От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 25.02.2004 22:41:08 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

И. Медведева и Т. Шишова: инфантилизм души (*+)

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg082004/Polosy/art22_2.htm

ИНФАНТИЛИЗМ ДУШИ: БОЛЕЗНЬ ЧЕЛОВЕКА? ИЛИ СОЦИУМА?
Смотришь порой на подростка: кажется, уже ничему его не можешь научить. А чуть копнёшь - и такая незрелость обнаружится, что впору
ставить диагноз <задержка психического развития>.

ГЛУПЕЦ ЭТОТ ЛЕОПОЛЬД

Вспоминается один четырнадцатилетний мальчик, которого и мальчиком-то с трудом можно было назвать - так взросло он выглядел и такие
у него были повадки. Мать привела его на психологическую консультацию с жалобами на хамство, запредельное своеволие и, как это
обычно бывает, на запредельную безответственность.
Ясно, что такому взрослому парню нелепо предлагать детские игровые тесты. Но сразу вступать с ним в задушевную беседу было уж и
вовсе бесперспективно. Поэтому мы для начала попросили его письменно перечислить качества хорошего и плохого человека. Задание, в
общем-то, простое, но с виду серьёзное.
Результат ошеломил. Мало того, что парень с трудом наскрёб по три эпитета, так ещё и выбор качеств говорил сам за себя. Хороший -
это красивый, добрый, умный. Плохой - некрасивый, злой, глупый. А ведь ребёнок уже в пять лет понимает, что красивый не обязательно
хороший, а некрасивый отнюдь не всегда бывает плохим. Любимая бабушка может быть старой, морщинистой, беззубой, а красивая ведьма из
мультфильма не просто плохой, но даже отвратительной. Так что наш четырнадцатилетний <крутяк> тянул максимум на три-четыре года.
Столь незрелые понятия о жизни и людях не могли не отразиться на его поведении. Какая там ответственность у малыша-дошкольника?!
Кстати о дошкольниках. В последнее время попадаются <крутяки> и среди них. Они снисходительно, а то и с презрением относятся к
мультикам типа <Простоквашина> или <Кота Леопольда>. То ли дело боевики, фильмы ужасов: А как хвастаются эти шестилетние Лолиты и
Шварценеггеры тем, что сегодня принято называть <качеством жизни>!
Ребятня доперестроечных времён не ценила и не знала критериев оценки дорогих вещей. Максимум, на что обращалось внимание, красивый
ли цвет. И колечко из фольги восхищало дошкольницу ничуть не меньше, чем настоящее, из <драгметалла>. А может, и больше, ведь его
так легко соорудить. Ещё одну конфету съела - вот тебе и новое колечко. Ну а уж дорогая стрижка или престижная мебель из каталога
вообще находились вне поля интересов ребёнка. Он любил шкаф за то, что в него можно было залезть, а стрижку ненавидел, потому что в
парикмахерской заставляли сидеть не шевелясь.
Теперь же <продвинутые> родители рассказывают, как <крошка сын к отцу пришел> и: посоветовал, в каком пункте сегодня выгодно
совершить валютный обмен. <Умный парень растёт>, - умиляются папаши.

ПЕСОЧНИЦА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Однако чем взрослее становится ребёнок, тем обыденнее выглядит его практичность. Она тускнеет, поскольку соответствует возрастной
норме. А вот душевное недоразвитие высвечивается всё ярче, потому что оно всё больше перестаёт соответствовать возрасту. Причём
выражается это не только в отсутствии высоких потребностей. В конце концов, и раньше было достаточно много людей приземлённого
склада, ничем, кроме хлеба насущного, не интересовавшихся. Но у современных инфантилов и приземлённость какая-то особая.
И это тоже всё ярче высвечивается по мере взросления. Прекрасно понимая что почём, они вовсе не настроены напрягаться для достижения
благ. С присущей им инфантильностью они уверены, что родители точно так же должны обеспечить им <достойное качество жизни>, как
обеспечивали кормёжку и красочные конструкторы в малышовом возрасте.
Сами же инфантильные подростки никому ничего не должны. Они и о себе-то толком не могут позаботиться, потому что не умеют
рассчитывать на шаг вперёд. Такой недоросль может украсть все деньги, имеющиеся в доме, - именно все, а не малую толику на
мороженое, - нисколько не заботясь о том, что завтра ему же самому будет нечего есть.

- А меня это не колышет! Это ваши проблемы, - заявит он растерянным <предкам>. <Ваши проблемы> он заявит родным и в том случае, если
его будут исключать из школы за неуспеваемость. А в ответ на предложение, раз не хочет учиться, устроиться на работу, здоровый лоб
напомнит о правах ребёнка, которые родители обязаны соблюдать по закону.

- Что я с ним сделаю? - устало жалуется женщина. - Из дома не выгонишь, он здесь прописан. Мне говорят: <Не корми>. А как? Замок,
что ли, на холодильник повесить?

А вот юноша более старшего возраста. Причём более благополучный. Он и школу окончил, и даже в институте отучился. Устроился на
работу, прилично зарабатывает. Казалось бы, можно вздохнуть с облегчением: вывели в люди: Но <люди> - это в данном случае громко
сказано. Не очень-то похож инфантильный юноша на: есть соблазн сказать взрослого, но скажем более откровенно: на человека. Он живёт
с родителями на всём готовом и при этом не считает нужным отдавать им хотя бы часть зарплаты. Они, впрочем, тоже не настаивают.
Вскоре у сына появляется девушка. Они находятся в близких отношениях, но на робкий вопрос родителей, когда же наконец они вступят в
брак, отвечает, что на свадьбу нет денег. Ведь нужно, чтобы всё было на уровне: и ресторан, и платье, и свадебное путешествие. А уж
про детей нечего и заикаться! Сперва надо пожить для себя, ведь в жизни так много интересного: пиво, дискотеки, клубы, кино,
Интернет, роликовые коньки, бассейн, яхта, теннис. Жизнь похожа на большую песочницу, в которой появляются всё новые формочки и
совочки. А работать приходится для того, чтобы их оплачивать.
- Куда им детей заводить? - оправдывают своих отпрысков родители. - В двадцать пять лет теперь ещё никакой ответственности.
Но где основания полагать, что она когда-нибудь появится?

Я НЕ ИДИОТ

Кого традиционно считали ответственным человеком? Ведь не того же, кто убирает за собой постель и даже зарабатывает себе на жизнь.
Ответственным ребёнком называли того, кто нянчил малышей. Ответственным взрослым - берущего на себя всё самое тяжкое, самое трудное
и неприятное. Скажем, никому и в голову не приходило восторгаться ответственностью родителей, выхаживавших своего больного малыша. А
что они ещё должны были делать? На помойку его, что ли, выбросить? Вот когда своих четверо по лавкам, а ещё усыновили
ребёнка-инвалида - это да, таких людей очень уважали.
В последнее время критерии оценки сильно сместились. Ребёнок, который не прогуливает школу и не становится наркоманом,
суперответственный. Что же касается самопожертвования ради чужих людей, то здесь сдвиг в оценках уже оборачивается парадоксом. Такие
люди воспринимаются современным обывателем как юродивые.

- Я не святой! - а в подтексте звучит: <Я не идиот>. Обыватель как бы даёт понять, что не имеет к этому никакого отношения. То есть
эпитет <ответственный> присваивается сегодня человеку, который худо-бедно способен отвечать за себя. Всё, что сверх этого, уже
исключение из правил.

А инфантил, он даже за себя отвечать не может. Он весь во власти влечений, сиюминутных, по преимуществу низменных желаний.
Захотелось покататься на модных аттракционах - украл деньги из папиного кошелька. Захотелось острых ощущений - укололся. Шёл на
экзамен, но встретил приятелей и обо всём забыл, зато так классно повеселились. Увидел на прохожем прикольную куртку - шарахнул его
по голове и снял.
Конечно, подобные формы инфантилизма сильно отдают патологией, но когда её так много, то возникает соблазн расширить границы нормы.
Во всяком случае, подобных молодых людей сейчас, как правило, признают вменяемыми.

ИДЕАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ

Только очень невнимательные или не очень честные люди считают, что инфантилизм распространяется в обществе стихийно, сам по себе,
без малейших усилий с чьей бы то ни было стороны. Если стихийно, то наши города не были бы наводнены идиотскими и непристойными
молодёжно-подростковыми журналами, газетами, книгами. Не работали бы на отупление юношества целые телеканалы. В школах бы не
сокращали часы, отведённые на изучение литературы, а из программы не выбрасывали бы произведения, развивающие душу.
Кто падок на всё новое, яркое, вкусное? Кому быстро надоедает купленная игрушка, которая ещё вчера казалась пределом мечтаний? С кем
можно затеять игру в <две покупки, третья бесплатно> или <в стопроцентные скидки только сегодня и только для вас>? Конечно, с
ребёнком. Но с таким, у которого взрослые аппетиты и взрослая возможность распоряжаться средствами.
Понятно, что инфантилов гораздо легче и одурачить, и заманить в ловушку. Такие люди, губя свою жизнь, даже не будут этого
осознавать. Ну а те, кто впишется в новую реальность - назовем их <благоразумными инфантилами>, - они тоже нежизнеспособны. Вернее,
нежизнеспособны в традиционном обществе. А антитрадиционному, для которого и растятся инфантильные граждане, прочные человеческие
связи совершенно не нужны. Ему нужны <свободные атомы>, которые на самом деле будут полностью зависимы от системы социальных служб.
Целенаправленное разрушение традиционных человеческих уз происходит уже довольно давно. Какое-то время, правда, казалось, что
развитие человеческой цивилизации идёт по двум противоположным направлениям: капиталистическому и социалистическому. Но к концу
прошлого столетия обнаружилось, что обе социально-экономические модели исчерпали себя, и сейчас речь идёт о некоем едином
<постиндустриальном> обществе. Обществе, для которого отчуждение людей друг от друга постепенно становится нормой.
Фактически всё самое важное в жизни человека происходит вне дома и вне семьи. Рожают <цивилизованные люди> в медицинских
учреждениях. Умирают, как правило, тоже. Да и в промежутке между этими двумя эпохальными событиями в основном находятся не в семье.
Ясли, детский сад, школа, институт, служба, дом престарелых:

ТАК ЛУЧШЕ ДЛЯ ВСЕХ?

Невозможно забыть, с какой гордостью демонстрировали нам в Германии эти старческие приюты всех мастей и уровней. Дома престарелых
были на каждом шагу: для богатых, для средних, для бедных. А ведь у большинства стариков имелись родственники, которые вполне могли
их содержать и за ними присматривать!

- Не в этом дело, - объясняли нам немецкие знакомые. - Главное, чтобы человек был свободен! Наши родители в этих домах чувствуют
себя свободными, независимыми. И мы тоже ничем не связаны. Так лучше для всех:
Но и в те редкие часы, когда современная семья собирается дома, люди почти не общаются.

В начале 90-х многие родители вообще не понимали, зачем им психологи, и обращались за помощью только в случае действительно
серьёзных поведенческих отклонений. Теперь же хотят получить у нас ответы на все случаи жизни. Ребёнок спать днём не любит - на
приём к психологу. Бабушке грубит - без специалиста не разобраться. Ссорится с младшим братом - <Подскажите, что делать!> Нам,
наверное, радоваться бы надо прибавлению клиентов, но вообще-то радостного тут мало: подобные тенденции свидетельствуют о том, что
уровень безответственности в обществе сильно повысился.
А посмотрите, с какой настойчивостью взрослых дядей и тёть втягивают в разнообразные игры! Телевикторины, телеконкурсы,
телесоревнования. Придёшь иногда в какой-нибудь офис и видишь: несколько здоровых, солидных мужчин так сосредоточенно вглядываются в
экран и нажимают на кнопки, как будто от их следующего хода зависит судьба человечества.
Оппозиционеры левого толка скажут, что это старый проверенный способ отвлечения людей от классовой борьбы. Да, без сомнения. Но
параллельно это ещё и действенный способ инфантилизации взрослых, создания общества великовозрастных обалдуев, которые, даже если
узнают, что мать при смерти или ребёнок попал под машину, не сдвинутся с места, пока не пройдут очередной <уровень> компьютерной
игры.
Так что же лежит в основе ответственности? Что заставляет человека ответить на боль другого? Ну, конечно же, сострадание,
милосердие, любовь. Да, именно любовь - вот что порождает ответственность. Вот что велит взять на себя чей-то груз, помочь.
По мере взросления человек научается этой сострадательной любви. Так взрослеет его душа. Ответственность - один из главных признаков
полноценного развития души.
Христос призывал быть как дети. И современное общество на первый взгляд костьми легло, чтобы выполнить этот завет. Старики ходят в
коротких штанишках-шортах, бабушки требуют, чтобы внуки называли их уменьшительными именами: Лена, Катя, Ляля. Все хотят быть детьми
и подростково-молодёжному инфантилизму потакают, бессознательно желая продлить собственную молодость. Ведь пока твой ребёнок не
повзрослел, ты вроде как тоже не старишься.
Но детей отличает прежде всего чистота, целомудрие, невинность. А эти-то качества как раз и вытравляются всеми силами из современной
жизни. Детей старательно растлевают прямо с пелёнок. Под лозунги свободы слова блокируются все попытки защитить их от непристойной
информации. Родители весело хихикают, видя на прилавках кукол с гениталиями. И даже могут купить их детям. Про пошлые подростковые
журналы, которые выходят огромными тиражами и покупку которых оплачивают те же родители, нечего и говорить.
Бесконечное пребывание в информационной помойке не может пройти даром. Христианская суть понятия детства вылущена, остались плевелы,
оболочка. Чистота уже не считается неотъемлемым свойством детства, а ее поругание - трагедией.
Стоит ли удивляться жестокости повзрослевших деток (<Неподсудное дело>. - <ЛГ>, 2003 г., ? 34)? Они не умеют любить. Никого. В том
числе и родителей. И это мы, взрослые, потворствовали их инфантилизму, безответственности. Мы не привили им элементарные
нравственные понятия. Что ж, наступило время собирать плоды.

Ирина МЕДВЕДЕВА, Татьяна ШИШОВА, психологи