От Мак Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 10.03.2004 20:15:41 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; История; Идеология; Культура; Версия для печати

ВАРНИТСО нет, но дело ее живет: опять реформируют Академию наук (НГ) (*)

ДВЕНАДЦАТАЯ ПОПЫТКА

Академия наук притворилась бесконечно малой величиной

Владимир Покровский

Похоже, в этом году будет предпринята еще одна попытка реформирования науки. Во всяком случае, такую цель поставил перед своими чиновниками и.о. министра промышленности, науки и технологий Андрей Фурсенко. Сказано это было на итоговом заседании коллегии министерства.

Правда, сама коллегия началась с фрейдистской оговорки министра: «Начинаем заключительную коллегию нашего министерства». Учитывая нынешнюю подвешенную ситуацию, а также то, что уже долгое время ходили слухи то ли об упразднении министерства, то ли о переформировании, оговорка оказалась не из самых веселых. Зал нервно захохотал, а министр поправился: «Извините. Итоговую».

Но, кажется, оснований для мрачных предчувствий у министерства пока немного. Оно вроде бы востребовано, занято воплощением в жизнь одной из самых важных задач, поставленных Владимиром Путиным, – переводом сырьевой экономики в инновационную.

Для того чтобы поставить отечественную экономику на инновационные рельсы, надо, помимо всего прочего, постараться сохранить то, что у нас осталось от науки, а заодно создать в стране некую «инновационную среду». Пока формируются базовые элементы этой среды – инновационные центры, которых за прошлый год создано шесть. Но поскольку они должны составлять сеть, распределенную по всей стране, то этого, разумеется, мало. В нынешнем году, сказал министр, надо эту сеть создавать уже всерьез.

Теперь что касается науки, в том числе и фундаментальной. Уровень финансирования растет – если в 2003 году научный бюджет страны составлял 40 млрд. рублей, то в этом – уже 46 млрд. Даже если учесть инфляцию, все равно получается пусть небольшой, но все-таки плюс. Можно бы и ему порадоваться, но, по словам министра, это еще не приводит к «позитивному сдвигу» в сторону экономики, основанной не на сырье, а на инновациях. Какой уж тут сдвиг! На коллегии прозвучали цифры: в 2003 году доля сырьевого экспорта в общем экспорте из России только и делала, что росла и к декабрю достигла 80%.

Одними деньгами, по мнению Фурсенко, дела с места не сдвинешь. Больше того, даже с помощью макроэкономических и институциональных реформ ситуацию радикально не переменить. Необходима, заявил Фурсенко, максимальная концентрация усилий и средств на небольшом количестве самых прорывных участков. Тезис, хотя и вполне здравый, но, что и говорить, не новый, мы его слышим в течение более чем десяти лет. Похоже, министр очень решительно настроен наконец-таки воплотить его в жизнь.

Старое, еще советское устройство нашей науки тоже мало устраивает его. Одним из минусов прошлого года он считает отсутствие конкретных планов по реформированию науки. «Решений о том, как реформировать науку, – заявил он, – так и не было предложено». Именно поэтому задачу такого реформирования он объявил главной целью нынешнего года. Что сразу обеспокоило присутствовавших на коллегии академиков.

Во всяком случае, вице-президент РАН академик Геннадий Месяц отреагировал неодобрительно. «Может быть, все-таки не стоило бы заниматься реформированием академии?» – предположил он. По словам вице-президента РАН, дела академии идут на поправку: растет бюджет, выполняются крупные научно-технические программы, такие, как программа по водородной энергетике или создание линии по производству человеческого инсулина. «Единственная реформа, которая нам нужна, – финансовая. Дайте денег, поставьте задачу, мы ее решим», – заявил Геннадий Андреевич.

«Как только приходит кто-нибудь новый, – посетовал Месяц, – пусть даже и чиновник не самого высокого уровня, академию сразу же пытаются реформировать. Я насчитал 10–11 таких попыток. Между тем наш бюджет в общем бюджете «восьмерки» (видимо, имеются в виду восемь главных промышленных министерств. – Ред.) составляет меньше одного процента. Зачем реформировать бесконечно малые величины?»

Корреспондент «НГ», по-видимому, не так силен в арифметике, как вице-президент РАН, – он насчитал несколько меньше попыток реформировать академию, но их действительно было много. Причем каждый раз они кончались ничем. Академия (конечно, имеется в виду не вся академия, а ее лидеры) послушно брала под козырек, иногда производила какие-то шевеления и чуть погодя снова замирала, благоденствуя в своем мезозое. Сейчас, в преддверии 12-й попытки реформирования, президиум РАН сильно обеспокоен. То до него доходят слухи о том, что в президентском окружении активизировались враги академии и требуют вообще ее уничтожить, то начинают поговаривать, что Путин, настроенный создать в России инновационную экономику, решил после своего переизбрания на второй срок всерьез заняться наукой, причем совсем не в том ключе, которого хочется высшим академикам, – в общем, что-то грядет.

Так или иначе Борис Алешин, и.о. заместителя председателя правительства РФ, также выступавший на коллегии, решительно поддержал Андрея Фурсенко и попенял Месяцу за его нежелание реформироваться. «Мы хотим сделать науку максимально эффективно работающим инструментом, – сказал он. – Если вы останетесь в прежнем положении, к вам никогда не придет инвестор!»


материалы: Независимая Газета © 1999-2003
Опубликовано в Независимой газете от 10.03.2004
Оригинал: http://ng.ru/science/2004-03-10/12_attempt.html