От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 01.03.2004 22:02:49 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

И. Шумейко: "Прибавит ли у детей терпимости замена предмета <История религий> на <Основы православия>?" (*+)

http://ng.ru/education/2004-02-13/8_tolerance.html

ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПО-МИНИСТЕРСКИ
Прибавит ли у детей терпимости замена предмета <История религий> на <Основы православия>
Игорь Шумейко

Уроки <Основы православия> уже давно идут на базе воскресных школ. Нужны ли они в основной школе?


О недавней <услуге> православию (замена предмета <История религий> - на <Основы православия>) сегодня приходится говорить или с
уклоном в шпиономанию: <хитрая диверсия врага>, <агенты в Министерстве образования>, или просто как о нечаянной <медвежьей> (см.
партийную эмблему) услуге.
Вот пример <данайскости> этого дара, лежащий прямо на поверхности, - на уроках школьного православия все равно придется тратить
отвоеванные школьные часы на самые общие понятия, на фундамент, на Ветхий Завет.
Это как если бы некий поклонник геометрии Лобачевского приехал в совсем дремучий край и сказал:

- Дайте мне ваших детей, я раскрою им красоты неевклидовой геометрии.

- Ну, вообще-то у нас дети по хозяйству помогают, но ладно, ищи спонсоров, строй школу, начинай.

И настает день, у кабинета замученного подвижника - очередь.

- Спасибо, господин учитель, но мне хватит и таблицы умножения.

- А мне - Пифагоровых штанов!

- :Поэтому мы, делегация родителей, требуем категорически улучшить питание детей:

- :И значит, кредит, полученный вами на строительство школы:

- :Эй, лжеучитель, я ненавижу тебя за покушение на Евклида!..

В 1990-1992 годах автор этих строк ходил в заместителях начальника главка Министерства народного образования РСФСР. Тогда как раз
пробивались, лицензировались новые школы, методики, учебники. Плюс тот самый <Великий ранговый скачок>. Это когда ПТУ стали
институтами, институты - университетами, университеты - академиями: чуть не написал <и т.д.>, но как раз <доскачковым> академиям
деваться было уже некуда.
Припоминаю одного веселого циника, забежавшего ко мне в кабинет. Так, <на всякий:> (подписи моей не требовалось), радостью
поделиться. Победа! На учредительных документах - полная гроздь положенных печатей. Суть проекта: на базе энной московской средней
школы теперь будет - Первая Международная академия телевидения. Будет готовить актеров, телеведущих, телепродюсеров:
Генеральное направление тогдашних реформ - <приближение к мировым стандартам образования>. Американская модель ставилась в пример:
Теперь пора напомнить об одной, вроде сопутствующей, факультативной функции американского образования, выполняемой просто прекрасно.
Почему такие бои у них идут за обязательное совместное обучение детей разных рас? Их школа - это такая <площадка молодняка>, где
медвежата, лисята и волчата играют вместе. Это привыкание, ознакомление (чуть не сказал - обнюхиванье) часто превращается из
факультативной - в главную цель. <Страдает уровень преподавания математики? - Бог с ним! Приедут русские и китайские программисты.
Главное - расовых проблем будет меньше>.
А теперь обратимся к предлагаемой <эксклюзивности> православия. Прибавится у детей терпимости, интереса к соседу по парте,
обладателю чуть другого разреза глаз?
Чем может обернуться эта <конкретная помощь>, эти <реальные семь сотен школьных часов>, по-моему, можно объяснить с помощью одного
из главных христианских мыслителей - Святого (для католиков) или Блаженного (для православных) Августина.
Мне возразят, что прямых высказываний о пользе или вреде отделения школы от церкви у Августина нет, потому я предлагаю вашему
вниманию следующую цепочку истолкований некоторых общеизвестных его мыслей.

Есть совершенно неоспоримые цитаты типа: <Система Августина>, его книги <Исповедь>, <О граде Божьем> - на тысячелетие <определили
сознание и культурный облик Европы>, и т.д.
Итак, опасность принудительного православия, по-моему, следует из постулата Августина о массе греха (massa peccati). Попробую
пояснить, как первородный грех плюс условия нашей <конкретной> жизни ведут к нарастанию массы греха.
Поссидий, епископ Каламский, ученик и первый биограф Августина пишет: <Передавал он установления, которым надлежит следовать в жизни
и делах человеку Божьему (имеется в виду священнику): не просить для кого-то жены, не давать рекомендации собирающимся служить в
армии. В каждом случае он (Августин) представлял причину: 1) чтобы супруги, ссорясь между собой, не бранили того, кто устроил их
брак, священнику следует только закрепить уже заключенный союз, благословить взаимную приязнь; 2) чтобы плохо проявивший себя на
военной службе не разделял позора с рекомендовавшим его:>

<Конкретно мыслящий> будет недоумевать, приведет возражение в духе решения министра образования Филиппова: <Если больше вероятность,
что браки будут удачными, надо действовать. В итоге-то сумма благодарностей перевесит сумму претензий. Равно и в школе: обучим сто
православных, они пересилят пятерых, впавших в <отрицаловку>.
Так вот, первейший знаток человеческой души Августин, по-моему, ответил бы: <Не перевесят! Не пересилят!> И вся история вековой
подготовки российского 1917 года вопиет о том же.
В истории православия описан такой случай. Как-то вбежал Василий Блаженный в переполненный храм, протиснулся к иконе и: швырнул в
нее камнем. Толпа только сдавленно ахнула: А как сняли икону - на тыльной стороне, оказывается, черт намалеван...
Эта <диверсионная> икона - напоминание об опасностях, врагах, отравленных дарах: о чем надлежит помнить, обсуждая и нынешнюю
минобровскую инициативу.