|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
23.02.2004 19:36:46
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Примечания к главе (*+)
Примечания
[1]
Фет А.А. Жизнь Степановки, или Лирическое хозяйство. Новое литературное обозрение. М., 2001. В цитатах сохранена орфография и
пунктуация автора.
[2]
Гоголь попытался нарушить традицию во второй части <Мертвых душ>, но в своем итальянском далеке не преуспел в попытке выстроить
образ идеального помещика-предпринимателя, тогда как его читатели и в девятнадцатом веке, и в двадцатом видели в каких-нибудь
<Старосветских помещиках> или в Собакевиче единственно комические фигуры.
[3]
Кстати, немногие знают о том, что задолго до Октябрьского переворота домовладельцам было запрещено поднимать цены при сдаче квартир
в найм, вследствие чего разруха жилищного хозяйства стала неизбежностью.
[4]
Эта архаика относительна, так как обширный объем машинных, технических навыков был вброшен в интенсификацию труда на личных
участках: самодельные мини-тракторы и мотопомпы, грузовые прицепы, автономные системы подогрева теплиц и т.п. - все это заслуживает
специального интереса со стороны исследователя.
[5]
Принципиально важно, что в большинстве случаев существенной поддержкой является и пенсионное обеспечение, так как при всей своей
незначительности оно гарантирует достаточно регулярный приток наличных денег. И наконец, прямой или опосредованный доступ к ресурсам
полуколхозной схемы хозяйствования, искусственно поддерживаемой на плаву дотациями, будь то земля, семена, комбикорма или топливо.
[6]
Именно на этом термине настаивает Теодор Шанин, превосходный знаток истории российских земельных отношений и сопряженных с ними
социальных конструкций.
[7]
Лишь в начале 80-х годов, когда ускорение необъявленных инфляционных процессов было для всех уже совершенно очевидным, над прежней,
беспроцентной схемой стала надстраиваться процентная.
[8]
Этого имени нет даже в восьмитомной <Краткой литературной энциклопедии>.
[9]
Отсюда, думается, то чрезвычайное усилие, которое предпринимается местными властями для сохранения и поддержки всевозможных домов
культуры вопреки холодному экономическому расчету.
[10]
В.В. Верещагин о зарубежном Востоке. М., 2001.
[11]
Там же.
[12]
Эта история восходит к труднейшему периоду унижения России после окончания Севастопольской кампании и тогдашняя способность
гражданских сил к напряжению сегодня заставляет о многом задуматься.
[13]
Делая поправку на то, что лишенные непосредственности десятиклассники старались писать <как надо>, можно уловить и подлинное
настроение: <...Сделано уже немало, нужно сделать больше... А будем ли мы сами лучше? А какими мы должны быть? Мне хотелось бы,
чтобы в месте, где я живу, люди были хоть чуточку культурнее, воспитаннее. Ценили бы то, что создавалось их предками. А может ли
быть человек лучше, если забывает о правилах поведения, об уважении, наконец, о людях, благодаря которым известно наше село. В
первую очередь, нам нельзя забывать, что именно в этом месте мы родились, выросли, жили и живем. Я буду делать все, чтобы мое село
было краше> [см. http://www.glazychev.ru/projects/seminars/2002-06_Mordovia/konkurs/sochinenie_7.htm].
[14]
Для молодых читателей не лишним будет пояснить, что старинное выражение <построить пальто> было вполне в ходу еще в начале 60-х
годов прошлого века, что доля семей, которым легко было купить или, чаще, сшить костюм на заказ, была ничтожно мала, и такие покупки
до середины 70-х годов, как правило, производились из долгих накоплений либо с помощью займа у родственников или друзей. Что уж
говорить о мало-мальски сносной мебели, на которую было недостаточно собрать денег - ее надлежало <достать> в сложной системе обмена
услугами либо за двойную цену.