От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 15.03.2004 23:42:19 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"Отеч. записки". Кара-Мурза прав - и потому... даешь поместья и частную собственность! %-)) (*+)

http://strana-oz.ru/?numid=16&article=777

Роль градостроительства

Александр Кривов

Российское градостроительство переходит сегодня в качественно новое состояние. Специфика и особенности переломного периода
определяются сменой типа урбанизации, ее источников и движущих сил, а также полным преобразованием социальной и ресурсной базы
градостроительства.

Урбанизацию можно назвать всеобщим и даже естественным социально-экономическим процессом, характерным для минувшего ХХ века. В это
время весь мир стал перебираться в города, и лишь в конце 50-х годов, с распространением в сельской местности городских удобств и
массовой автомобилизацией, в развитых странах наметились противоположные тенденции. В развивающихся странах процессы урбанизации
по-прежнему протекают довольно активно, и многие мегаполисы постепенно превращаются в сросшиеся, непрерывно перетекающие друг в
друга многомиллионные агломерации.

В СССР урбанизация стала совершенно особым явлением. Наиболее важными, фундаментальными чертами социалистической урбанизации были:

 абсолютный приоритет политических и прежде всего оборонных целей, диктовавший фактически насильственную урбанизацию, которая стала
средством развития промышленности и обеспечения обороноспособности страны;
 максимальная концентрация населения, привлекаемого властью в города и рассматриваемого как источник рабочей силы для постоянно
умножающихся и укрупняющихся промышленных предприятий;
 целенаправленный курс на отмирание <неперспективных> (т. е. не имеющих государственных промышленных или агропромышленных
предприятий) сел, деревень, населенных пунктов, на <стирание граней между городом и деревней>, подразумевающее безусловное
предпочтение городов или поселков городского типа, на последовательное укрупнение урбанизированных пунктов любого уровня;
 типовые нормативные параметры, лежащие в основе любых строящихся объектов и технических систем: единый стандарт жилища,
коммунального хозяйства, планировки и застройки городских районов;
 размещение производительных сил в соответствии с нуждами оборонного и сырьевого комплекса, освоение новых территорий и создание
новых городов на базе отраслевых градообразующих производств.

Устойчивое следование этим принципам позволило очень быстро довести долю городского населения в стране до двух третей (одна треть в
1913 году) и двинуться дальше. Удалось достигнуть показателей развитых стран в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении,
в объемах жилищного и производственного строительства. Сложился особый тип строительного обеспечения такой урбанизации:
социалистическое градостроительство.

Что характерно для этого типа градостроительства и почему сегодня нам так необходим планомерный переход от него к новому типу?

Советское градостроительство последовательно проводило в жизнь социальный заказ, определяемый государством. Государство, со своей
стороны, обеспечивало выполнение этого заказа соответствующими капитальными вложениями и натуральными ресурсами, централизованно
распределяемыми в рамках плановой экономики.

Специфическими признаками этого типа градостроительства были:

 строительство поселений только по государственно утвержденным проектам, запрет стихийного градостроительства;
 нормативно заданная система градостроительной проектной документации, которая разрабатывалась на основе плановых директив,
определявших места размещения промышленных предприятий и, соответственно, новых городов, численность их населения;
 жесткие и стандартизованные проектные решения, задающие структуру и стоимость строительства, способы застройки микрорайонов,
районов, городов, промышленных зон и узлов;
 массовое домостроение по типовым проектам с применением сборных железобетонных изделий как основного способа застройки городов и
сел, использование упрощенных технологий строительства, применимых только на свободных территориях, и, как следствие, стандартные
планировки жилых районов;
 государственная собственность на землю, строгие ограничения на использование земель для нужд негосударственного и индивидуального
жилищного строительства и на размеры сооружений;
 строительство централизованных систем инженерного оборудования: головных и магистральных объектов, городских, внутриквартальных,
домовых сетей и разводок;
 низкие цены на энергоносители, энергозатратные технические решения, бюджетное покрытие расходов на функционирование и развитие
жилищно-коммунального хозяйства;
 высокие показатели плотности застройки и средней этажности, стандартные размеры квартир и средняя жилищная обеспеченность (13,5
квадратных метров общей площади на человека), социально-градостроительная однородность на всей территории страны.

Советский этап градостроительства позволил в кратчайшие исторические сроки нарастить объемы строительства до 80 миллионов квадратных
метров в год и увеличить жилой фонд страны более чем на миллиард квадратных метров, построить сотни новых городов, освоить северные
регионы и вовлечь в производственную деятельность практически всю территорию страны.
Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Начали действовать новые факторы. Раньше государство имело индустриальный вектор
развития, формулировало свои цели <в натуральном выражении>, было заинтересовано в городской рабочей силе, обеспечивающей массовую
индустриализацию, планировало размещение производительных сил в стране, решая и производственные, и стратегические,
оборонно-мобилизационные задачи. Ныне оно ориентируется прежде всего на мировой сырьевой рынок и соответствующим образом изменило
свои приоритеты - иначе говоря, оно становится государством сырьевого экспорта. Именно из этого факта следует исходить в оценке
возможностей развития страны и перспективах российского градостроительства в ближайшие десятилетия. Разумеется, при этом мы должны
опираться на реальные условия, организационные возможности и ресурсы, которыми могут оперировать градостроительство и
жилищно-коммунальное хозяйство.

Основные признаки, характеризующие современное российское градостроительство, во многом отличное от градостроительства
предшествующего периода, таковы:

 государство перестало активно инвестировать средства в развитие городской инфраструктуры (как инженерной, так и социальной),
перестало быть носителем единой стратегии обустройства жизни народа и стремится все дальше отойти от этой роли;
 градостроительство в новых условиях должно опираться на частные инвестиции (как правило, в денежной форме).

Можно констатировать, что в России изменился характер урбанизации. Она перешла из фазы социалистической,
государственно-обеспечиваемой, в новую фазу, когда на первый план выходят экономические и социальные интересы частных субъектов
экономики, свободно выбирающих место для своего жилья и бизнеса, когда в значительной мере происходит разгосударствление
собственности на землю и недвижимость, включая жилищно-коммунальные комплексы городов. Что же сегодня представляет собой жилой фонд
и инженерно-коммунальная инфраструктура наших городов?
Зарегистрированный жилой фонд России в 2002 году составил 2 808,8 миллиона квадратных метров, при этом ежегодно вводится чуть больше
30 миллионов квадратных метров нового жилья. Однако жилой фонд включает 90 миллионов квадратных метров ветхого и аварийного жилья,
объемы которого растут на 20-25 миллионов квадратных метров в год (в 2003 году ожидается переход в эту группу фонда еще примерно 30
миллионов квадратных метров). 290 миллионов квадратных метров требует неотложного капитального ремонта, 250 миллионов квадратных
метров - реконструкции, около 400 миллионов квадратных метров не благоустроено. И это при том, что к ветхому фонду пока не относят
панельные дома. Между тем расчетный срок службы панельных зданий до капитального ремонта составляет 25 лет, после чего их можно
эксплуатировать еще 20 лет, а затем, согласно нормативам, требуется либо полная модернизация, либо снос. Панельные дома составляют
более половины фонда. Реальные объемы ремонта составили в 2001 году 0,3 процента их фонда при нормативе четырепять процентов.
Очевидно, что эта часть фонда деградирует, теряет потребительские качества, а общий износ жилого фонда превысил 50 процентов, -
иными словами, основная его часть вскоре станет неремонтопригодной. Состояние жилищно-коммунального хозяйства еще более
неудовлетворительно. Не менее 25 процентов сетей амортизированы полностью, а общий их износ приближается к двум третям. Инженерная
инфраструктура балансирует на грани разрушения.
Очевидно, что темпы капитального ремонта сегодня должны соответствовать столь же стремительным темпам массового строительства жилья
и систем жилищно-коммунального хозяйства, которые были достигнуты в 50-80-е годы прошлого века. Однако это в принципе невозможно. В
ближайшие годы из эксплуатации по объективным причинам будет выводиться огромный массив зданий и объектов инфраструктуры.
Как предотвратить грозящую катастрофу? С одной стороны, если ничего не предпринимать, нас действительно ждет разрушение не только
жилого фонда и инженерных систем, но и привычного образа жизни множества людей. С другой стороны, мы вправе считать, что сейчас
возникла уникальная возможность для коренного пересмотра наших представлений о жизненном укладе и градостроительстве в России, наших
подходов к развитию страны.
Некоторые особенности России, прежде всего огромная территория и сравнительно малая плотность населения (даже если говорить лишь о
районах с благоприятными для жизни природно-климатическими условиями), создают совершенно исключительный потенциал развития. Еще
один важнейший структурообразующий фактор - большая протяженность железных дорог, позволяющая использовать их в качестве основного
вида транспорта, связывающего системы расселения воедино и создающего возможности для формирования коридоров развития на территориях
между городами - главными узлами сети, которую образуют эти системы. В европейской части России уже существует несколько весьма
мощных железнодорожных узлов. Крупнейший из них - Москва, средоточие постепенно формирующейся гигантской агломерации. Тот факт, что
Москва практически отгорожена от градостроительного взаимодействия с окружающими территориями и продолжает интенсивно застраиваться
главным образом внутри Московской кольцевой автодороги, привел к беспрецедентному уплотнению городской застройки, крайней
скученности населения и запредельной перегрузке транспортных коммуникаций. Лишь переход к новым формам расселения, использующим не
столько автомобильные, сколько железные дороги, может постепенно сделать московский регион удобным для проживания и работы. Впрочем,
и в других регионах главным козырем нового градостроительства, обеспечивающим его эффективность и конкурентоспособность, также
должно стать активное освоение обширного пространства страны.
Пригородная, субурбанизированная форма организации поселений с челночным сообщением <город - пригород>, опирающимся главным образом
на железнодорожный транспорт, вполне реализуема в наших условиях. В России за вторую половину минувшего века сложился специфический
тип контрастного градостроительства, совмещающий проживание в городской квартире и ведение усадебного хозяйства на пригородной даче.
В дачное строительство были вложены гигантские усилия народа, ценившего близость к природе, здоровую естественность тех обычаев и
навыков, для которых не оставалось места в панельных многоэтажных домах и плотной городской застройке. Дачное строительство было
народным обустройством страны, направленным именно на усадебное семейное расселение. Несмотря на противодействие со стороны властей,
это стремление было неуклонным и неудержимым.

Теперь, в новой ситуации, можно реализовать следующую программу.
Каждый гражданин России как совладелец ее богатств получит в качестве компенсации за обветшавшее жилье (или купит по невысокой цене)
тот или иной земельный участок, который станет его фамильным достоянием, имуществом рода. Это может быть, в зависимости от его
желания, участок в пригородной зоне, где будет развиваться малое усадебное жилищное строительство, опирающееся на новые системы
автономных и кустовых систем инженерной инфраструктуры, либо более крупный надел - усадьба, двор, поместье. В случае правильных
градостроительных (по сути - технических) решений практически любой человек сможет стать владельцем собственного земельного участка
или поместья и построить там хороший семейный дом или несколько домов. Средний размер участков пригородного строительства составит
30-50 соток, а владений будущих <помещиков> - от одного до пяти гектаров. Речь идет не о фермерском хозяйстве и не о территории
усадебного производства товарной сельхозпродукции, а о пространстве семейной, родовой жизни. Производственные кооперации любого типа
(промышленного, сельскохозяйственного, научно-технического, культурного) станут по отношению к системе таких усадеб структурой
других, надстраиваемых над нею уровней - примерно так, как уровни геоинформационных систем привязываются к базовому земельному
кадастру.
С точки зрения градостроительства такая задача решается совершенно определенным образом - происходит последовательное наращивание
пригородной зоны прежде всего по лучам железных и автомобильных дорог. Грамотный градостроитель знает, что даже в густонаселенных
регионах России (например, в московской агломерации) существует огромное количество неиспользуемой свободной земли. Что уж говорить
про необъятные просторы всей страны!
Растущие таким образом города и их пригородные зоны со временем сливаются, перетекают друг в друга. Образуются гирлянды и ожерелья
поселений разного типа - традиционных городов с плотной застройкой, общегородской инженерной инфраструктурой, пригородных усадеб и
более отдаленных поместий, связанных с городами транспортной сетью, образующей коммуникационную матрицу расселения.
В данный момент у России есть редкая возможность сделать ставку на последовательно направляемый государством процесс образования на
добровольной основе нового сословия собственников земли и домов. Еще одной разновидностью таких собственников могут стать <служилые
люди> - государственные служащие (прежде всего офицеры Вооруженных сил, работники правоохранительных органов, но также врачи,
учителя и др.). Государство предоставит им право собственности на землю с условием выплаты налогов - вмененных либо пропорциональных
(на трудовую деятельность с учетом природной ренты). В известных случаях структурная модель отношений собственности должна допускать
свободу от налогообложения и даже, в случае реализации программ развития, инвестиционное участие государства или местного
сообщества.
Урбанизированные усадьбы и земельные наделы государственных служащих представляют собой владения разного типа. Таким образом,
земельная собственность дифференцирована - она может использоваться для проживания, для службы, в иных целях, но сам принцип
собственности на землю для лица, семьи, рода проводится последовательно.
По сути возникает новая конструкция гражданского общества, которая целенаправленно создается существующим в настоящее время
государством, в рамках действующей конституции, и предполагает дальнейшую совместную эволюцию общества и государства. Эта стратегия
вполне осуществима с любой точки зрения - ресурсной, технической, инвестиционной. Более того, речь идет о вынужденном и практически
неизбежном шаге. Общим местом стало утверждение, что Россия либо будет великой, либо вообще исчезнет. В этом утверждении есть
несомненная правда. Мир не позволит слабой России безответственно, т. е. с выгодой лишь для ограниченного круга лиц, распоряжаться
основной частью евразийского материка.
Сегодня идея частной собственности почти повсеместно признана фундаментальной, и России следует реализовать ее в полной мере, причем
применительно к своим неповторимым возможностям. Каркасом территориальной организации страны должны стать значительные пространства
и ареалы земель, находящихся в частной собственности большинства граждан страны, а также известного числа иностранных граждан.

Вот простой градостроительный расчет.

Если в год создавать по 250 тысяч усадеб в 40-50 соток и по 50 тысяч усадеб в один-пять гектаров, то это составит соответственно
100-150 тысяч и 150-200 тысяч гектаров. Всего же, с учетом территорий общего пользования (дороги, общественные здания и т. п.),
составляющих от 10 до 20 процентов площади поместий, ежегодные отводы земли для усадеб должны составить около 350-400 тысяч
гектаров. Для сравнения: в США ежегодно под нужды пригородного и усадебного строительства отводится 1,2 миллиона акров, т. е. около
500 тысяч гектаров - при том что долгосрочная программа строительства жилья ориентирована на продажу к 2025 году около 30 миллионов
домов с ежегодным уровнем продаж в 1,2-1,4 миллиона домов, для чего потребуется более 10 миллионов гектаров.
Вообще доля территории городов и поселений всех видов составляет в земельном балансе России 1,1 процента, что при уровне урбанизации
(доле городских жителей) около 70 процентов следует признать крайне низким показателем. Даже если считать, что благоприятны для
жизни не более 40-50 процентов площади страны (с чем, впрочем, можно спорить), то этот показатель вырастет до двух с половиной-трех
процентов. Но и в этом случае он очень далек от средних показателей других стран - семь-восемь процентов, а то и больше. В Германии,
например, он достигает почти 12 процентов, а в Англии - еще выше. И это при естественных географических ограничениях, существующих в
благополучных европейских странах.
Иначе говоря, в стране, исключительно богатой земельными ресурсами, мы живем чрезвычайно скученно, не используя практически
неограниченные резервы для поместно-усадебного расселения, открывающего путь к более здоровому и менее конфликтному гражданскому
обществу. При правильном выборе долгосрочной национальной стратегии Россия могла бы переломить неблагоприятную тенденцию и выжить в
мире конфликтующих цивилизаций и конкурирующих производителей, где идет жестокая борьба за территории и природные ресурсы.