От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 21.02.2004 00:47:13 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Ох уж это ЖКХ, заповедник социализма... (*+)

http://expert.ru/expert/current/data/mnenie.shtml

Заповедник социализма
Столичное жилищно-коммунальное хозяйство продолжает регулироваться административным путем и абсолютно бессистемно

Сергей Сиваев (директор направления городского хозяйства "Института экономики города", кандидат экономических наук.)

Жилищно-коммунальное хозяйство в большинстве регионов страны существует как один из последних оплотов социалистической экономики и
регулируется в основном административным путем. Несовершенство и противоречивость существующей нормативной и правовой базы приводит
к закреплению недостатков практики чисто административных преобразований в жилищно-коммунальной сфере и тем самым тормозит внедрение
реальных рыночных методов реформирования и развитие предпринимательской инициативы.
Два года назад правительство Москвы одобрило достаточно целостную программу преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве города.
Но она так и осталась не принятой Мосгордумой. И вроде бы программа по-прежнему актуальна, и публичных противников у нее нет.
Результат - бессистемность и противоречивость предпринимаемых преобразований.

Вот только некоторые наиболее яркие примеры.
Конкурсное обслуживание жилья осуществляется, скорее, как дань политической моде, а не как стратегическая линия привлечения частного
бизнеса в эту сферу деятельности, реальный экономический механизм мотивации всех участников процесса предоставления
жилищно-коммунальных услуг до сих пор отсутствует.
Совершенствование системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги и создание для этих целей Единых информационно-расчетных центров
(ЕИРЦ) в составе ГУП "Дирекция единого заказчика" (ГУП ДЕЗ) приводит к еще большему ограничению конкуренции в секторе услуг по
управлению жильем. Допуск частных управляющих организаций на этот рынок будет в значительной степени зависеть от усмотрения органов
власти и согласия действующих ГУП ДЕЗ взаимодействовать с новыми организациями в вопросах начисления платежей (монопольное право на
информацию о потребителях, необходимость затрат на приобретение программного комплекса и др.).
Прямые бесконтрольные расчеты производителя тепла с гражданами способствуют увеличению расхода тепла, а не его экономии, и не
позволяют реализовать инвестиционный потенциал ресурсосбережения в жилищном фонде. Заключение потребителями прямых договоров с
каждым отдельным производителем коммунальных услуг ставит их лицом к лицу с локальными естественными монополистами, что неизбежно
снижает уровень их защищенности.
Регулярное повышение ставок оплаты и тарифов на жилищно-коммунальные услуги тем не менее не означает сокращения бюджетных дотаций
предприятиям жилищно-коммунального комплекса, поскольку потребителями по-прежнему покрывается не более 60% от стоимости ЖКУ (для
сравнения: в большинстве регионов России стандарт в 90% установлен еще в минувшем году).
Внедрение адресной социальной поддержки населения в оплате жилья и коммунальных услуг с использованием системы персонифицированных
социальных счетов (ПСС) должно было бы стать серьезным шагом на пути построения в Москве экономической модели взаимоотношений между
населением и коммерческими жилищно-коммунальными организациями. Однако принятая для реализации модель, практически не допускающая
граждан к распоряжению средствами субсидий, по существу является модернизацией прежнего механизма предоставления субсидий напрямую
организациям жилищно-коммунального хозяйства. Иными словами, ПСС в том виде, в каком их будут реализовывать в столице, являются
дополнительным транзитным пунктом действующей схемы прямого финансирования поставщиков услуг и яркой демонстрацией недоверия к
горожанам и нежелания или неготовности полностью "отпускать" расчеты за жилье и коммунальные услуги из административного в
экономическое русло. К сожалению, все это выхолащивает идею применения экономической модели реформирования ЖКХ, которая доказала
свою эффективность при проведении в прошлом году эксперимента в ряде субъектов Российской Федерации.
Такая ситуация - свидетельство противоречивых интересов множества городских ведомств, отвечающих за различные сектора
жилищно-коммунального комплекса. И то, что эта сложная бюрократическая машина выдаст "на-гора", каждый раз до конца не предсказуемо.
Все-таки очень важно, чтобы Москва сформировала целостную, непротиворечивую политику преобразований в жилищно-коммунальном
хозяйстве, ее цели, приоритеты и сроки проведения.