От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 27.02.2004 21:00:09 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Ген. директор "Просвещения": должно ли образование быть социальной защитой? (*+)

http://www.prosv.ru/forum112.shtml

Образование сегодня - система социальной защиты молодежи

Говоря о движении России в направлении информационного общества, как об условии его открытости и экономического роста мы должны
говорить о превращении образования в стратегический ресурс развития личности, общества и государства. Это ставит вопрос о новом
качестве образования, его новом содержании и о способах его достижения.
Это значит, что при наличии очевидных образовательных потребностей образовательные интересы не отрефлексированы, не заявлены,
личностно не воспринимаются. Следовательно, они не известны ни самим членам общества, ни тем, кто общую волю оформляет в
государственный (национальный) заказ.
Зачем семейные ресурсы направляются в сферу образования - остается проблемным вопросом. А они направляются туда все более широким
потоком. Это противоестественно и может быть объяснено только одним: то, что семья, общество и государство принимают за
образовательные потребности, на самом деле является образовательными мотивами и ценностями. При том, что они далеки, если не
противоположны, друг другу. Ценности - категория философская, мировоззренческая, мотивы - психологическая, потребности -
социально-экономическая.
Значительная часть нашего населения воспринимает образование как высокую ценность. Отсюда категорическое и очевидное требование
общедоступности, равенства и бесплатности образования.
Между ценностями и потребностями в сфере образования находятся мотивы, причем, в различных социальных группах и в различных
регионах, в различных возрастных категориях они различны: учиться, чтобы получить высокий социальный статус, чтобы получить
отсрочку, а то и освобождение от армии.
К решению этой проблемы общество в целом и образовательное сообщество в частности всерьез еще не приступали.
Семьи вынуждены ориентироваться на ситуацию, когда в России уже в течение ряда лет нет ясного представления о профессиях, которые
могли бы быть востребованы. Рост безработицы среди молодежи одновременно привел к росту шансов обладателей дипломов более высокого
уровня в поисках работы или создании собственного предприятия.
Поэтому в России сложилась социально-потребительская стратегия отдельных людей и семей в отношении образования. Затраты на
образование нацелены не на краткосрочную рентабельность, а на обеспечение долгосрочной стабильности. Т.е. рациональным поведением
является максимальное продление периода обучения. При этом область подготовки и профессия не имеют особого значения. Т.е.
образование воспринимается не как прагматическая деятельность, направленная на достижение собственных образовательных результатов, а
как средство социальной защиты.
Таким образом, мотивы получения образования, при всех оговорках, являются скорее социальными, чем образовательными. При этом они не
столько конструктивно-социальные, связанные, например, с социальной мобильностью или социальной успешностью, сколько
консервативно-социальные, связанные с социальными гарантиями, защитой и вспомоществованием.
Может, поэтому сегодня так противоречиво оценивается качество российского образования - от <никуда не годного> до <лучшего в мире>?
Пока граждане, общество в целом, государство не могут четко и внятно сформулировать свои запросы системе образования, все попытки ее
изменения будут напоминать броуновское движение и вряд ли могут привести к какой-либо значимой цели.

Опубликовано 23 января 2004 года