От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 05.03.2004 22:04:22 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Может ли отец чему-то научить своего сына? (*+)

http://ps.1september.ru/article.php?ID=200401419

Леонид КОСТЮКОВ
Может ли отец чему-то научить своего сына?

Этот вопрос задает каждый тинейджер и требует ответа

Мне удобно: у меня относительно много детей - трое, и пока они живут со мной. Поэтому перенимают многие мои навыки. Впрочем, в
кулинарии жена куда искуснее меня. Зато мои рецепты слегка молодежного характера. Например, сметана, взбитая с какао и сахаром.
Блюда скорее вкусные, чем полезные.
Если обобщить, я освоил некую грань ведения хозяйства и неведения его, азбуку ускоренных, спрямляющих ходов. Настолько, что написал
и издал книгу "Уроки домоводства". Я не шучу. Мои дети ее не читали.
Павел занимается хозяйственными заботами тоже быстро, чтобы избавиться от этих забот. Но его конкретные навыки соответствуют его
личным вкусам. Он обильно солит и перчит. Поэтому, глядя на его сутулую фигуру у плиты, я не узнаю себя.
Нина копирует мать. Поэтому уже сейчас ее хозяйственная деятельность основательнее моей. И результаты - пироги и пиццы - мне
недоступны. Разве что как потребителю.
Пожалуй, Константин держится отца. Но редко. Он избрал путь дозированного участия в домашнем хозяйстве - покупка хлеба, вынос
мусора, и учиться тут нечему.
Моя основная функция в семье (помимо зарабатывания денег) - шопинг. По-русски говоря, я знаю, где что купить, соблюдая здоровую
пропорцию качества и цены.
Не то чтобы я унесу это искусство в могилу. Надеюсь, до этого не дойдет. Однако где-то близко отсюда главный пункт моей семейной
незаменимости. Я здорово качу тележку на колесиках. И немного опасаюсь раскрывать этот секрет шустрому молодому поколению. Вдруг им
понравится - а отца куда? на заслуженный отдых? Рановато, ребята.
Тем более что я обладаю рядом полезных абстрактных навыков и имею гигантский опыт преподавания математики, литературы и
сопутствующих дисциплин. Культура - штука коварная. С точки зрения здравого смысла готовить омлет полезнее, чем находить расстояние
между скрещивающимися прямыми. Но биться над этой задачей приходится практически всем гражданам России 16-17 лет.
Старший, Павел, угодил в институт, в котором я работаю. Нет, "угодил" не вполне точное слово, потому что речь идет не о случайном
совпадении. Вот Павел волей-неволей и учится у меня, а также в рамках государственного образовательного стандарта. Прямо-таки
стилистика армянского радио: "Может ли отец чему-то научить своего сына? Может, если отец - преподаватель, а сын - студент того же
института". Ситуация скорее специфическая, чем типовая.
И все же. Что не изменилось за последние тридцать лет? Интегралы и Чехов. И отец прекрасно передает сыну свой богатый и хорошо
натренированный опыт в вопросах интегралов и Чехова. Вот только мешает один контрольный вопрос: зачем это все? Вопрос поднимается
каждый раз новым поколением и требует ответа.
Что сказать?.. Этот мой опыт не помогает заработать много денег. Скорее мешает. Потому что упраздняет иной опыт, который
действительно может помочь.
Вообще-то все это не нужно. В частности, не то чтобы нужно, а желаемо, востребовано довольно узким кругом людей. Искусственно
расширенным в советское время. Миллионы рабочих и колхозниц были волюнтаристским усилием привлечены к кульманам и кафедрам. Мы же
присутствуем при слегка модифицированном обратном процессе. Кульман покосился и обветшал, как и завод, и колхоз. Сын двух
интеллигентов становится специалистом. Он ездит по различным учреждениям и налаживает Web-узлы. Он слабо интересуется тем, что
выходит за рамки его работы и хобби.

Лично я надеюсь, что мои дети останутся в немодном и экономически не выраженном секторе интеллигенции. Во-первых, так мне будет
веселее стареть. Но это сугубо эгоистический довод. Второй - полемичнее, но и масштабнее. По-моему, воспроизводство в следующем
поколении интеллигенции (со всеми ее иллюзиями) придает смысл истории нашего отечества.