От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 03.03.2004 00:43:54 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Владимир Мау о "десяти заповедях бизнесмена". И мусульмане тоже подтягиваются (*+)

http://www.izvestia.ru/economic/article44873

ВЛАДИМИР МАУ: "ЛИБЕРАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА ПРЕДПОЛАГАЕТ НРАВСТВЕННОЕ ВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ"



На заседании VIII Всемирного русского народного собора был принят "Свод нравственных принципов и правил хозяйствования",
составленный по принципу 10 Божьих заповедей. По замыслу авторов (сотрудников РПЦ и экономистов), предприниматели и их объединения
будут добровольно присоединяться к Своду, который "поможет всем участникам экономической жизни стремиться к идеальной модели
хозяйствования". По мнению ректора Академии народного хозяйства Владимира Мау, участвовавшего в составлении Свода нравственных
принципов, главная его задача - напомнить российскому бизнесу о том, что следование нравственным правилам может быть выгодно.

- Почему вы, либеральный экономист, вдруг взялись писать нравственные правила для бизнесменов под эгидой РПЦ?

- Прежде всего хочу заметить, что понятия "либерализм" и "нравственные правила" являются взаимодополняющими. Либеральная экономика
предполагает нравственное ведение хозяйствования. Весной прошлого года ко мне обратилось руководство Отдела внешних сношений
Московской патриархии с предложением поучаствовать в написании документа, который мог бы создать этические основы поведения людей,
вовлеченных в экономику. Для меня был очень интересен сам процесс работы, который свел меня с несколькими умными и яркими людьми.

Все началось с того, что мне довелось выступить на конференции Отдела внешних сношений, где обсуждались вопросы православия и
экономической активности. Я пытался показать, что не существует культурных или религиозных факторов, препятствующих эффективности
российской экономики и российского бизнеса.

По моему мнению, те, кто пытается православным наследием обосновать низкую конкурентоспособность российского бизнеса, списывают
недостатки своей работы на церковные установки. Это само по себе безнравственно. Нет ничего в православии такого, что препятствовало
бы эффективному предпринимательству и конкурентной борьбе.

- Всегда были популярны теории, объясняющие экономические проблемы и недостатки политического строя России особенностями менталитета
населения.

- Неплатежи у нас объясняли большими размерами территории. Авторитарный режим - холодным климатом. Да и сохранение множественности
валютных курсов подчас списывали на особенности национального менталитета.

Но если я слышу, что при обсуждении экономических проблем предприниматель или чиновник вместо экономических выкладок начинает
ссылаться на особенности российской ментальности, культурно-историческое наследие или традиции, то я на 90 процентов уверен: за
красивыми словами стоит попытка получить что-то из бюджета не вполне законным путем. Если человек ведет честный бизнес, он
аргументирует свои предложения в нормальных экономических терминах. В российской истории, религии и культуре нет ничего, что делало
бы нас заведомо неэффективными или ущербными, что оправдывало бы низкую производительность труда или нечестность в бизнесе. Обо всем
этом хорошо сказано в фильме "Обыкновенное чудо". Король, когда начинал хамить, говорил, что это в нем тетка по материнской линии
проснулась. Аргументы о культурных и исторических особенностях - из этой области.

- Но почему тогда возникла идея создать Свод нравственных правил для бизнесменов на основе принципов христианской морали?

- В документе нет демонстративных элементов православия и даже христианства, хотя писали его люди, связанные с православием. Мы
долго спорили, о чем писать. Сначала надо было придумать структуру, и возникла идея выстроить Свод, отталкиваясь от 10 заповедей из
Пятикнижия Моисея. Естественно, написанный на этой основе текст не является конфессиональным, его положения могут и должны
представлять интерес для любого человека, занятого в хозяйственной сфере. Так что сам Свод не является религиозным документом.

- Какую же тогда задачу преследовали авторы, если не приобщение бизнеса к церкви?

- Российское общество вышло из революции и постепенно преодолевает внутренний раскол по базовым ценностям. Мы выходим в новую
общественную среду, где важно искать точки консенсуса, вырабатывать общий язык, общие правила поведения.

Фундаментальная проблема российской экономики сегодня состоит в отсутствии кредитных историй. Их нет ни у кого: ни у граждан, ни у
фирм, ни у государства. Это существенно повышает трансакционные издержки, усложняет ведение бизнеса. Можно сколько угодно
совершенствовать банковское законодательство, но при данном низком уровне доверия всех ко всем финансовые институты будут оставаться
в довольно жалком состоянии.

В периоды революций и нестабильности ловля рыбы в мутной воде может быть выгодным занятием. Сейчас бизнесу надо научиться жить в
мирных условиях. Свод нравственных правил напоминает ему о том, что следование нравственным правилам может быть выгодно.

- То есть это некая попытка объединить российское деловое сообщество вокруг идей нравственности и морали?

- На мой взгляд, бизнес должен объединяться вокруг задачи повышения конкурентоспособности национальной экономики. Любой Свод
нравственных правил обычно забывается в момент его принятия. Конечно, если это не Моральный кодекс строителя коммунизма, правота
которого подтверждается силой всего советского аппарата принуждения. В нашем Своде правил нет ничего такого, чтобы Иисус Христос
называл "бременами неудобоносимыми". Предложенный набор принципов ведения бизнеса выгоден самому бизнесу. Среди них нет ничего, что
требовало бы альтруизма, отказа от собственности и вообще было бы неприемлемо для делового человека.

Получился, на мой взгляд, достаточно ответственный и, если угодно, либеральный документ. В нем подчеркивается, что ни бедность, ни
богатство не есть благословение. Богатые должны думать, как эффективнее распорядиться своими деньгами так, чтобы не поднялась волна,
которая их уничтожит. Бедные не должны гордиться бедностью, а бороться за выход из бедного состояния. Но добиваться богатства надо
законными методами, без потрясений и воровства.

Свод нравственных правил - не официальный документ, который надо подписывать кровью, и я не считаю, что он перевернет мир. Это еще
один шаг в правильном направлении, кирпичик в здании общественного согласия. Если хотя бы несколько человек начнут поступать по этим
правилам - это уже будет достаточно для оправдания его появления.


========

http://www.izvestia.ru/economic/article44874

У МУСУЛЬМАН РОССИИ ПОЯВЯТСЯ БИЗНЕС-ЗАПОВЕДИ


19:23 02.03.04

Вслед за православной церковью, недавно создавшей "Свод нравственных принципов и правил хозяйствования", российские мусульмане
решили создать собственный свод правил, которых следует придерживаться предпринимателям, исповедующим ислам. Об этом сообщил
"Финансовым Известиям" сопредседатель Совета муфтиев России Исмагил Шангареев.

Ислам подробнее, чем христианство, регламентирует все стороны жизни, включая экономику. Однако экономические положения
мусульманского вероучения существуют в виде отдельных высказываний, содержащихся в разных разделах Священного Писания (Корана) и
Священного Предания (Сунны). Предприниматели-мусульмане не всегда хорошо ориентируются в этих источниках мусульманского права.
Поэтому составление краткого свода экономических принципов шариата могло бы, как считает Исмагил Шангареев, облегчить их применение.

В отличие от хартии, предложенной бизнесу Всемирным русским народным собором, законы шариата не ограничиваются моральными
предписаниями. Как сказано в тексте свода, принятого на соборе, он "не затрагивает технической конкретики экономических отношений".
Мусульманское же право прямо запрещает некоторые виды предпринимательства, например ростовщичество или торговлю спиртным, и
регулирует величину разрыва между оптовыми и розничными ценами.

Но у двух систем принципов есть и пункты совпадения. Почти дословного. В девятом разделе соборного свода, посвященном экономической
конкуренции, монополизм и недостойные приемы конкурентной борьбы квалифицируются примерно так же, как и в налагающем на них запрет
мусульманском законодательстве. Столь же единодушно оценивается обман покупателя. Самый интересный момент сходства - отношение к
последствиям поступков. Согласно своду, предложенному христианами, тот, кто эгоистично ведет себя в экономике, не только "преступает
нравственный закон", но и "многое теряет в экономическом смысле". Точно так же мусульмане, по словам Исмагила Шангареева, верят в
то, что коэффициент полезного действия капитала, полученного при соблюдении законов шариата, выше, чем эффективность беззаконно
нажитых денег.

Имеют экономическое измерение и предписания других религий, распространенных в России.

Среди 613 заповедей Священного Писания иудаизма (Торы) некоторые прямо определяют нормы хозяйственного поведения, другие иногда
толкуются в экономическом ключе.

Пример заповеди первого рода: "Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост". На практике запрет на взимание процента с
единоверцев соблюдается только при кредитовании бедных. Предоставление ссуды состоятельному человеку оформляется как партнерство,
остающееся, однако, юридической фикцией: заемщик должен вернуть кредитору деньги независимо от того, окажется ли предприятие
прибыльным.

Пример второго рода заповедей: "Пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему". Считается, что ее нарушают те участники
фондового рынка, которые пользуются при покупке ценных бумаг конфиденциальной информацией: ведь люди, которые продают бумаги, не
зная их действительной стоимости, слепы.

Взгляды католической церкви на современную экономику сформулированы в нескольких энцикликах - посланиях пап своей пастве,
опубликованных на протяжении последних ста с небольшим лет. По смыслу католическая доктрина близка к основам социальной концепции
Русской православной церкви, которые были утверждены Архиерейским собором в августе 2000 года. Обе церкви дистанцируются от всех
известных истории экономических систем. Однако католическая предпочитает остальным видам собственности частную, а Русская
православная церковь считает все формы собственности равноценными, поскольку ни одна из них не предотвращает воровства и
стяжательства и не исключает ее достойного использования. Оба исповедания предписывают относиться к экономическому творчеству не
просто как к добыванию благ, но как к помощи Богу в творении мира.


Кодекс строителя капитализма от Русской православной церкви

Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего,
благе общества и Отчизны.

Богатство - не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа. Культ богатства и нравственность в человеке
несовместимы. Для нравственного человека собственность есть не только средство извлечения выгоды, но и средство служения идеалам
добра и справедливости. Долг состоятельного человека - творить людям добро, не обязательно рассчитывая при этом на общественное
признание.

Культура деловых отношений, верность данному слову помогают стать лучше и человеку, и экономике. Деловые отношения должны строиться
на уважении прав и законных интересов их участников. Честность и профессионализм в отношениях с клиентом и деловым партнером
завоевывают доверие и укрепляют экономическое положение предприятия, в то время как "нечестная игра" обрекает его на неизбежный
крах.

Человек - не "постоянно работающий механизм". Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.

Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе
на хлеб. Хозяйствование - это социально ответственный вид деятельности.

Работа не должна убивать и калечить человека.

Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение
могут быть только прозрачными и открытыми. Всю материальную помощь, оказываемую бизнесом политическим партиям, общественным
организациям, средствам массовой информации, необходимо делать общеизвестной и проверяемой. Тайная помощь такого рода подлежит
публичному осуждению как безнравственная. Частные СМИ должны откровенно говорить об источниках, размерах и расходовании своих
средств. Недопустимо нелегитимное вовлечение органов государственной власти в конкурентную борьбу и в разрешение хозяйственных
споров.

Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает
нравственный закон, вредит обществу и себе.

Привычка с легкостью воровать у государства, соседа или коллектива, портить их собственность должна быть осуждена и изгнана из нашей
жизни. Предприниматель должен помнить, что неуплата налогов, положенных по закону, - это хищение у сирот, стариков, инвалидов,
других самых незащищенных людей. Сокрытие доходов, незаконный увод капиталов за рубеж равнозначны обкрадыванию своих
соотечественников.

В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.

Реклама, содержащая обман, эксплуатирующая половой инстинкт, побуждающая человека к пьянству, курению, использующая душевную
незрелость детей, должна считаться делом безнравственным и не поддерживаться предпринимательским сообществом.

Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего,
посягать на его собственность.

Необоснованное изъятие собственности подрывает экономическую стабильность, разрушает веру людей в справедливость. Частное лицо,
завладевшее имуществом путем обмана, не имеет морального и юридического права называться собственником. В подобном случае
государство призвано восстановить справедливость, следуя закону и нравственному долгу.


Принципы исламского предпринимательства

Запрет ростовщичества. Мусульманин, ссужающий другому человеку деньги, должен нести вместе с ним ответственность за их использование
и делить не только прибыли, но и убытки. Получение фиксированного процента - платы за кредит, не зависящей от исхода предприятия, не
допускается.

Запрет монополий. Запрет незаконных и непорядочных методов конкурентной борьбы.

Запрет на взимание чрезмерной платы за перевозку и продажу товара. Розничная цена не должна превышать оптовую больше чем в полтора
раза (в исключительных случаях - при очень больших транспортных издержках - в два).

Запрет на производство и продажу продуктов, потребление которых запрещено шариатом, например спиртного, свинины или мяса животных,
умерших своей смертью. Ислам осуждает не только торговца спиртными напитками, но и виноградаря, знающего, что его виноград
используется для изготовления вина.

Запрет на продажу ворованного и низкопробного.

Недопущение обмана, например, обвешивания или продажи бракованных продуктов.

Использование только такого первоначального капитала, который был получен в соответствии с законами шариата.

Вера в то, что "коэффициент полезного действия" денег, полученных в соответствии с шариатом, выше, чем у капитала, нажитого
незаконным путем.

 Александр БЕЗЛЕПКИН