От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 09.03.2004 23:58:02 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Русскоговорящим жителям прибалтийских государств нужен свой общественный парламент (*+)

http://www.expert.ru/sever/current/epold.shtml

Четвертая Прибалтика
Русскоговорящим жителям прибалтийских государств нужен свой общественный парламент

Ханон Барабанер

Приближается судьбоносная для всего Балтийского региона, и не только для него, дата - официальное вступление Эстонии, Латвии и Литвы
в Евросоюз. Все это время - и до еврореферендума, и после него - в средствах массовой информации появляется множество материалов,
рассказывающих, как, собственно, будут жить граждане этих государств в европейском пространстве.
Справедливости ради надо сказать, что в последнее время стало гораздо яснее, с какими "плюсами" и "минусами" нам придется
столкнуться. Особенно это касается русскоязычной части населения стран Балтии. Например, почти на сто процентов ясно, что
руководство Европейского союза не намерено вмешиваться в такие "внутренние" вопросы, как язык среднего образования в государственных
и муниципальных учебных заведениях новых стран - членов ЕС (опыт Латвии это наглядно продемонстрировал) или язык делопроизводства во
властных структурах в местах компактного проживания представителей национальных меньшинств (в первую очередь - самого
многочисленного из них, то есть русских и русскоговорящих) и т.д.
Почему я говорю сейчас именно об этом? В трех балтийских странах живет около 7,5 млн человек. Русскоязычная часть населения этих
государств составляет более 1,5 млн. Это больше, чем, скажем, население Эстонии в целом. И, условно, мы могли бы говорить не о трех
странах Балтии, а о четырех. Четвертая "страна" - это люди, родным языком которых является русский, люди, которых объединяют русская
культура, образ жизни, история, традиции и - во многом - отношение к действительности.
Естественно, возникает вопрос: каким образом должны быть представлены в объединенной Европе интересы этой значительной части
населения Прибалтики? Можем ли, должны ли мы иметь некое единое представительство, или русскоязычная часть населения каждой из этих
стран должна пытаться в одиночку отстаивать свои интересы?
Предстоящие выборы в Европейский парламент обозначили еще одну серьезную проблему. "Проведение" любой партией, представляющей
некоренное население страны, "своего" депутата в Европарламент представляется, мягко говоря, маловероятным, прежде всего из-за
ограниченности финансовых ресурсов. Известно, что одно депутатское место, по затратам на рекламную кампанию и сопутствующие ей
акции, будет "стоить" в Эстонии примерно 3-4 млн крон (не менее 250-300 тыс. долларов). Представляется, что в этих условиях встает
задача создания некоего единого органа - общественного парламента русскоязычного населения стран Балтии.

В чем суть идеи?

Есть целый ряд важных, даже болезненных для русскоязычного населения стран Балтии вопросов, которые пока еще не решаются. В каждой
стране, конечно, свои особенности, но существуют именно общие для населения этих стран проблемы. И возникает необходимость
консолидации усилий, концентрации ресурсов - интеллектуальных, материальных, финансовых, политических.
В каждой из трех прибалтийских стран есть политические, общественные организации русскоязычного населения. И надо добиваться, чтобы
их голос был услышан в европейских структурах. Даже в том случае, если в Европарламент пробьются один-два, может быть, три человека
из прибалтийских государств, все равно этого будет мало.
Думается, создание единого коллективного общественного органа может помочь. Собственно, идея образования общественного парламента
русскоязычного населения балтийских стран совершенно по-иному определяет задачу представительства, защиты его интересов. Хочется
особо подчеркнуть: речь идет не о создании очередной "зонтичной" командной структуры, которых и без того много. Речь идет о
формировании именно представительного органа, чей голос может и должен быть услышан. При этом подобный орган вполне вписывается в
парадигму европейской демократической политики, в процесс построения гражданского общества.
В этом едином коллективном органе могут быть представлены политические, культурные, правозащитные организации. Здесь на самом деле
могут быть выявлены ключевые проблемы, поставлены вопросы реальной защиты интересов русскоязычного населения этих стран. И,
заметьте, не спекулятивные, не сиюминутные, а именно общие, жизненно важные.
Думаю, что создание такого органа может во многом изменить и взаимоотношения России со странами Балтии по проблемам русскоязычного
населения. Не секрет, что российская политика в этом направлении нередко формируется с подачи маргинальных и радикальных "русских"
структур в этих странах, часто используется российскими политиками в пиаровских целях. Появление представительного органа даст
возможность для русскоязычного населения стран Балтии стать не только объектом российско-балтийских отношений, но и субъектом,
оказывающим влияние на их формирование.

Русский хор

Идея формирования общественного парламента нисколько не противоречит сохранению прежних или созданию новых организаций подобного
рода. Напротив - чем больше будет "хор", представляющий интересы русскоговорящих жителей региона, тем мощнее окажется его звучание.
Я не исключаю, что создание общественного парламента русскоязычного населения стран Балтии станет импульсом и для образования
общеевропейского органа представительства русскоязычных жителей европейских стран. Ведь русские есть в Германии, Чехии, Швеции,
Финляндии, во Франции, да, собственно, во всех или почти во всех странах Европы. И после вхождения в Европейский союз новых
государств его русскоязычное население составит около десятка миллионов человек. Это очень много. И думается, создание такого
представительного общественного органа может быть поддержано демократическими силами самой Европы. Ну, а пока мы можем опробовать
это как "пилотный проект" в странах Балтии. Но необходимость создания единого представительного органа русскоязычного населения
стран Балтии назрела.

Таллин