От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 30.03.2004 21:53:18 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"ЖКХ: деньги - вперед" и "Как вылечить ЖКХ" (*+)

http://www.ev.spb.ru:8101/art.php3?newsid=18357

ЖКХ: деньги - вперед
На заседании правительства Петербурга 30 марта будет рассмотрен вопрос об увеличении тарифов на содержание жилищного фонда

Как отметил председатель комиссии по городскому хозяйству ЗС Петербурга Михаил Амосов, предполагается, что сегодняшняя такса в 51
коп. за 1 квадратный метр жилья возрастет в 5 раз.
Увеличение квартплаты станет своеобразным стартом для реформы ЖКХ. Губернатор Валентина Матвиенко уже одобрила Концепцию
реформирования городского хозяйства Петербурга на 2004-2010 гг. Чиновники убеждены, что само создание подобной концепции уже
прогресс. Ведь раньше о разработке таких документов в данной отрасли даже не думали.
По оценкам специалистов, уровень бюджетного финансирования отрасли не позволяет проводить плановый капитальный ремонт. В связи с
этим содержание жилищно-коммунального комплекса сводится к временному латанию дыр и аварийно-восстановительным работам.
Плачевное состояние коммунальной инфрастуктуры очевидно: 40% теплосетей отслужили свой срок; по причине изношенности водопроводных
сетей потери воды оцениваются в 25% суточного потребления. Средний возраст основных фондов Ленэнерго составляет 28 лет при
предельном сроке службы в 30-35 лет.
Обостряет ситуацию неэффективное управление в сфере ЖКХ, а также отсутствие рынка эксплуатирующих организаций по жилищному фонду. В
свою очередь монополизм коммунальных предприятий, отягощенный низким уровнем бюджетного финансирования, не способствует
предоставлению качественных жилищно-коммунальных услуг. Еще одна проблема - низкие зарплаты работников ЖКХ. В результате в
Петербурге недокомплект дворников составляет около 40%.
Теоретически концепция реформирования городского хозяйства ложится в основу решения глобальных проблем в сфере ЖКХ. Однако механизмы
реализации задуманного до конца не проработаны.
Как известно, 50% оплаты жилищно-коммунальных услуг в настоящее время обеспечивает городской бюджет, 50% выплат осуществляется из
карманов горожан. Бюджетные деньги автоматически переводятся на счета жилищных агентств, качество работы которых оставляет желать
лучшего. В соответствии с концепцией, схема предоставления услуг ЖКХ должна быть преобразована.
Каждый собственник жилья получит чип-карту или так называемый лицевой счет, на который будут поступать деньги из бюджета,
предназначенные для обслуживания ЖКХ. Планируется, что параллельно в отдельных домах или микрорайонах будут созданы товарищества
собственников жилья. Управления ТСЖ на сформированном рынке эксплуатирующих организаций жилищного фонда будут заключать договоры с
компаниями, которые предоставляют наиболее качественные и доступные по цене жилищно-коммунальные услуги. Потребитель сможет сам
выбирать обслуживающую организацию и перечислять на ее счет с чип-карт как бюджетные средства, так и собственную квартплату.
Экс-монополистам в лице жилищных агентств придется смириться с конкуренцией и приступить к борьбе за бюджетные средства.
Однако пока данная схема есть только в теории. Препятствий к ее практическому внедрению - масса: как такового рынка эксплуатирующих
организаций жилищного фонда еще нет. Кроме того, пока не проведены инвентаризация и паспортизация жилищного комплекса, а также
затянут процесс приватизации.
В виде эксперимента реформа ЖКХ запущена на базе Пушкинского района и Павловска. Правда, пока только создают базы данных о лицевых
счетах. Некоторым жителям уже выдали чип-карты, но ликования по этому поводу нет. Во-первых, немногие горожане информированы о
предназначении лицевых счетов. Во-вторых, ввиду отсутствия ТСЖ и полноценного рынка эксплуатирующих организаций, выбора у горожан
по-прежнему нет. Единственное, что ощутили, - это необходимость тратить больше времени на оплату жилищно-коммунальных услуг. Если
раньше ее производили через банк, то теперь так можно оплачивать только электроэнергию, газ и телефон. Квартплата, в том числе и по
лицевым счетам, взимается в специально созданном ГУП `Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса
жилищного хозяйства`. Причем деньги с чип-карт, как и прежде, поступают на счета государственных жилищных агентств.
По словам чиновников, как только будет создан механизм предоставления жилищно-коммунальных услуг по вновь разработанной схеме,
практика сразу же приблизится к теории. Будем надеяться, что повышением тарифов реформа не закончится.

Елена ЗАХАРОВА


===========

http://www.ev.spb.ru:8101/art.php3?newsid=18373

Безумству храбрых споем ли песню, или Как вылечить ЖКХ?

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства - одна из главных задач нового российского правительства на ближайшее время. ЖКХ
сегодня - большая сплошная проблема: это износ основных фондов, достигающий на некоторых объектах 90%, это более 52 тысяч далеко не
прибыльных предприятий, все хуже и хуже обслуживающих население, это некачественная вода, промерзающие дома и грязные подъезды,
вредящие нашему здоровью

Но это еще и огромный рынок - ежегодно комплекс оказывает услуг на сумму свыше 750 млрд рублей, что составляет около 8% нашего ВВП.
Реформировать ЖКХ непросто, и одним принятием решения его невозможно осуществить хотя бы уже потому, что эта отрасль затрагивает
интересы каждого горожанина и значительную часть живущих вне городов.
Обозначить проблемы, которые осложнят процесс изменений коммунального комплекса, и наметить основные пути их решения попытались
члены Национального инвестиционного совета на очередном своем заседании, которое прошло недавно в Петербурге.
Ограничив круг обсуждаемых вопросов, организаторы выбрали темой заседания `Привлечение инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство`.
Национальный инвестиционный совет (НИС) учрежден в мае 2000 года. Председателем попечительского совета НИС в марте 2001 года избран
Президент СССР М. Горбачев, сопредседателем - вице-президент РАН академик А. Некипелов.
В состав НИС входят комитеты Госдумы РФ, эксперты ФКЦБ, Счетной палаты, НИИ Академии наук, независимых экспертно-аналитических
организаций, руководители наиболее развитых регионов страны, крупнейшие российские компании и общественные объединения, среди
которых РАО `ЕЭС России`, ОАО `Ленэнерго`, Новолипецкий металлургический комбинат, ОАО `Внешторгбанк`, Сбербанк России, Национальный
резервный банк, холдинговая промышленная компания `Новые программы и концепции` и другие.
НИС придерживается принципов независимости от властных структур, политической неангажированности и выражает интересы тех, кому
небезразлично развитие российской экономики, промышленности, движение страны по пути рыночных образований.
Открывая заседание, которое привлекло внимание большого числа представителей заинтересованных организаций и СМИ и впервые прошло в
столь широком формате (в зале присутствовали не менее 60 человек), председатель попечительского совета НИС Михаил Горбачев отметил,
что `реформа ЖКХ - острейшая и сложнейшая проблема, которая затрагивает не только экономику и социальную сферу, но и коснется каждой
семьи. Поэтому ее нельзя решать торопливо. И крайне либеральные подходы радикального толка здесь тоже неуместны`.
Вообще говоря, сдвинуть эту огромную, инерционную и разваливающуюся машину, одна аббревиатура названия которой не радует глаз и ухо,
возможно только совместными (и немалыми) усилиями государства, общества и бизнеса. Многообразие составляющих проблемы требует и
системного подхода, и многоступенчатости программы преобразований. А поскольку за ЖКХ - конкретные квартиры, дома, трубы и
человеческие судьбы, то и участвовать нам придется в этом процессе весьма активно.
Реформа будет заключаться не столько в переложении 100%-й оплаты стоимости услуг на плечи населения (в среднем россияне уже сегодня
оплачивают около 90%), сколько в изыскании инвестиций и частных компаний, готовых взять на себя ответственность и предоставить
качественные услуги.
По разным оценкам, на реформу потребуется от 500 до 700 млрд руб., и понадобятся они в течение пяти лет. Старые изношенные
коммуникации и сети являются сегодня виновниками потерь до 70% тепла, 30% воды, 18% электроэнергии.
Основные проблемы, мешающие приходу на рынок жилищно-коммунальных услуг, назвал президент НИС Александр Лебедев:
- Первое - это финансовое оздоровление отрасли с необходимой реструктуризацией долгов, жестким контролем за проводкой платежей,
урегулированием вопросов банкротства, с проведением инвентаризации основных фондов предприятий.
Следующая группа проблем касается вопросов взаимодействия потенциальных инвесторов и власти. Пока ответственность за состояние ЖКХ,
которое с 1 января 2006 года перейдет в собственность муниципальных властей, лежит на федеральной власти. В то же время как единый
объект управления ЖКХ уже не существует ни на федеральном, ни на региональном уровне.
В результате ответственность за состояние дел отделена от реального управления и не обеспечена финансовыми ресурсами.
Сегодняшние договоренности инвесторов с местными властями не застрахованы от негативных изменений, что повышает и без того высокие
риски инвестиций в этот сектор, определяемые отсутствием нормативной базы, необходимой для долгосрочных вложений.
Третья группа проблем связана с тарифным регулированием отрасли. Невозможно прогнозировать прибыльность вложений в отрасль при
отсутствии внятной картины возможных затрат в ситуации сохраняющегося перекрестного субсидирования, субъективности со стороны
естественных монополистов и местной власти и непрозрачности тарифной политики.
О сочетании интересов бизнеса и власти и необходимости поэтапного установления `правил игры`, регулирующих отношения в системе ЖКХ,
говорил и заместитель руководителя Департамента муниципальной экономики и хозяйства Министерства экономического развития и торговли
России Александр Воротников.
На заседании был упомянут опыт совместных успешных действий Национального резервного банка и администрации Тульской области по
частичному реформированию ЖКХ, когда в результате перехода на систему индивидуального отопления удалось снизить общекоммунальные
затраты в три раза, при этом затраты каждой семьи уменьшились в четыре раза.
Успех стал возможен, потому что было желание сторон к сотрудничеству на благо общества, было единое понимание проблемы бизнесом и
властью.
На заседании НИС так и не удалось услышать мнения о путях привлечения инвестиций в ЖКХ двух сторон: реального или потенциального
инвестора в ЖКХ (а может, их и нет в природе?) и самого заинтересованного, казалось бы, комитета правительства Петербурга - Комитета
по содержанию жилищного фонда. Впрочем, может быть, наше городское правительство уже имеет программу реформирования ЖКХ, просто
бизнес и общество о ней пока ничего не знают...

Лариса СИДОРИНА