От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 19.02.2004 23:02:27 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Чего боятся россияне и, в частности, москвичи (*+)

http://www.izvestia.ru/community/article44429

8 ПРОЦЕНТОВ РОССИЯН НИЧЕГО НЕ БОЯТСЯ


- Люди каждый день имеют дело с привычными местными чиновниками, особенности поведения которых не менялись от века, поэтому при всех
положительных переменах наверху опасения россиян ко власти сохраняются - так известный социолог Александр ГОЛОВ объяснил
корреспонденту "Известий" Георгию ИЛЬИЧЕВУ сенсационные результаты опубликованного во вторник социологического исследования: "Чего
боятся россияне".

В 1993 году 22% россиян заявили социологам из Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ, ныне часть его сотрудников
создало другую организацию - Аналитическую службу под руководством Юрия Левады), что больше всего на свете (можно было дать
несколько ответов) они опасаются действий власти. Когда сотрудники Аналитической службы обратились к людям с таким же вопросом уже в
2004 году, они получили, как ни парадоксально, тот же результат. Возможный произвол властей пугает в равной степени всех - мужчин и
женщин независимо от их образования и доходов.

- Опасность власти как черта национального характера выковывалась задолго до татаро-монгольского нашествия, - считает Александр
Голов. - Сейчас высшая власть с виду вроде хорошая, но это может быть просто видимость. А значит, нельзя позволять себе
расслабляться. Это здоровый народный консерватизм.

- Александр Александрович, почему при этом в списке бед, возможностью которых социологи пугают респондентов, отсутствуют самые
бесчеловечные - в частности, террористические акты?

- Тут даже некоторые аналитики возмущаются: как же, теракты так быстро забывают... Да нельзя фокусироваться на одной этой беде,
потому что человек живет в совокупности множества опасностей и не может позволить забыть об остальных, которые преследуют его
ежедневно, - иначе он погибнет. Структура человеческой бдительности вынашивалась веками, и страх современных форм террора еще не
вошел в инстинктивное поведение. Я специально выяснял: в России из последних 900 лет на протяжении 300 лет был массовый голод.
Поэтому сегодня пока еще угроза остаться без еды воспринимается на генетическом уровне опаснее любого взрыва в дискотеке.

- Примечательна еще одна цифра исследования: за прошедшие 11 лет лишь на 5% сократилось число тех, кто боится физического насилия.

- Раньше какой-нибудь хулиган мог совершенно бескорыстно подойти и дать вам по морде. А теперь это стоит денег - ему платят за такую
работу. Развитие организованной преступности всегда ведет к снижению мелкого хулиганства. Однако это вовсе не означает, что у
обычных граждан ушел страх. Теперь многие из них боятся насилия не столько от уличного хулигана, сколько от сотрудника
правоохранительных органов. Поэтому проценты из этого ответа частично ушли в другой: "Боимся произвола властей".

- Одна цифра из вашего исследования вызывает больше всего вопросов: с 1993 года число тех, кто заявляет, что вообще ничего не
боится, выросло в 2 раза. Правда, их всего 8%, но было-то 4%!

- Это говорит не о том, что цена жизни сильно подешевела или вылупилось поколение героев. Важно, в каких социально-демографических
группах это изменение произошло. В наибольшей степени у молодежи 18-23 лет и у стариков от 70 лет и старше. С последними все
понятно: они трезво смотрят на вещи, а насчет молодежи все иначе. Я это не акцентировал в официальном отчете, но именно у них
наблюдается самый большой среди всех возрастных групп страх войны и массовой резни (при том что среди всех групп в целом эти страхи
снизились на 14%). Это известный психологический феномен: когда война или конфликт - что-то далекое, вы можете позволить себе этого
бояться. Но когда они приходят, надо становиться либо трусом, либо... бесстрашным.

- Что происходит со страхом перед нищетой: за 11 лет число людей, вносящих ее в число главных проблем для себя, увеличилось с 28 до
34%?

- Столь резкий рост опасения нищеты - вообще главная наша новость. Но любопытна природа этого страха: это не посконная нищета от
голода и холода, а страх падения своего статуса, положения в обществе. С точки зрения социологии, это самая замечательная вещь,
потому что она не слишком связана с достатком.
К примеру, богатые нанимают себе дорогую охрану, но от потери статуса она не защищает, у них возникает состояние "новой
беззащитности". Группа среднего слоя в наших выборках немалая (60 человек из 1601 респондента). И 45% наших "среднеклассников"
утверждают, что очень плохо держатся "наверху", они боятся упасть. Этот страх нам еще многое покажет. Они же не героические люди и,
чтобы уменьшить свой дискомфорт, будут перестраиваться и приспосабливаться. Прежде всего я имею в виду ту часть интеллектуальной и
культурной элиты, которая привыкла обслуживать правящий класс.

Нет греха - нет покаяния

В 1993 году потерять близких боялись больше половины россиян. В 2004 году - немногим меньше: 48%. Старости и болезней, физической
немощи опасался тогда каждый пятый респондент, сегодня - каждый третий. Количество тех, кто беспокоится по поводу воздаяния за свои
грехи на этом свете и опасается гнева Божьего и даже Страшного суда, не изменилось: на эту тему как думало, так и подумывает 9%
опрошенных.

===========
http://www.izvestia.ru/community/article43402

РОССИЙСКИЙ СТУДЕНТ ОБЕСПЕЧЕН, АПОЛИТИЧЕН И ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ

 Наталья КОНЫГИНА


В воскресенье - самый студенческий праздник, Татьянин день. Но несмотря на то, что его будут отмечать так же, как и много лет назад,
современные российские студенты мало похожи на студентов советских и ранних постсоветских времен, утверждают социологи. По
результатам последних исследований, проведенных Центром социологических исследований МГУ, нынешние студенты рациональны, социально
пассивны, материально обеспечены и хотят учиться.


Студенческое братство ушло в прошлое

Высшее образование, интерес к которому российская молодежь потеряла было в середине 90-х годов, снова стало популярным. Если в самом
"провальном" 1993 году на 10 000 населения приходилось 176 студентов, то в 2002 году их было уже почти в 2,5 раза больше - 410
человек. Однако это были уже совсем другие студенты.

- Корпоративные связи внутри студенчества как социальной группы сейчас достаточно слабы по сравнению с тем, что было раньше, -
рассказывает директор Центра социологических исследований МГУ Сергей ТУМАНОВ. - Корпоративные связи в первую очередь определяются
совместной деятельностью внутри сообщества. Раньше это была не только учеба, но и стройотряды, студенческие научные кружки,
турпоходы, слеты авторской песни или дежурство по этажу в общежитии. Сейчас этого нет, и даже учеба для современного студента - это
полдела, поэтому и социальные связи стали наполовину слабее.

По словам Туманова, современные студенты действительно вынуждены в ущерб учебе тратить много времени на подработки. Так, среди
выпускников МГУ за время учебы ни разу не подрабатывали только 27 процентов, а 50 процентов делали это каждый год. Однако только
треть студентов работает, потому что родители не могут обеспечить их всем необходимым. Еще одна треть работает, чтобы попробовать
себя в деле и к концу учебы четко понимать, на чем они хотят специализироваться. Оставшаяся часть студентов работает, чтобы
обеспечить себе трудоустройство после окончания университета.


Учеба - удел богатых

Сергей Туманов утверждает, что к современному студенту уже мало применимо определение "бедный" - в основном благодаря родителям. В
МГУ 16 процентов студентов второго-четвертого курсов считают, что у их семей высокие доходы (к пятому курсу эта цифра удваивается),
а 61 процент называет семейные доходы средними. При этом "высокие доходы" начинаются с $1000 на семью (правда, по словам Туманова,
такую сумму называют немногие студенты, у основной массы она гораздо больше), "средние" - с $500. 21 процент студентов регулярно
отдыхает за рубежом. Для сравнения - среди преподавателей этот показатель в три раза ниже. При этом 11 процентов учащихся
университета признались, что вынуждены экономить на питании. Тем не менее социологи считают, что большая часть студентов по всей
России - это дети из обеспеченных по российским меркам семей.

- Причина в том, что разрыв между школьным образованием и уровнем знаний, необходимых для успешной учебы в вузе, все время
увеличивается, - говорит Сергей Туманов. - Этот разрыв чаще всего ликвидируется с помощью репетиторов, а для этого нужны немалые
деньги. Поэтому нельзя сказать, что вузы сегодня аккумулируют самую талантливую молодежь. Туда попадают скорее самые обеспеченные. И
Единый государственный экзамен в этой ситуации - не спасение. Когда сторонники ЕГЭ говорят, что благодаря ему наиболее способные
ребята из провинции попадут в хорошие столичные вузы, они сильно лукавят. Попадут не столько способные, сколько обеспеченные ребята.
Небогатые родители просто не смогут содержать своего одаренного ребенка в столице.


Рационализм вместо социальной активности

В прошлое ушла еще одна ранее характерная для студентов черта - социальная активность. Ее заменила другая - рационализм.

- Студенты перестали быть активными в конце 80-х годов, - говорит Сергей Туманов. - Это связано с тем, что они стали более
рациональными. Прожить на стипендию нельзя было и раньше, но с начала 90-х годов она стала совсем символической. Студенты в массе
своей начали подрабатывать и из-за этого пропускать занятия. Следовательно, нужно было по-другому выстраивать отношения с
администрацией вуза, чтобы не отчислили. В таких условиях демонстрировать свои убеждения опасно.

Вопреки распространенному мнению об аполитичности студентов молодежь в политике прекрасно разбирается. Но почти 100 процентов
опрошенных студентов ни в каких партиях и иных политических организациях не состоят. При этом они допускают, что тот, у кого есть
рациональный мотив для участия в политике, например построение политической карьеры, вполне может этим заниматься. Для себя же они
такого мотива не видят.
Вместо политики и политиков студенты полагаются на себя и свое образование. 67 процентов российских студентов считают, что успех в
жизни зависит от хорошего образования. А 23 процента студентов МГУ хотели бы получить второе высшее образование, и почти 40 -
остаться в аспирантуре. Всего по Москве продолжить учебу по окончании вуза собираются 56 процентов студентов. В Петербурге - 48
процентов, в Екатеринбурге - 24, в Уфе - 14, в Смоленске - 12.

- Такая разница в процентах объясняется как качеством образования, так и тем, что столичные студенты могут получить больше
дивидендов от хорошего образования, следовательно, лучше понимают его необходимость, - говорит Туманов.

Работать по специальности после окончания МГУ хотел бы 71 процент студентов, 13 процентов скорее всего будут заниматься чем-то
другим, а 16 процентов еще не определились. При этом 30 процентов от всех опрошенных боятся, что могут вообще не найти работу.
Искать счастья за границей после окончания вуза намерены шесть процентов российских студентов. Сергей Туманов объясняет это не
патриотизмом, а тем же рационализмом. По его мнению, студенты трезво оценивают уровень своей подготовки и понимают, что в
большинстве случаев их за границей никто не ждет. Поэтому желающие эмигрировать стараются сначала поступить в аспирантуру в России,
защитить кандидатскую диссертацию и только после этого ориентироваться на работу за границей.

Зачем получают высшее образование

Анастасия БОРЗЕНКОВА III курс факультета журналистики МГУ:

Изначально, после школы, у меня, скажем так, не было выбора: мне надо было поступить. Золотая медаль "давила". В итоге получать
высшее образование я начала на социологическом факультете МГУ, не зная, по большому счету, кем в итоге буду. Со второго семестра
первого курса начала работать в журналистике. Причем довольно плотно. На учебу на дневном отделении непрофильного факультета стало
просто жалко времени. Поняв, что в журналистику я надолго, решила, пока не поздно, переводиться на вечернее отделение журфака.
Откровенно верила, что это очень поможет в работе. И действительно помогает. Конечно, никто на журфаке не учит делать репортажи и
писать статьи. Все это - дело практики. Но! Там действительно дают качественное гуманитарное образование. Этакую платформу для всего
остального. И, пожалуй, именно это платформа и является ответом на вопрос: "Зачем студенту-гуманитарию высшее образование?".

Анна БЛАЖЕНОВА, IV курс биологического факультета МГУ:

Высшее образование мне нужно как для того, чтобы стать хорошим специалистом, так и для общего развития. МГУ позволяет получить сразу
несколько высших образований. У меня основной факультет - биологический, кроме того я получаю второе высшее педагогическое
образование и планирую закончить французский колледж при МГУ - это филиал Сорбонны. Биология мне интересна сама по себе,
педагогика - потому что хочется детей учить биологии, а французский колледж - потому что язык нравится. По какой-то из этих
специальностей я обязательно буду работать.

Александр СИМОНОВ, V курс факультета электроники и компьютерных технологий Московского государственного института электронной
техники:

Мне высшее образование нужно в первую очередь для общего развития. Ну и для получения специальных знаний в определенной области, в
моем случае - в микроэлектронике. Не знаю, правда, пригодятся ли они мне, потому что по специальности я работать пока не планирую. Я
еще на первом курсе занялся разработкой веб-сайтов и добился некоторых успехов в этом деле. Бросать все и идти на работу по
специальности - это возвращаться на четыре года назад. К тому же не думаю, что у нас в стране в ближайшие 20-30 лет возможно
развитие микроэлектроники до такого уровня, когда специалистам будут платить за работу приемлемые деньги. Но главное, что сейчас
процесс обучения мне интересен и у меня будет технический диплом.


============
http://www.izvestia.ru/community/article43088

СОЦИОЛОГИ УВЕРЯЮТ, ЧТО РОССИЯНЕ СТАЛИ СЧАСТЛИВЕЕ

 Наталья КОНЫГИНА, Анастасия НАРЫШКИНА


Счастье или радость жизни - вещи загадочные и совершенно ни от чего не зависящия. Одним народам они отпущены в полной мере, другим -
очень экономно. Можно гадать, что послужило причиной оптимизма одних и пессимизма других - мучительная ли история, климат, наличие
теплого моря, синего неба и виноградников, или же причины никакой нету вовсе, а просто одни уродились такими, а другие - эдакими.
Русские, как сказал в одном интервью глава ВЦИОМ-А Юрий Левада, не относятся к веселым народам . А жизнерадостнее прочих в бывшем
СССР, по мнению г-на Левады, грузины.
По данным организации World Values Survey, которая каждые четыре года проводит мониторинг удовлетворенности жизнью граждан 65 стран
мира, самая счастливая страна - Нигерия. За ней следуют Мексика, Венесуэла, Сальвадор и Пуэрто Рико. А вот в экономически
благополучных странах со счастьем дело обстоит гораздо хуже. США занимают в "счастливом списке" лишь 16-е место, Австралия - 20-е,
Великобритания - 24-е. Исключение составляет только Дания, где за последние 30 лет число счастливчиков возросло. Замыкают список
Россия, Армения и Румыния.
Самая жизнерадостная в мире страна - Венесуэла: 55 процентов ее жителей считают себя счастливыми. За Венесуэлой следуют Турция, США,
Нигерия, Австралия, Пуэрто-Рико, Швеция и Филиппины. В Норвегии счастливы 30 процентов жителей, в Финляндии - 24. Чуть менее
счастливы китайцы и немцы из Западной Германии - 23 и 21процент соответственно. Чем дальше на Восток, тем меньше счастливых людей
встретилось социологам: 18 процентов в Польше и 16 процентов в восточных землях Германии. В бывших советских и югославских
республиках люди в большинстве своем счастливым себя не чувствуют. В России всего лишь шесть процентов опрошенных сказали, что они
счастливы.
Дело не только в экономике - в Нигерии и уровень жизни весьма низок, да и продолжительность ее гораздо меньше, чем даже в России.
Причем происходит это не только по естественным причинам, но и в силу воинственности народов, Нигерию населяющих. А вот поди ж ты -
весело им.
В России за последний год тоже стало веселее. Экономика для нас - отнюдь не последнее дело, а с этой точки зрения жизнь в стране
вроде бы налаживается. Во всяком случае, люди чувствуют себя лучше. По последним данным ВЦИОМ-А, за последний год доля людей,
которым не хватает денег даже на еду, не стало больше (около 17 процентов), зато на 9 процентов, с 45-ти до 36-ти, снизилась доля
тех, кто относит себя к относительно бедным (это когда на продукты хватает, а, скажем, одежду покупать затруднительно). Эти 9
процентов перешли наверх, в более благополучные категории.
Стал ли от этого наш народ счастливее? Пожалуй, стал. По опросам ВЦИОМ-А, 2002-й год только шесть процентов респондентов сочли
успешным, а 2003-й - уже 10 процентов, соответственно 24 процента в 2002-м и 29 процентов в 2003-м сказали, что уходящий год был
спокойным. И, что очень важно, вместо 47 процентов в 2002-м 37 процентов в конце 2003-го решили, что год был тревожным, и если
2002-й показался страшным 13-ти процентам, то 2003-й - 5-ти. Значит, в сумме на 18 процентов больше россиян стали спать спокойнее.
Чем это вызвано - вопрос. Мы уже знаем, что экономика, конечно, важная штука, но не только она определяет, доволен человек жизнью
или пребывает в печали. Есть еще такая вещь - привыкание, особенно к событиям, которые лично тебя не очень-то и затрагивают.
Казалось бы, "Норд-Ост", а также теракты прошедшего года должны были обострить в соотечественниках чувство страха - но нет,
привыкли. В общем, для 51 процента этот год был удачным (2002-й - для 50 процентов), неудачным он оказался для 34 процентов
(позапрошлый - для 36 процентов), и еще 15 процентов (в позапрошлом году - 14 процентов) затруднились с ответом. Обычно, когда
социологи задают людям вопрос, а чем же был хорош уходящий год, многие говорят: да уже тем, что не случилось ничего плохого (таких
было 29 процентов). Другие вспоминают разные приятные события - свадьбу, рождение ребенка, повышение по службе, крупные покупки.
Если же спрашивать о том, почему год был для респондента плохим, он вспоминает о снижении доходов, неудачах, постигших его на
работе, об утратах и болезнях.
Если говорить о том, чего люди ждут от будущего, то эксперты ВЦИОМ-А отмечают, что впервые за 16 лет, в течение которых они
наблюдают за "новогодними" общественными настроениями, прошедший год показался людям более легким, чем предыдущий. Впрочем, есть и
абсолютные пессимисты. Так, на вопрос о том, как изменилась за 2003-й ваша уверенность в будущем, 12 процентов ответили, что ее не
было и нет (в 2002-м году - 13 процентов), вера в людей напрочь отсутствовала у 6 процентов в конце 2003-го (и у пяти процентов в
2002-м), веры в себя нет у 3 процентов респондентов - как и год назад.


=============
http://www.izvestia.ru/capital/article40321

МОСКВИЧКИ БОЯТСЯ БЕДНОСТИ
А москвичи - политических репрессий

 Юлия ИГНАТЬЕВА



Статистика способна сильно изменить наше мнение даже о самих себе. Специалисты из Института сравнительных социальных исследований
(ЦЕССИ) методом телефонного опроса выяснили, как различается образ жизни мужчин и женщин в Москве, кого они любят и чего боятся.
Список источников московских фобий очень длинен. Лидируют страх перед террористами и "обычными" преступниками. А также - опасность в
любой момент стать безработным, этой жизненной коллизии московские мужчины и женщины боятся с одинаковой силой: около 90%.
В свое время аналитики Центра социологических исследований Академии социологии и управления МГСУ попросили москвичей оценить свои
основные страхи по степени опасности с помощью пятибалльной шкалы. Чем опаснее, тем выше балл. Проблема безработицы получила 61%
"пятерок", недоступность качественного отдыха и досуга - 53%, правовая незащищенность - 50%. Проблеме, сформулированной, как
"Бездуховность общественной жизни", "пятерки" поставили 58% опрошенных москвичей.

В ЦЕССИ решили выяснить, чем мужские страхи отличаются от женских.

- Наше исследование показало, что московские женщины больше мужчин боятся бедности, - говорит гендиректор ЦЕССИ Владимир
Андреенков. - Это отражает фактическое неравенство. Действительно, женщины меньше зарабатывают, но больше, чем мужчины, беспокоятся
о детях, которых нужно поставить на ноги. Страх одиночества и заброшенности имеет то же происхождение.

Московские мужчины вдвое больше, чем женщины, уделяют внимание национальным и религиозным вопросам. Почти каждый пятый из них
опасается политических репрессий. По мнению Владимира Андреенкова, это происходит оттого, что у женщин и мужчин сильно отличаются
жизненные интересы. Среднестатистический москвич приподнят над житейскими заботами. Он размышляет о судьбах родины, следит за
политическими событиями. Поэтому ему очевиднее глобальные угрозы. Тогда как рядовая москвичка погружена в быт, газет читает мало, а
по телевизору смотрит преимущественно мыльные оперы и "женские" ток-шоу. Усомнившись в справедливости такого объяснения,
корреспондент "Известий" проконсультировалась с другим экспертом, женского пола.

- Каждый из нас охраняет самое ценное, что имеет, - полагает Галина Макарова, кандидат психологических наук, шеф консультационной
службы профессиональной психотерапевтической лиги. - Женские "ценности" - это красота, молодость, элементы внешней
привлекательности: тело, одежда, украшения и т.д. Для мужчин главное - их внутренние ценности. Мысли, мнения, убеждения. В том числе
политические и религиозные.

Итак, мужчинам важно содержание, женщинам - форма. В этом схожи люди всего мира. И все же москвичи сильно отличаются от остального
человечества. Впрочем, как и питерцы или рязанцы. Об особенностях москвичек говорит Галина Макарова:

- Сегодняшняя москвичка, возможно, вчера приехала из Красноярска или Алма-Аты, где родилась и прожила большую часть жизни. Но теперь
она оказалась в мегаполисе. Здесь иной ритм жизни, иные законы выживания. Послания Москвы к женщине: будь осторожна, закрыта, не
доверяй, не расслабляйся, затопчут, обманут. Москвички разрешают себе открытость только в узком кругу семьи или подруг детства или
студенчества. Как психотерапевт я заметила, что социально активные москвички чаще всего обращаются с такими бедами, как депрессии,
ранний алкоголизм, разводы, одиночество, проблемы с детьми.

Вот потому и любимые артисты у столичных дам это те, кто обычно исполняет роли хороших людей с трудной судьбой: Мордюкова,
Гундарева, Тихонов, Ульянов. Правда, есть и герои-любовники: Меньшиков и Абдулов. Табакова, наверное, ценят просто за талант.
Мужские кумиры совсем другого толка. Трое из "Ленкома" - Караченцов, Абдулов и Янковский - попали в восьмерку лидеров, очевидно, как
образцы для подражания, источающие благородство и шарм. Остальные - Миронов, Папанов, Вицин, Никулин и Моргунов - целая обойма
комиков.