Ген. директор "Просвещения": "То, о чем не могут договориться взрослые, не стоит делать обязаловкой" (*+)
http://www.prosv.ru/forum113.shtml
Одна религия, один учебник, одно мнение...
Любого человека, который уважительно и бережно относится к ценностям религиозного мировоззрения, но при этом хорошо знает
современную российскую школу, наверняка заставила задуматься прошедшая в Минобразования конференция <Изучение православной культуры
в светской школе>.
Не вызывает сомнения, что все сторонники идеи вовлечения школьников в изучение культуры, истории православия преследуют самые благие
цели. Однако последствия наших действий, особенно когда имеем дело с детьми и подростками, часто оказываются далекими от тех целей,
которые ставим. Может, поэтому в школьные программы обычно стараются включить только те вопросы, незнание которых явно препятствует
человеку эффективно исполнять обязанности гражданина государства, члена общества, семьянина. Школа берет на себя смелость помогать
молодому человеку формировать те взгляды, то мировоззрение, ту систему ценностей, которая в данной стране, в данном обществе
является безусловно общепринятой. Если в государстве, обществе имеются достаточно сильные противоречия по какому-либо вопросу, то
попытки школы в этом случае навязать своим ученикам какую-то одностороннюю точку зрения обычно безуспешны, а часто и вредны. Между
прочим, именно это произошло, когда на школу пытались взвалить <атеистическое воспитание> детей. То, о чем никак не могут между
собой договориться взрослые (а вопросы религии, увы, пока именно таковы), вряд ли возможно делать предметом всеобщего изучения в
школе.
При сегодняшнем полуатеистическом, многонациональном учительском корпусе, зачастую путающемся в основах разных религий, появление в
расписании уроков предмета <православие> (с любыми самыми мягкими дополнениями) может дать реакцию самых разных направлений, но
результатом будет разделение детей и отторжение многих от попыток в будущем серьезного, уважительного изучения истории и культуры
православия. В школе сложилась хорошая традиция: то, что важно, но, может быть, не всем понятно, не всем интересно, выносится для
изучения в систему дополнительного образования, на факультативы, кружки, элективные курсы. Сколько интересного, важного и полезного
для себя могли бы изучить, понять подростки на дополнительных занятиях (исключительно по выбору!), например, <Православие и русская
литература>, <Православие в истории России>, <Православие о человеке>, <Этика православия>, <Судьбы православных ученых> и многих
других аналогичного характера. Но для решения даже такой осторожной, скромной задачи придется очень много сделать для подготовки к
этому педагогов школы.
Но уверен, что великая осторожность и деликатность в привлечении школы к встрече ребенка с религией просто необходима. Школа слишком
уж суетное место для такой встречи!
Кроме того, хочу напомнить коллегам из Минобразования, что любая другая позиция будет противоречить положению Конституции Российской
Федерации о светском характере образования, принятой на общенациональном референдуме.
Опубликовано 6 февраля 2004 года