Православные погромщики? (*+)
http://konkretno.ru/excluziv.php?article=452
Уж погром так погром!
Выставка интерактивных икон Олега Янушевского отрылась в галерее <С.П.А.С.> 17 февраля. А 21-го, можно сказать, при трагических
обстоятельствах, закрылась. Сегодня (24 февраля) в пресс-центре ИА <Росбалт> говорили о случившемся погроме вандалов.
О том, как развивались события, рассказал директор галереи <С.П.А.С.> Сергей Тюрин. В минувшую субботу выставочный зал, как
обычно, был открыт для посетителей. Ничто не предвещало беды. Две агрессивно настроенные женщины средних лет вошли в галерею в
середине дня и сразу начали бурно обсуждать экспозицию, называя ее <не христианской> и <богохульной>. Ассистентка, сопровождающая
выставку, пыталась объяснить посетительницам идейный замысел автора и как таковую цель выставки. Однако не очень-то ее хотели
слушать, а некоторое время спустя, увещевания барышни были прерваны.
В галерею ворвались около десяти молодых людей в масках и камуфляже и стали обливать картины краской и чернилами. Проделывали
он все это молча, а женщины, по словам Тюрина, их действия одобряли, а самих молодчиков подзадоривали, мол <молодцы, сыночки>. Надо
сказать, прочая публика, находящаяся в зале, пыталась самосуд остановить, а парней урезонить. Однако, все, что смогли сделать
присутствующие - это вызвать милицию. Оно и понятно, мало кому хотелось получить порцию <водо-эмульсионки> на одежду или, может
даже, кулаком по лицу. Сделав свое дело, <налетчики>, удалились. Тюрин заметил, что связь между визитами <грозных женщин> и юных
борцов за веру <вполне вероятна>.
Три картины <в чувство> после погрома так и не удалось привести: портрет Вилле Хаапсала (актер, игравший в <Кукушке>),
иконографический портрет Джорджа Буша и текстовую <знаковую> работу зрители увидят не скоро. По словам автора на воссоздание каждой
уйдет как минимум два месяца. Краской и чернилами живописные части работ испорчены, а вся электроника - уничтожена. В качестве
красноречивого вещественного доказательства Янушевский принес одну из пострадавших картин с иконографическим изображением Билла
Клинтона, по углам которой наклеены маленькие иконки-сувениры - <знаки религиозного мифа> по определению автора. <Наше сознание -
это пантеон мифов, - напомнил Олег Янушевский. - А это - иконы космополитизма>.
Понятие "икона" - не такое однозначное, как может показаться человеку, настроенному к религии, мягко говоря, фанатично.
Только, вот беда, его знания и утверждения ни как не рассчитаны на неподготовленного, а порой и необразованного зрителя. Ну не
станут эти люди интересоваться этимологией слова <икона>. Оно у них всегда будет ассоциироваться с церковным понятием, но никак не с
компьютерной иконкой или <иконой> шоу-бизнеса - эти два примера Янушевский приводил неоднократно. Хотя имели ли эти люди отношение к
церкви - это еще вопрос. А вот подбить группку неразумных подростков сломать что-нибудь - дело не великое. Потому не покидает
ощущение того, что действия взрослых женщин и подростков были так или иначе согласованы. А если припомнить, сколько людей окунулись
с головой в религию на волне <моды на церковь>, то можно представить насколько <разнообразен> состав современных верующих.
Как заметила директор галереи Современного искусства Марина Колдобская, <Люди, приходившие на выставку, старались понять, о чем
речь, а тут - плебейский способ решения вопросов, если вам лицо человека на улице не понравилось, так что же, его по лицу надо
бить?>
Интересно, а <налетчики> картины вообще видели? Позже, как выяснилось, <ярые ревнительницы православия> не поленились
отметиться в книги отзывов, присовокупив к устным, еще и письменные проклятия автору. Как-то не по-христиански, надо сказать,
расправились с экспозицией юные ценители искусства. Слабо верится, что подростков, учинивших погром, найдут. <Очень тревожный
симптом, не имеющий отношения к религии>, - заметила Колдобская. Кстати, сами организаторы подчеркнули, что <никак не ожидали такого
в Петербурге, где всегда была более здравомыслящая атмосфера>.
Пока присутствующих сегодня на встрече <уносило> в культурологические дебри, а автор оправдывался, Марина Колдобская призывала
всех задаться главным вопросом: Нормально или нет устраивать погром, если кому-то что-то не понравилось? <Это вопрос не
эстетический, не культурологический - это угроза демократии и правам человека>, - добавила Марина. Вчера представители галерей
составили обращение к гражданам Санкт-Петербурга, которое уже подписали Борис Гребенщиков, руководство <Пушкинской,10> и другие
представители творческой среды. <Развитие событий зависит от позиции, которую займут здравомыслящие люди>, - подытожила Марина
Колдобская.
Ксения Шмыгова