От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 18.03.2004 21:17:10 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Среди скинхедов Петербурга преобладают <почвенники> (*+)

Среди скинхедов Петербурга преобладают <почвенники>

В последние год-два резко возрос интерес средств массовой информации к преступлениям, которые приписываются ультраправым. Фактов
таких достаточно: нападения на граждан азиатской и кавказской внешности, осквернение еврейских кладбищ, убийство таджикской
девочки...

Впрочем, разобраться в том, когда мы имеем дело с акциями радикальных националистов, когда - с политическим заказом, а когда речь
идет о сведении счетов между преступными группировками, замаскированном под вылазки национал-экстремистов, порой оказывается не
просто.

И всё же попробуем разобраться в том, что представляют собой правоэкстремистские и близкие к ним по разным признакам движения в
современной России - и в Петербурге. Обычно их называют <скинхедами>, объединяя под этим ярлыком очень разные молодежные
группировки, часто связанные лишь внешними признаками. Доходит иногда до того, что в некоторых публикациях скинхедов,
антиглобалистов, ультра-левых и радикалов других идеологических направлений представляют едва ли не как единое целое... Попробуем
внести некоторую ясность.


--------------------------------------------------------------------------------

В последние годы в Санкт Петербурге образовались достаточно разрозненные, но потенциально мощные молодежные экстремистские движения,
на которые к тому же наложили свой отпечаток и процессы криминализации, затронувшие самые разные слои общества.

Данные разных экспертов, оценивающих обстановку в молодежной среде, говорят о возможности стремительного роста протестных движений и
группировок. По оценкам экспертов, если в 1998 году разного рода <радикальных взглядов> придерживались от 20 до 30 тыс. молодых
горожан, то к 2002 году таковых насчитали не менее 40 тысяч.

И всё же пик моды на движение <кожаных затылков> пришелся не на начало третьего тысячелетия, а на последние годы двадцатого века.
Именно тогда на улицах города стали мелькать небольшие группки подростков с лысыми, как бильярдные шары, головами. И хотя
большинство позиционировавших себя как <кожаные затылки> молодых людей имели весьма смутное представление о соответствующей
идеологии, начали образовываться дворовые банды <скинов> - без всякой идеологической подоплеки, для которых главной целью было
поживиться во время нападений на одиноких молодых людей азиатской или южной наружности.

В 1997, по данным Института Подростка, в городе уже насчитывалось около трех сотен молодых людей, называвших себя скинхедами. Спустя
всего 2 года их количество оценивалось уже в полторы тысячи представителей данной субкультуры. В 2002 году суммарная численность
бритоголовых достигала, по некоторым оценкам, уже 5 тысяч человек.

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге насчитывается около 9000 <бритоголовых> - и это без учета большинства дворовых банд, которые
не входят ни в какие серьезные скин-группы.

В нынешнее время антисоциальное крыло молодежных субкультур Санкт-Петербурга, помимо <старых добрых> глубоко аполитичных панков,
представлено крупными радикальными политизированными формированиями как левой, так и правой ориентации, в которых просматривается
социально-возрастная иерархия, впрочем, пока достаточно рыхлая.

Иерархическая структура объединений скинхедов включает сочувствующих, сподвижников, соратников, скин-элиту и фуфлыжников.

<Сочувствующие> - самая многочисленная прослойка 12-14-летних новобранцев, овладевших нацистскими лозунгами и общими нормами
поведения <бритоголовых>, увлеченных внешней символикой и атрибутикой.

<Сподвижники> представлены в основном 15-17-летними подростками с более четкой идеологической ориентацией. Именно они являются
основной <ударной силой> в различных акциях <бритоголовых>.

<Соратники> в иерархии скинов обладают прочной сложившейся политической ориентацией, на их плечах лежит тяжкое бремя агитационной
работы среди своих потенциальных адептов. Они же руководят акциями и, как считается, обладают сетью разветвленных связей с
различными радикальными образованиями.

<Скин-элита>. Среди огромной массы бритоголовых самых разных уровней и степеней существуют малочисленные группы лидеров, состоящие
из скинов, разбирающихся в традициях субкультуры бритоголовых и занимающихся толкованием канонов среды <кожаных затылков>. В элиту,
как считается, входят молодые люди 20-25 лет пребывающие в движении около 10 лет, при этом соблюдая все ее нормы. <Скин-элита>
считается костяком движения и координирует деятельность отдельных групп скинхедов.

<Фуфлыжники> находятся в стороне от всех направлений бритоголовых, аполитичны и инертны. Увлекаются только атрибутикой и символикой
субкультуры кожаных затылков, слушают группы исполняющие музыку соответствующего музыкального стиля, посещают скин-клубы и концерты.
В акциях активных скинов они, в основной своей массе, не участвуют. И среди <правильных> бритоголовых не пользуются авторитетом.

Все молодежные скин-банды осуществляют акции <минимального> и <максимального> форматов, направленные на причинение физических увечий
людям. К акциям <минимального> формата относятся еженедельно проводимые так называемые <рейды> по заранее отработанным маршрутам,
когда группы <бритоголовых> разбиваются на пятерки или десятки, ищут выходцев из Азии и Африки, избивают их с последующим очищением
их карманов и похищением более или менее ценной одежды.

Время нападения, как правило, не превышает трех минут, после чего нападавшие разбегаются по разным местам. Новичок, который впервые
участвовал в избиении представителей национальных диаспор, зашнуровывает свои ботинки белыми или красными шнурками - в зависимости
от традиций группировки.

К акциям <максимального> формата относятся крупномасштабные погромы в общественных местах. Сначала, приблизительно за неделю, лидеры
<десяток> собираются на совет, где им сообщают, что намечается крупное мероприятие. Скины передают друг другу информацию о будущей
акции по цепочке, заранее назначается место, где должны собраться боевики. Затем подростки в указанный день и час начинают
собираться группами по 20-30 человек неподалеку от места, где намечается погром.

Затем в оговоренное время все эти группы начинают подтягиваться к месту проведения акции. Так, в частности, было в Москве во время
известного погрома на Царицынском рынке. В среде подростков появляются крепкие молодые люди, лет 20-25, которые начинают отдавать
команды молодым скинам. К моменту проведения погромов толпа бритоголовых вырастает примерно человек до двухсот. После чего лидеры
отдают указание на активные действия.

Обычно такие групповые нарушения общественного порядка происходят на рынках и в местах большого скопления лиц азиатско-африканского
происхождения. Скины в первые минуты врезаются клином, железными прутьями и цепями избивают людей, чья внешность не свидетельствует
о принадлежности к европейцам, громят торговые лотки с криками <Хайль Гитлер!> или <Слава России!> - в зависимости от идеологической
ориентации данной группировки. Как показывает практика, погромы длятся не более 15 минут. После чего толпа моментально рассасывается
и разбегается по заранее отработанным маршрутам.

Сегодня в рядах скинхедов царит неразбериха. Сколько в этом движении людей - практически столько же и всевозможных течений. Не редки
случаи споров и конфликтов между различными скиновскими группировками, выяснение вопроса о том, кто из них является истинными
последователями скин-движения.

В отличие от большинства московских скин-группировок, где преобладают взгляды откровенно неонацистской направленности (так
называемые <западнические>), в Санкт-Петербурге бритоголовые чаще придерживаются традиционалистских (<почвеннических>) воззрений.
Впрочем, и там, и там, встречаются совершенно причудливые переплетения взглядов.

Сегодня на пространстве традиционалистской субкультуры скинов наблюдается преобладание правых - в частности, движения <Солнцеворот>,
куда влилось крупные формирования бонхедов (от англ. boneheads) <Сварожичей> (иначе - <Русский кулак>), имеющих приблизительно 300
бойцов, а также около 100 бойцов из организации <Коловрат>.

В этой же политической нише присутствуют малозначительные остатки баркашовцев и адептов <Партии свободы> Юрия Беляева. Реальное
количество сторонников Беляева оценивается в несколько десятков человек. Однако они ведут активную работу по привлечению молодежи.
Интенсивно ведется вербовка в среде футбольных фанов, где набираются рекруты для участия в несанкционированных публичных акциях. Сам
Юрий Беляев, по слухам, в последнее время всё более склоняется к политкоммерции и специализируется на проведение массовых акций за
определенное финансовое вознаграждение. Идеология при этом уходит на второй план.

Несмотря на преобладание на правом фланге <традиционалистов>, имеется определенное количество скинов, пропагандирующих
германофильские воззрения и высказывающих откровенно национал-социалистские взгляды. К числу таковых можно отнести
прорекламированные - стараниями правоохранительных органов - группировки <Мертвая голова>, <Объединенные бригады - 88> и другие - в
целом периферийные организации.

В последнее время российские скинхеды (в первую очередь, <западники>) всё больше ищут международных контактов. Они стараются
завязать общение с единомышленниками за рубежом, в частности, из немецких организаций молодежи <Викингов>, <Стального шлема>, <Белой
силы> и <Силы правых>.

Скинхеды, придерживающиеся леворадикальных, анархистских и антифашистских взглядов, (вопреки устоявшимся стереотипам
<бритоголовые> - это не обязательно фашисты и ультра-правые), на берегах Невы представлены довольно слабо.

Несмотря на наличие определенного количества группировок, которые пытаются обзавестись какой-то более-менее связной идеологической
концепцией и ввести отношения, сходные с военизированной структурой, в городе имеется большое количество дворовых групп <по месту
жительства>, объединяющих по паре десятков подростков интересом к внешней атрибутике, музыке, а также совместным занятиям грабежами.
Эти группировки быстро возникают и быстро распадаются.

Особняком стоят <бритоголовые> геи. В среде сексуальных меньшинств города их именуют <скинпедами>. Появление этой прослойки среди
<бритоголовых> объясняют тем, что, оказавшись в местах лишения свободы, часть скинов первой и второй волны были <перевоспитаны> и
стали гомосексуалистами. Скин-группы геев, которые придерживаются правых взглядов, обычно не рекламируют свои сексуальные
пристрастия.

Представители сексуальных меньшинств есть и среди ультралевых скинхедов. Формирование таких групп идет через гей-клубы и другие
места общения представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Питерских гей-скинхедов нельзя назвать сплоченной группировкой.

Подводя итог, можно отметить, что субкультура <бритоголовых> Северной столицы выглядит достаточно пестро. Единой организации, в
которую входили бы все питерские скины, не существует. Отсутствует и единый лидер. Впрочем, скорее всего, подобное объединение
невозможно в принципе - хотя бы потому, что крупные формирования скинов состоят при партиях и движениях, имеющих совершенно разную
идеологию. Возможен лишь вариант поглощения крупными политизированными группами периферийных формирований. Ну а выступить в роли
<поджигателя> каких-нибудь серьезных инцидентов скин-группировки вполне могут и в своем нынешнем виде.

Сидор Михайлов


http://www.rosbalt.ru/2004/03/16/149908.html