От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 25.02.2004 21:54:40 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

(важная статья!) А. Юрьев о конкурентоспособной национальной идее (*+)

http://www.rosbalt.ru/2004/02/19/145140.html
http://www.rosbalt.ru/2004/02/20/145383.html

Как понять национальную идею?

О том, что национальной идеей России должна стать конкурентоспособность страны, президент Путин сказал на недавней встрече с
доверенными лицами. <Мы должны быть конкурентоспособны во всем>... Но что это значит - быть конкурентоспособным, если речь идет не о
товаре, не о фирме, а о стране - не о конкретном показателе, а об абстрактной идее? Разобраться с этим не так просто, как кажется, и
взглядов на то, что такое конкурентоспособное будущее России, может быть немало.
<Росбалт> публикует статью профессора СПбГУ Александра Юрьева, предложившего свой взгляд на эту проблему. Отказавшись от узкого
экономического понимания конкуренции, он приходит к выводу, что сегодня у нас далеко не всё в порядке с тем главным ресурсом, без
которого о конкурентоспособности страны говорить не приходится...
Александр Юрьев - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой политической психологии Санкт-Петербургского
государственного университета.


--------------------------------------------------------------------------------

Конкуренция сегодня в России понимается ошибочно, или неполно. Ошибка заключается в буквальном толковании конкуренции, которое было
занесено в Россию учебниками типа книг Филиппа Котлера <Основы маркетинга>, Пола Хейни <Экономический образ мышления> и т.п. Они
блестящим образом разъясняют <экономическую конкуренцию>, но ничего, естественно, не говорят о <конкуренции политической>. Читатели
таких учебников ничего не узнают о том, что экономическая конкуренция является частным случаем политической конкуренции, а проблемы
государства решаются только лишь на уровне <политического образа мышления>. Но учебники по политической конкуренции у нас не
переводят, и для нас их не пишут.
В бытовом, всем известном русском языке принято понимать под конкуренцией <соперничество, борьбу за достижение наивысших выгод,
преимуществ. Конкурировать, значит соперничать, состязаться, добиваясь первенства> (Ожегов). При всей ясности таких определений,
надо считаться с тем, что теория конкуренции ушла так же далеко вперед, как мобильная телефонная связь ушла от размахивания факелами
на сторожевых вышках 15 века. Пол Хейни намекает, что <конкуренция - это процесс, в котором участвуют конкуренты>. Кто же такие эти
конкуренты?
Вся мудрость конкуренции заключается, как пишет Хейни, в том, что разрыв между ценой блага и предельными затратами на его
производство является источником потенциального преимущества. А далее он признается, что поскольку конкуренция имеет тенденцию
перераспределять доходы от поставки блага в пользу покупателей и других поставщиков, фирмы часто стараются заручиться
государственной поддержкой в устранении конкурентов, нередко проявляя исключительную изобретательность и добиваясь великолепных
успехов в софистике. Это означает, что по представлениям <экономического образа мышления>, побеждает в конкуренции товар, фирма,
страна за счет изобретательности, изощренности, дальновидности людей, осуществляющих конкуренцию, и добивающихся признания худшего
лучшим, невозможного возможным, безобразного прекрасным, недопустимого допустимым.
Поскольку это неверно, то всё далее излагается с точки зрения политического образа мышления.

Экономическая конкуренция не признает главного

Государство называется великим в том случае, если на международных рынках оно конкурирует системно - т.е. по всем направлениям
мировой цивилизации одновременно. Только государство может обеспечить поддержку конкурентоспособности всех своих ресурсов, потому
что любая, даже гигантская монополия, может поддержать лишь два-три государственных ресурса за пределами экономической
конкурентоспособности. Предназначение государства и заключается в поддержке системности и тех <длинных, холодных ресурсов>, которые
окажутся самыми <короткими и горячими ресурсами> через 20-50 лет. Так было с литературой, космонавтикой, авиацией, средствами связи
и т.д. Целесообразность экономического образа мышления питается целенаправленностью политического образа мышления.
Система политических ресурсов страны состоит из ключевых составляющих современной европейской цивилизации. Проблема в том, что
только часть этих ресурсов имеет признание и поддержку <экономического мышления>, а другая часть, без которых они не существуют,
подавляется.

К числу признаваемых ресурсов относятся следующие:

1. финансовые ресурсы: золотовалютные резервы и международное признание их ценности и организационных инструментов для управления
ими;

2. сырьевые ресурсы: природные ископаемые, энергоносители, продукты сельского хозяйства, почва (гумус), питьевая вода, леса и т.п.;

3. административные ресурсы: эффективная система власти, научно, технологически и законодательно соответствующая глобальным
изменениям в мире. Эффективность означает минимальные затраты материальных и временных ресурсов для сохранения численности и
качества человеческих ресурсов страны. Эффективная система власти является таким же продуктом науки и технологии, как, например,
авиастроение.
Под административным ресурсом экономический образ мышления ошибочно понимает поддержку государственных и политических органов,
позволяющую устранять конкурентов, имеющих более конкурентоспособный ресурс.

К числу формально признаваемых ресурсов страны, которые являются неотъемлемой частью ее конкурентоспособности, но которые
<экономический образ мышления> не рассматривает в качестве ресурсов относятся следующие:

4. культурные ресурсы: высший уровень всей государственной политики и экономики - такие смысл жизни в России, ценности жизни в
России, цели жизни в России, которые признаны гражданами страны, и ради которых в России стоит жить, страдать, жертвовать своей
жизнью; воспроизводятся культурные ресурсы инструментами литературы, искусства, архитектуры, системы образования, поддержкой семьи и
т.д.;

5. моральные ресурсы: вера в свою страну, надежда на ее успех, любовь к своим согражданам, чувство долга перед государством,
обязательные для сохранения, упрочения и продолжения жизни своего народа на своей территории вопреки противодействию конкурентов,
вызовам времени; моральные стандарты государства должны быть выше моральных стандартов населения, сегодня же всё наоборот;

6. информационные ресурсы: архивные документы, данные археологии, этнографии, исторические исследования, подтверждающие право народа
занимать свою территорию и именоваться государством; библиотеки закономерностей природы и общества, и технологий их применения для
создания конкурентоспособных продуктов; результаты исследований, опережающих глобальные изменения в мире для внесения инновационных
изменений в качество своих конкурентоспособных ресурсов.

Только при наличии конкурентоспособных 4,5,6 ресурсов появляются главные цивилизационные ресурсы страны - 7,8,9, обеспечивающие
конкурентоспособность 1,2,3 ресурсов.

7. научные ресурсы: инновационные сведения, опережающие аналогичные сведения конкурентов по всему спектру глобальных изменений в
мире: в научной картине мира, в фундаментальной и прикладной науке, определяющей уровень производства конкурентоспособных ресурсов и
социальной жизни страны;

8. технологические ресурсы: знания, умения и навыки производства любых товаров и материалов для жизнеобеспечения страны на
современном инновационном уровне; наличие необходимого оборудования, системы подготовки профессиональных кадров для преобразования
инновационных знаний, умений и навыков в материализацию конкурентоспособных ресурсов;

9. человеческие ресурсы: количество и качество людей, пригодных по своим медицинским, психологическим, интеллектуальным, культурным,
профессиональным параметрам для конкурентной борьбы - определяются восприимчивостью к инновационным знаниям, умениям и навыкам,
обеспечиваются наличием у государства концепции конкурентоспособного инновационного человека, технологии его воспроизводства и
специалистов по воспроизводству человеческих ресурсов.

Человек в числителе, все остальное - в знаменателе

Сама территория, как бы велика и богата ресурсами она ни была, не является участником процесса конкуренции. Территория вступает в
конкуренцию с другими территориями только при наличии достаточного количества людей, постоянно живущих на ней, считающих ее своей
Родиной, сформировавшихся на ее культуре и истории. Только эти люди способны первичные ресурсы территории освоить и трансформировать
их в конкурентоспособные ресурсы более высоких порядков. Поэтому конкурентоспособность населения страны и есть конкурентоспособность
государства. Это значит, что при минимальных природных и иных ресурсах побеждает в соперничестве та страна, которая имеет более
конкурентоспособное население.
Конкурентоспособность государства исчисляется как частное от деления мощности человеческих ресурсов на произведение всех остальных
ресурсов страны.

Человеческие ресурсы
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - = Коэф.к.с.
Сыр. x Фин. x Мор. x Инф. x Технол. x Науч. x Адм. x Культ.

Если человеческие ресурсы (числитель) меньше, чем произведение всех иных ресурсов страны (знаменатель), то коэффициент
конкурентоспособности страны становится менее единицы. В этом случае страна проигрывает в конкурентной борьбе своим мировым
соперникам, которые осваивают ее природные ресурсы на условиях, выгодных для себя и невыгодных для страны-собственника этих
ресурсов.
Если человеческие ресурсы (числитель) больше, чем произведение всех иных ресурсов страны в знаменателе, то коэффициент
конкурентоспособности становится более единицы, что предполагает победу в конкурентной борьбе с другими странами-владельцами
аналогичных или иных ресурсов.
Надо иметь в виду, что отсутствие только одного из девяти ключевых цивилизационных ресурсов (т.е. равное нулю), делает
конкурентоспособность владельца ресурсов ничтожной. Ноль человеческих ресурсов превращает страну в <ничейную территорию>, вроде
территории Антарктиды, которую можно захватить и освоить извне. Ноль любого из восьми природных и культурных ресурсов (умножить на
ноль - получить ноль, а на ноль делить нельзя) делает отдельные, самые ценные природные и другие ресурсы, совершенно
неконкурентоспособными.
Самыми существенными выводами из формулы конкурентоспособности страны является следующие:

- Любые ресурсы страны делает конкурентоспособным человек. В отсутствие человека никаких конкурентоспособных ресурсов не существует.
- Отдельно взятые, самые ценные ресурсы, утрачивают свою конкурентоспособность вплоть до ее полного исчезновения в отсутствии других
цивилизационных ресурсов.
- Мера конкурентоспособности страны определяется полной системой конкурентоспособности всех ее ресурсов.
- Каждый конкурентоспособный ресурс существует как результат поддержки всей системы других конкурентоспособных ресурсов страны.


===========
Концепция современных конкурентоспособных человеческих ресурсов в России отсутствует

Человеческий ресурс - граждане страны, их образованность, культурность, профессионализм - определяет конкурентоспособность всей
страны и каждого ее ресурса в отдельности. Поэтому все интриги потенциальных конкурентов всегда сводились к снижению качества людей,
делающих все другие ресурсы страны конкурентоспособными. Все войны - огневые, психологические, информационные, экономические -
велись только с одной целью: снизить количество и качество человеческих ресурсов конкурента. Именно поэтому все страны мира во все
времена направляли все доходы от продажи иных ресурсов на воспроизводство своих человеческих ресурсов: т. е. на образование,
воспитание своих граждан - главный источник силы или слабости своей конкурентоспособности.
Представление о том, что человеческие ресурсы являются данностью каждой территории, как природные ископаемые, глубоко ошибочно и
порочно. Человеческие ресурсы создаются, выращиваются по самым сложным технологиям, которые являются главным достижением каждой
страны. Каждая страна <проектирует> своего гражданина, как проектирует свои самолеты, атомные электростанции. Если нет такой
возможности, как это было во времена Княгини Ольги, Петра Великого, то <проект человека> покупают у развитых стран в форме
идеологии, системы образования и воспитания. К 21 веку у России сформировалась своя национальная технология воспроизводства
конкурентоспособных человеческих ресурсов. Но сегодня же воспроизводство человеческих ресурсов в России воспринимается с позиций
<экономического мышления>, хотя это объект <политического мышления>. Из-за этой ошибки поддержка системы воспроизводства
человеческих ресурсов осуществляется на уровне производства новых моделей отечественных автомашин, т.е. никак!
Воспроизводство конкурентоспособных человеческих ресурсов начинается с понимания того, что такое современный конкурентоспособный
человек. Для примера можно сослаться на крайние исторические точки зрения, которые в свое время определили: какого человека, для
каких целей и какими методами воспроизводить? С этого места - чуть специальный текст, объясняющий, почему сторонники <экономического
образа мышления> уклоняются и дискредитируют идею воспроизводства человеческих ресурсов и <политический образ мышления>. Это трудный
текст.
Например, Фейербах, определяя <сущность человека>, считал, что религия коренится в существенном отличии человека от животного: у
животного нет религии. По его мнению, религия есть сознание бесконечного, и поэтому человек осознает в ней свою не конечную и
ограниченную, а бесконечную сущность. Сознание, по Фейербаху, в строгом или собственном смысле слова и сознание бесконечного
совпадают; ограниченное сознание не есть сознание. Он считал, что сознание - это самоосуществление, самоутверждение, любовь к себе
самому, наслаждение собственным совершенством. (Л.Фейербах. Избр. Филос. Соч. В 2 т. М., 1955, С. 30-41.)
В противоположность ему, Карл Маркс, размышляя о <природе и сущности человека>, утверждал, что человек - базис всей человеческой
деятельности и всех человеческих отношений. Маркс писал, что история не делает ничего, она не обладает никаким богатством, она не
сражается ни в каких битвах. Не история, а именно человек, живой человек - вот кто делает все это, всем обладает и за все борется.
По его мнению, история не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей.
История - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. (К.Маркс., Ф.Энгельс. Соч.Т.2.С.89-90)
Именно из таких определений человека следовали практические технологии воспроизводства человеческих ресурсов для конкретных условий,
для конкретного времени, для конкретной страны.
Успех Европы в цивилизационной конкуренции 16-19 веков обеспечила ассоциативная психология. Она базировалась на идее <изготовления
полезного человека>. Ее технологию создавали выдающиеся ученые: от Дж.Локка, Д.Юма, Д.Гартли до Д.Милля, Т.Брауна, Д.Андерсона и др.
По этой теории было принято, что психические явления возникают и сменяют друг друга не хаотично, а по законам, аналогичным законам
физического мира. В основу <изготовления полезного человека> был положен метод предъявления, наполняющий долговременную механическую
память человека и формирующий стереотипы поведения. В процессе <изготовления> человеку предъявлялись стандартные ситуации из
элементов, совмещенных во времени или в пространстве, сходных между собой. <Точный исполнитель> был идеалом ассоциативной
психологии, которую приняли и до сих пор используют в современном школьном образовании. Шкала удовольствия и страдания была
использована для мотивации. Так появилось учение и труд, в котором порядок превыше всего.
Все политические и экономические достижения США обеспечены технологией бихевиоризма. Бихевиоризм породил идею <изготовления нужного
человека>. Эта идея, начавшись с Манифеста Дж.Б.Уотсона, поддержанная Б.Скиннером, Э.Торндайком, Э.Толменом, Э.Газри, К.Халлом и
др., определила способ, которым надлежит воспитывать детей, и тот тип общества, в котором они должны жить. Эта идея до сих пор
неявно пронизывает все стороны жизни в США. По теории бихевиоризма возможно предсказание и контроль поведения человека на основе
теории вероятностей. Знаменитый метод проб и ошибок - изобретение бихевиоризма. Основой <изготовления нужного человека> стал метод
побуждения, ориентированный на долговременную активную память, и формирующий навык поиска закономерностей. В процессе <изготовления>
человеку предъявляются проблемные ситуации, построенные на причинно-следственных связях. <Соискатель успеха> стал идеалом
бихевиоризма, лежащим в основе современной социальной политики. Награда и наказание были использованы для мотивации. Так появилась
технология познавательной активной деятельности, распространяемой сегодня по миру. Расчет вероятности стал определяющим для успеха
человека.
Большинство достижений Западной Европы в 20 веке обеспечены гештальт-психологией. Гештальт-психология породила идею <изготовления
творческого человека>. Вообще, гештальт означает организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его
частей. Практические выводы из этого были изначально сформулированы М.Вертгаймером, В.Келлером, К.Кафкой для развития интеллекта
человека, направленного на решение проблем. По этой теории физические, физиологические, психологические законы изоморфны друг другу,
и определяют поведение человека. Основой <изготовления творческого человека> стал феноменологический метод, ориентированный на
озарение, инсайт, и формирующий навык решения проблемных ситуаций за счет переструктурирования элементов системы. В процессе
<изготовления> человеку предъявляются проблемные ситуации, построенные на методах научного познания. <Творческий человек> стал целью
гештальтпсихологии и был положен в основу подготовки кадров для создания современных высоких технологий. То обстоятельство, что
целостный образ системы изначально значим для человека, было использовано для его мотивации. Так появилось современное массовое
научное познание. Идея изоморфизма стала определять труд масс людей.
Концепция современных конкурентоспособных человеческих ресурсов для России отсутствует только потому, что вопрос о них никто не
ставил, такого государственного заказа не было. Общество и его лидеры не осознают того, что они <дожигают> остатки человеческих
ресурсов, <заготовленные> в России с конца 19-середины 20 веков: уже следующее поколение малочисленно и по своим качествам
неконкурентоспособно. Проблема решается просто: есть заказ - есть концепция и будет технология. Пока же, все сегодняшние реформы
системы здравоохранения и образования России проводятся вслепую, на бесконцептуальной основе, без ясного понимания: кто, для чего,
как должен воспроизводиться.

Заключение

В последние годы Россия проигрывает в политической, экономической, военной, спортивной, культурной конкуренции. Обладая несметными
природными богатствами, страна проигрывает конкурентную борьбу странам, не имеющим никаких природных ресурсов, вроде Японии или
Германии. Но эти страны превосходят Россию по качеству своих человеческих ресурсов, которые позволяют им делать успех <из воздуха>.
Поэтому совершенно неверна ориентация на природные ископаемые, как на главный ресурс конкурентоспособности России. Ни одному народу
обладание богатейшей территорией не принесло счастья и процветания. Вспомним североамериканских индейцев. Они, и другие богатые
народы проиграли конкурентную борьбу по признаку человеческого ресурса.
Следуя <экономическому образу мышления>, Россия все силы бросает на создание золото-валютных резервов и повышение
конкурентоспособности своего природного сырья, в чем несомненно, достигла существенных успехов. Но усилиями умного конкурента
золото-валютные резервы могут быть обесценены в считанные дни, что уже неоднократно делалось созданием мировых кризисов, вовлечением
России в совершенно ненужные ей войны. Достижения научно-технического процесса очень скоро обесценят ключевые природные ресурсы
России, как когда-то обесценились пенька и смола. Тогда страна может снова оказаться у последней черты с малочисленным, плохо
образованным, морально подавленным, плохо воспитанным населением.
Несомненно, государству надо переходить на <политический образ мышления>, который видит экономические достижения как средство
воспроизводства конкурентоспособных человеческих ресурсов страны. Территория, населенная физически здоровым, образованным,
воспитанным, морально сильным населением будет конкурентоспособна при любых условиях и при любых глобальных изменениях.
Мысль о катастрофическом снижении качества человеческих ресурсов страны болезненно воспринимается обществом по ряду причин. Первая
из них, неоправданная попытка переноса на ныне живущее поколение достоинств предыдущих поколений граждан России. Этот перенос в
отдельных случаях носит характер вульгарного бахвальства, которое мешает процессу самосовершенствования граждан в России. Вторая
причина кроется в попытках связать свои беды с происками зарубежных конкурентов страны, которые не любят Россию. Эти жалкие
обвинения выдают инфантильность авторов таких жалоб, не понимающих что в конкуренции побеждает только сильный. Третья причина
кроется в преобладании идеи соперничества с конкурентами и забвении идеи сотрудничества с ними. Умение сотрудничать с конкурентом -
это вершина культурной, интеллектуальной и профессиональной подготовки человека.
Четвертая, главная, причина банальна: государство ничего не делает для защиты своих человеческих ресурсов в области образования и
воспитания от <моральной войны>, которая, как и <наркотическая война>, может быть приравнена к обычной, огневой войне. Количество ее
жертв существенно превышает количество жертв афганской войны. А то, что государство делает в области воспроизводства человеческих
ресурсов, делается спонтанно, хаотично, без теории, концепции, проекта, технологии. Но все это очень легко преодолевается
политической волей государства, как неоднократно было в истории России.

Александр Юрьев, специально для ИА <Росбалт>