От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 04.03.2004 22:46:35 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Ещё раз на тему <Почему Россия не Америка?> (*+)

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg092004/Polosy/art9_2.htm

ЧТО ДЛЯ РУССКОГО ЗДОРОВО:
Ещё раз на тему <Почему Россия не Америка?>

Месяц назад Америка вздрогнула. Сперва на мгновение оцепенела, затем зашлась в исступлённом коллективном вздохе возмущения и,
наконец, ещё долго не могла прийти в себя, испуганно вздрагивая и перестраховываясь с достойным лучшего применения усердием.

Что же произошло? Что ввергло великую нацию в состояние, близкое к коллапсу? Обнажённая женская грудь в прямом телевизионном эфире.
Да-да, это не метафора и даже не гипербола. Грудь - и ничего кроме.

Дело обстояло следующим образом. В перерыве супербоула (то бишь финального матча национального чемпионата по американскому футболу),
которому напряжённо внимали 89 миллионов телезрителей, призванный немного развлечь публику звёздный певческий дуэт повёл себя
немного нестандартно. А именно: в самом конце исполняемой композиции певец Джастин Тимберлейк неожиданно (умышленно или намеренно -
неясно, об этом до сих пор спорят все Соединённые Штаты) <задел>, как выражаются СМИ, кожаный костюм певицы Джанет Джексон и: Что
тут началось! Волна возмущённых заявлений со стороны членов конгресса, различных общественных организаций и многих тысяч простых
американцев. Особое письменное заявление председателя федеральной комиссии по коммуникациям, исполненное гнева и возмущения.
Бесконечные, но уже неспособные отмыть чёрное пятно извинения канала MTV, продюсировавшего шоу. Многомилионный штраф, которым
правительство США грозит каналу SBC, ведшему трансляцию. Минимум пятнадцать миллионов долларов убытка для распутной Джанет, с
которой отныне никто из порядочных представителей шоу-бизнеса не хочет иметь дело. И, наконец, как достойная завершающая строчка -
первая в истории (а что сие означает для помешанной на преемственности своих традиций Америки, думается, объяснять не нужно)
трансляция <оскаровской> церемонии в записи, а не <живьём> - кабы чего не вышло.

Вот уж, что называется, по-ихнему это шок!

Можно, конечно, ещё долго и с наслаждением иронизировать по этому поводу, всячески обсмеивать невесть откуда взявшийся пещерный
пуританизм наших заокеанских друзей и сомневаться в адекватности коллективного бессознательного целого народа. А можно посмотреть на
всю эту историю с иной точки зрения. Красиво выражаясь, сквозь призму отечественных телевизионных камер.

Понятно, что наши центральные каналы немедленно кинулись воспроизводить злополучный фрагмент эстрадного выступления в своих
новостных выпусках, сопровождая его убийственным для США сарказмом. Хоть так, но посчитаться за Белград и Багдад. Впрочем, по
совести говоря, там и особенно смотреть-то не на что было. Так, одно мельтешение в ритмах зажигательного танца да ещё на среднем
плане. Одним словом, нравственные устои нашего человека вне зависимости от его возрастных и моральных характеристик этот видеосюжет
навряд ли был способен поколебать. Это, прямо скажем, невинные цветочки. Пора переходить к ягодкам.

Восхитительное воскресное утро. Природа, как мог бы сказать какой-нибудь классик, пребывает в трепетном и стыдливом ожидании весны.
Начало десятого. Яркое масленичное солнце пробивается сквозь задёрнутые занавески. Настроение приподнятое и лирическое. Но рука
совершенно помимо твоей воли предательски тянется к телевизионному пульту (будь он неладен!).

Канал <М 1>. В эфире, вероятно, некая развлекательно-музыкальная программа. Певица (опять певица, никуда от них не деться!) Ирина
Салтыкова повествует о новом деле своей жизни: созданной ей <Школе обольщения>. Рассказывает подробно, с чувством, с толком - любая
гейша обзавидовалась бы, - как именно нужно массировать мужчину, дабы вызвать у него чувство сексуального влечения. Потом возникает
соответствующая нарезка кадров из видеожурнала Playboy или чего-либо в том же роде. Тут тема массажа уже начисто отброшена и
возникают, надо доложить, такие мизансцены, что твои Джексон на пару с Тимберлейком, наверное, только и присвистнули бы от
восхищения.

Напоминаем, начало десятого утра. То есть те часы, которые традиционно выделялись у нас под детское, ну, в крайнем случае,
<семейное> вещание. Хотя Ирина Салтыкова вроде как тоже печётся преимущественно об укреплении семейных уз. А уж такая благородная
идея, знамо дело, не должна тормозиться никакими условностями.

Воздав должное уверенной гражданской позиции российской исполнительницы, переходим на следующую кнопку. Канал <ТНТ> - передача с
достойным и несущим радость названием <Фигли-мигли>. Состоит из дебильных телевизионных розыгрышей под скрытую камеру ничего не
подозревающих мирных граждан. И вот как раз как нельзя кстати шутка следующего содержания. Мама с малолетней дочерью загорают на
пляже. Молодой человек, направляющийся к воде, просит постеречь его <коробочку>. Коробка, знамо дело, тут же начинает беспокойно
елозить по песку и разговаривать противным человеческим голосом. Но вся соль в том, что она говорит: <Давай сделаем второго ребёнка!
Давай сделаем второго ребёнка!> - и далее много всего в развитие темы. Взрывы хохота за кадром. Всё как полагается. Но приключения
забавной коробки этим отнюдь не ограничиваются. Нам демонстрируют её уже в вагоне метро, шебуршащейся на сиденье под частично
недоумёнными, а частично и всерьёз испуганными взглядами пассажиров. Вот дураки-то, ей-ей! Ха-ха-ха-ха:

Поскольку эти милые и забавные сцены снимались ещё в летний период, то, надо сказать, канал выбрал очень удачное время для их
повторной демонстрации. Всего немногим более двух недель прошло со дня трагедии на <Автозаводской>.

Коробка?.. В метро?.. Ха-ха-ха-ха!..

Очень хочется назвать всё это одним точным словом, да вот только внутренний цензор не даёт.

А в нагиевских <Окнах>, сценаристы и редакторы которых, похоже, уже порядком утомились изыскивать всё новые пикантности из интимной
жизни придуманных ими семейств, тут намедни промелькнула такая чудесная история. Мать работает в сфере общепита. Дочь крайне
недовольна, что та не носит остатки продуктов домой, а якобы из сердоболия скармливает их собакам. И в разгарах их, как обычно,
чрезвычайно буйного выяснения отношений вдруг является некий господин - то ли менеджер, то ли директор корейского ресторана - и
заявляет, что он впредь отказывается покупать у вышеозначенной матери четвероногое сырьё для изысканных блюд: Немая сцена.

Что сказать? Молодцы! Изобретательно, остроумно, здорово.

Можно представить себе, какой трезвон подняли бы активисты многочисленных североамериканских лиг по защите животных, если бы такой
сюжет, выдаваемый за сугубую реальность, прошёл по американскому ТВ. А у нас? Посмотрели да забыли. Ведь на общем телевизионном
фоне, любовно и старательно складывающемся из негатива, криминала, крови и стрельбы с известной толикой эротики в придачу это не
более, чем пустячок, мелочь, не стоящая никакого внимания.

Вот почему, немного перефразируя Киплинга, можно смело заявить: Россия есть Россия, а Америка есть Америка, и вместе им не сойтись,
как бы ни мечтали и ни ратовали за то наши наиболее убеждённые западники. И прежде всего за счёт кардинальной разницы телекартинок.

А наши-то телевизионщики небось думают как раз наоборот: что они своим напряжённым и высокооплачиваемым трудом неуклонно продвигают
страну в направлении <цивилизованного мира> и грядущего торжества истинной демократии. Парадокс, однако.

Александр А. ВИСЛОВ