
корреспонденту "Известий" Наталье КОНЫГИНОЙ.

- Александр Федорович, как появляются анекдоты?

- При наличии творческого мышления анекдот может придумать любой человек. Для этого только надо знать принципы построения анекдота.
Во-первых, анекдот может строиться на двусмысленности. Например: "Штирлиц поднял глаза. Это были глаза профессора Плейшнера". То
есть образное выражение мы в данном случае понимаем буквально. Второй принцип - это неожиданность или противоречие. Представьте:
идет человек по улице - и вдруг падает. Многие смеются. Это неосознанная реакция на "сбой" в ситуации. То же самое происходит в
анекдотах. Если набрать таких неожиданностей, двусмысленностей и поработать с ними, можно получить анекдот. Я думаю, многие так и
поступают. Но, конечно, анекдот может сложиться и спонтанно.

- Вы когда-нибудь лично встречали человека, который мог бы заявить: "Этот анекдот придумал я"?

- Я читал интервью людей, которые объявляли себя авторами того или иного анекдота. Правда, анекдоты, о которых шла речь, были в
основном не очень смешные. Но, говоря об авторах анекдотов, нужно помнить, что анекдот - это все-таки народное творчество. Если вы
придумали анекдот, а людям вокруг вас он не понравился - он умрет. Автор - это и второй, и третий, и четвертый рассказчики, которые
передают анекдот друг другу.

- Почему анекдоты группируются в циклы вокруг какого-то героя?

- Сериал - это один из идеалов массовой культуры: сериалы на телевидении, романы с продолжением, циклы анекдотов. Появляется ось, на
которую можно нанизать одну историю, вторую, третью, и при этом не надо уже объяснять, кто такой герой этих историй.

- Расскажите, кто такой Вовочка и как он появился.

- Я помню многие из анекдотов, которые теперь рассказывают о Вовочке в те времена, когда в них еще фигурировал просто безымянный
маленький мальчик. Это было в 50-е годы. Потом у этого мальчика стали появляться имена. Например, в Питере еще помнят анекдоты о
"матерщиннике Петьке". В других местах его называли Васькой. Культура долгое время искала постоянное имя - и наконец нашла. С одной
стороны, в 20-50-х годах ХХ века имя Владимир было самым популярным мужским именем. С другой, оно несет на себе отблеск "высокой"
традиции: во-первых, оно "княжеское" - вспомните князя Владимира, во-вторых, это имя первого руководителя советского государства -
Владимира Ильича Ленина. А теперь мы расскажем историю про носителя этого имени - и кого вы увидите? Озорника, сквернослова, шута.
Это работа на противоречии. И то, что героем похабных анекдотов оказался именно маленький мальчик, - это тоже продиктовано принципом
неожиданности. Каким мы обычно представляем ребенка? Чистеньким, хорошеньким. А вот он открывает рот - и мы слышим такое! Но,
конечно, со временем люди с этим свыклись, и Вовочка стал еще одним персонажем шутовской комедии.

- Штирлиц и Чапаев в анекдотах становятся дураками, а поручик Ржевский - пошляком тоже по принципу противоречия?

- Конечно. Анекдоты - это противоположный полюс того, что существует в жизни.

- Анекдоты о Василии Ивановиче появились в 30-е годы, после выхода фильма "Чапаев"?

- Нет, до 1963-1964 годов анекдотов о Чапаеве не было. Есть две версии того, почему они появились именно в начале 60-х. По первой
версии, в 1964 году была очередная годовщина смерти Ленина, и КГБ, для того чтобы сбить волну пародийных антиленинских анекдотов,
выпустил "чапаевскую" серию. Но эта версия мне кажется сомнительной. Не такие уж творческие люди сидят в КГБ, чтобы еще и анекдоты
сочинять. Версия вторая гораздо проще. Оказывается, фильм "Чапаев" на долгие годы вышел из советского проката: реставрировался он
или еще что-то с ним случилось, но снова его показали только в 1963 году. Его преподносили как лучший фильм о Гражданской войне, о
нем говорили все. А анекдот прислушивается к тому, что у всех на устах.

- А в анекдотах первого десятилетия нового века нет общего героя:

- Действительно, нет. У интернет-анекдотов есть свой герой - это спамер. А в "несетевых" анекдотах продолжают обсасывать старых
героев и старые темы. Одно время мне казалось, что на первое место в новых анекдотах выходит гаишник. Но потом оказалось, что это не
так. Видимо, пока новые темы не вызрели. Давайте подождем - может, что-то и появится. Культура ведь живет не годом и даже не
десятилетием.

- Анекдотов про Путина немного, а те, которые есть, в массе своей несмешные и незапоминающиеся. Путин не годится в герои анекдотов?

- На первый взгляд кажется, что он - фигура для анекдотов вполне плодотворная. Прежде всего, биография Владимира Владимировича
связана с компетентными органами. А мы знаем, какое место они занимают в русских анекдотах. Но в эту сторону народная мысль
почему-то не идет. Начали было тянуть ниточку из имени, но это тоже заглохло. Видимо, это все уже пройдено, поле вытоптано. С другой
стороны, дело в ситуации. Например, брежневская эпоха вообще была эпохой расцвета народного творчества, поэтому Брежнева склоняли на
все лады. А про Сталина было немного анекдотов, и не только потому, что боялись. Просто есть эпохи, не располагающие к политическому
зубоскальству. При Горбачеве была небольшая волна анекдотов, при Ельцине их стало еще меньше. А на Владимира Владимировича сил,
видимо, вообще не хватило. Люди занялись бизнесом вместо того, чтобы точить лясы. Истории про Владимира Владимировича на сайте
vladimir.vladimirovich.ru - это не анекдоты, прежде всего по жанру. Анекдот выстраивается так, что смешно становится только в
конце - от неожиданного поворота. А тут можно смеяться на протяжении всей истории. Это традиционные шуточные рассказы.

- Какими чертами должен обладать литературный или исторический персонаж, чтобы войти в анекдоты?

- Книги редко дают героев анекдотов. А вот у интеллектуала из фильма, который крутят по телевизору, да еще и не один раз, есть шанс.
Но боюсь, что этих шансов будет все меньше. Когда в телевизоре всего одна программа - то и поле общения единое. А когда люди смотрят
50 разных программ, то общего у них становится все меньше. Может быть, поэтому и циклы анекдотов сейчас не появляются - нет такой
точки, где бы сошлись все.


 Наталья КОНЫГИНА

==========
http://www.izvestia.ru/community/article46108

ЭДУАРД УСПЕНСКИЙ: "У НАШИХ ДЕТЕЙ ЕСТЬ СВОЙ ЧЕРНО-ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР"


По тому, над чем смеются наши дети, легко понять, от чего совсем не смешно нашим взрослым. Детские анекдоты не только отражают
характер нации, но и формируют его.

Однажды в самый расцвет брежневских лет мне предложили вести детские передачи на Америку.

- Сегодня они дети, а завтра избиратели. Их надо убедить, что СССР - мирная демократическая страна. Делать можно все, что хочешь.

- А можно мне вещать и на Америку, и на СССР тоже?

- Ни в коем случае. На Россию все идет под жесткой цензурой. На Америку можно допускать любые вольности. Плата будет в десять раз
больше. Только развлекай!

От этого предложения я в результате отказался. Но какие-то переговоры велись. В процессе переговоров я встречался с американскими
детьми (это были мальчики), хорошо знающими русский язык. Я пытался понять, что их веселит, что их привлекает.
Для начала я рассказал им один русский детский анекдот, который очень веселил русских ребят.

Петька и Чапаев ловили рыбу. Петька добывал червей, а Чапаев ловил на удочку. Чапаеву стало жалко отдавать хорошую рыбу за каких-то
червей, он спросил:

- Петька, где ты берешь червей?

- Василий Иванович, у меня есть динамо-машина. Я ставлю два электрода в землю, даю пять вольт, и червяки сами вылазят.

- Петька, дай мне эту машину.

Взял Василий Иванович динамо-машину и ушел. Возвращается через час весь избитый, рваный. Петька спрашивает:

- Что с вами, Василий Иванович?

- Понимаешь, Петька. Вставил я два электрода в землю. Дал пять вольт, червяки не вылазят. Дал десять вольт, не вылазят. Дал
пятьдесят вольт, червяки не вылазят, вылезли шахтеры и морду набили.

Мальчики меня внимательно и серьезно выслушали. Потом старший говорит:

- Он очень большое напряжение дал.

Полчаса разговора впустую. Я очень долго объяснял им, кто такой Чапаев. Кто такой Петька. Какой Чапаев классный командир и какой
Петька молодец. И мне самому стало непонятно, почему народ над ними так издевается. Потом в Голландии, выступая перед взрослыми, я
поменял их на Ельцина и Горбачева. Взрослые смеялись - но, кажется, над тем, что про русских президентов дети рассказывают анекдоты.

Потом я попросил американцев рассказать что-либо смешное из американского фольклора. Один мальчик сказал:

- Я загадку загадаю.

- Давай.

- Что это такое? Снизу желтое, посередине синее, а на самом верху вишенка.

- Пирожное?

- Нет, - причем мальчик очень весело смеется.

- Это женская шляпа?

- Нет. Ха-ха-ха!

- А что это?

- Полицейская машина.

Мальчик радуется так, что наши "анекдотические президенты" просто отдыхают.
Многие русские детские анекдоты построены на обмане.
Идет по лестнице генерал. Видит, мальчик не может дотянуться до звонка.

- Мальчик, помочь?

- Помогите, дяденька.

Генерал жмет кнопку.

- А теперь, дяденька, убегайте. Там злая тетка живет.

Еще:

Медведь и заяц собирают малину на разных берегах реки. Вдруг заяц кричит:

- Миша, Миша, плыви сюда.

- Не могу. Я занят, я малину собираю.

- Миша, Миша, плыви, дело есть.

Медведь переплывает.

- Ну, зачем ты меня звал?

- Миша, смотри, на том берегу как малины много!

Эта история вызвала много смеха у голландцев. И я, приободрившись, рассказал продолжение.

Медведь и заяц летят в самолете. У зайца есть билет, у медведя нет. Вдруг входит контроль. (Это на высоте две тысячи метров!)

- Приготовьте ваши билеты.

Медведь говорит:

- Заяц, дай мне свой билет.

- А как же я?

- Я тебя за уши возьму и подержу в иллюминаторе.

Так и сделали. Подходит контроль:

- Ваш билет.

- Пожалуйста.

- А почему у вас рука в окне?

- Это я курю.

- А курить в самолете нельзя.

Тогда медведь отряхнул лапы и говорит:

- Ну, нет и не надо.

Весь зал голландских детей и родителей грустно загудел. Никто не смеялся, всем было жалко зайца.

Пришлось мне объяснять, что заяц упал в стог сена, стог плавал в пруду, что все обошлось.

А как мне растолковать иностранцам такой детский анекдот.

Пришел иностранец на фабрику "Дукат" и говорит:

- Откройте мне тайну сигарет "Дымок".

Ему не открывают.

- Откройте, я вам поезд подарю.

- Нет.

- Я вам два поезда подарю.

- Нет, не откроем.

- Я вам три поезда подарю.

- Тогда ладно.

Привели иностранца в цех. Там идет конвейерная лента. С одной стороны на нее сыплют табак, с другой - навоз.

Иностранец сказал:

- Слава богу. Я думал, что там один только навоз.

Никак я не могу понять, почему у маленьких в ходу подобные анекдоты. Почему их так волнует тайна сигарет "Дымок", они что, уже их
курят?

В отличие от финнов, голландцев и американцев детских анекдотов у нас масса. У детей есть анекдоты про Крокодила Гену и Чебурашку.
Про Штирлица. Про Вовочку. Про Волка и Зайца. Вот пример - не "люксовый".

Идет волк и радостно говорит:

- А нам уборную построили! А нам уборную построили! А нам радио провели!

За ним идет заяц весь в г... и плачет.

- Заяц, что с тобой?

- Я пошел в уборную, а там радиопередачу передавали. "Встаньте, дети, встаньте в круг!"

Как я ни пытался что-либо подобное выловить у иностранных детей, ничего не получалось. И от нашего анекдота они, естественно, не
смеялись. Возможно, просто не понимали, о каком круге идет речь.
Я не знаю, хорошо это или плохо, что у наших ребят есть свой юмористический и черно-юмористический фольклор. Так или иначе,
национальный характер формируется в детстве. И я привел только более-менее приличные истории. А есть ведь большая область детского
юмора, куда взрослые просто не допускаются. Это более чем неприличные анекдоты. Вспомните анекдот из своего детства про Пушкина.

- Пушкин, Пушкин, где ты?

- Я и Буся под столом.

А напоследок я расскажу анекдот про то, как Крокодил Гена и Чебурашка в сентябре идут в школу.

- Гена, Гена, нам скажут писать сочинение "Как я провел лето", а мы с тобой все лето пиво пили.

- А мы, Чебурашка, будем заменять слово "пиво" словом "книга".

И Чебурашка написал сочинение:

"Мы с Геной все лето читали. Однажды зашли в библиотеку, почитали. Нам показалось мало. Мы вернулись добавить. А навстречу нам идет
старуха Шапокляк. Такая начитанная-начитанная. А из кармана полкнижки торчит".

Ребята пяти лет весело смеются - представьте себе, они уже понимают этот юмор.