От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 27.02.2004 21:00:01 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"Есть только один способ подчинить чувство: опознать его, разрешить ему быть" (*+)

http://www.ug.ru/?action=topic&toid=3574&i_id=44

<Я волнуюсь, я тревожусь, я боюсь...>

Как найти слова, чтобы выразить чувства?

На вопрос <Что ты сейчас чувствуешь?> они обычно отвечают что-нибудь вроде: <Я думаю, что Валя не права>. Русские дети вообще не
осознают свои чувства. Об этом впервые говорил лет пятнадцать назад министр образования Геннадий Ягодин. Он тогда с горечью
рассказывал об итогах сравнительного исследования русских и американских детей: насколько русские первоклашки превосходили
американских ровесников интеллектуально, настолько же они были <темны> и не образованны в области понимания собственных чувств и
потребностей, не могли найти слов и способов их точно выразить.

Нет ничего удивительного в том, что взрослые, родители и воспитатели, которым в годы их взросления говорили лишь о <чувстве
глубокого удовлетворения> или <чувстве долга>, и сейчас не понимают, что значит осознавать свои чувства, уметь их выражать. В школе
давно появились психологи, рынок психологической литературы для родителей переполнен книгами о воспитании, но дети по-прежнему
путают свои чувства, действия, мысли, ощущения, а родители по-прежнему не понимают, что детей нужно учить узнавать свои чувства по
именам.
У замечательной писательницы в стиле <фэнтези> Урсулы Ле Гуин есть сказка <Волшебник Земноморья>. В ней подробно описана <методика>
приобретения учениками волшебной академии власти над душами растений, животных, камней. Юные волшебники, месяцами не выходя из
библиотеки, заучивают списки из тысяч и тысяч слов - списки тайных имен. У каждого камня, каждого цветка, каждого зверя, помимо
общеизвестного и научного названий, есть тайное имя. Знание его дает силу чародеям. Заметьте: не одно заклинание на все случаи
жизни, все предельно индивидуально в этой сказке! Примерно тот же подход действует, когда мы имеем дело со своими чувствами.
Чувства даны человеку, потому что он человек. Нет ни одного чувства <грязного> или <глупого>. Таковыми бывают только наши поступки.
Ответственность за них возможно воспитать, только когда ребенок хорошо понимает разницу между поступком и вызвавшим его чувством.
Можно чувствовать злость, негодование и даже ярость, но, только признав эти чувства, можно остановить свое агрессивное поведение.
Известно, что на определенные чувства в нашей культуре существует негласный запрет: нельзя сердиться на маму, мальчикам нельзя
испытывать страх, слабость, тем более демонстрировать их с помощью слез. Не только очень плохо себя ведут, но и часто болеют дети, в
семьях которых существует запрет на отрицательные эмоции.
Именно поэтому, подобно ученикам волшебника, дети вместе с психологом или учителем начальной школы, любым взрослым могут найти
<тайные имена> своих чувств, ведь названия эмоций в нашей культуре отнюдь не являются расхожими, часто употребляемыми понятиями.
Очень важно научиться по <ключам> определять, что же я сейчас чувствую. <Ключи> - реакции нашего тела. Сашенька говорит: <Когда я
тревожусь, у меня потеют ладошки, а когда боюсь - по щекам пробегают мурашки>. Света продолжает: <А у меня мурашки на спине, когда я
волнуюсь, а когда боюсь - в животе бабочки крылышками щекотятся>. И они всерьез обсуждают разницу между <волнуюсь> и <тревожусь>.
Затем хорошо бы выучить как можно больше <тайных имен> своих переживаний, научиться различать оттенки и силу чувства. Это важно и
для подростков, которые часто все сильные эмоции (а у них другие и не водятся) называют восклицаниями <чума!> или <...от блин>.
Наконец, главное. Существует на свете Великий Закон. Прежде его знали тибетские монахи и йоги, теперь им владеют психотерапевты и
некоторые мамы: чем больше силишься запретить какому-то чувству быть, тем больше оно увеличивается в размерах. Я запрещаю себе
сердиться на этого человека, терплю, но от напряжения и недовольства собой количество гнева так разрастается во мне, что я могу
лопнуть или взорваться от негодования. Запрещаю себе смеяться - начинаю прыскать от смеха. Делаю вид, что ничего не чувствую, а сила
этого чувства лишь возрастает (это относится даже к чувству боли).
Есть только один способ подчинить чувство: опознать его, разрешить ему быть. На этом законе построено <я - высказывание> - сообщение
от первого лица единственного числа о том, что человек чувствует. Иногда такие высказывания называют <волшебными заклинаниями>. Их
важно использовать, когда чувства переполняют тебя.
Чтобы научить детей не бояться говорить о своих чувствах, сначала нужно самому научиться это делать.

Опишите сначала обстоятельства, при которых возникало чувство: <Когда я увидела, что ты ешь немытое яблоко...>

Назовите, что вы почувствовали: <...Я встревожилась>.

Разъясните: <...встревожилась, наверное, потому, что подумала: если заболит живот, мы не сможем завтра отправиться в цирк. А ведь мы
ждем этого уже две недели>.

Пока мы подбираем точное название чувства <со знаком минус>, оно тает. Возмущение превращается в недоумение. Негодование - в
тревогу. Тревога - в удивление: <Когда я увидела твою двойку по пению, я удивилась и подумала: как же мальчик с таким хорошим
голосом, как у тебя, мог так расстроить учительницу?>. <Когда ты перебиваешь мое объяснение, я раздражаюсь. Наверное, это из-за
того, что теряю мысль. Пожалуйста, перестань это делать>.

Дети, приученные говорить о своих чувствах, быстро перенимают эту ответственную и честную форму общения.


Наталья ДЯТКО, практический детский психолог, руководитель филиала центра помощи подросткам <Генезис>

Троицк