От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 19.02.2004 23:02:09 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Чего хочется Никите Михалкову (*+)

http://www.izvestia.ru/person/article44437

НИКИТА МИХАЛКОВ: "ХОЧЕТСЯ ПРЕОДОЛЕТЬ ШТАМПЫ И СОВЕТСКОГО И ЗАПАДНОГО КИНО"


Отступление первое

Монолог о реакции на критику со стороны недоброжелателей: "Вы сделали из меня монстра - и бойтесь его сами!"

- Вас не смущает, что многие и без того ищут в ваших действиях исключительно злой умысел, а тут вы будете играть крайне
отрицательного персонажа Пожарского в экранизации романа Бориса Акунина "Статский советник"?

- (Смеется.) Ну, вы понимаете, когда читаешь про то, как мне отказали от дома Путина... Поскольку Путин наконец понял, что я делал
из него массовку... Или что моя цель - разорить Союз кинематографистов долгами... У меня, к сожалению, создается ощущение (другого
объяснения попросту нет), что все это говорят и пишут очень порочные люди, которые предполагают, как бы они поступили на моем месте.
И боясь, что именно так я и поступаю, они все время предупреждают окружающих, чего надо опасаться. Но это только их помыслы! У кого
и когда я что-нибудь взял? Кого я обманул? Какой власти я добился, став председателем того же Союза? Когда было, чтобы я говорил
одно, а делал другое? Никто ведь не утруждается фактами. Мне рассказывал приятель, что при нем зашел разговор обо мне - и вдруг
некие люди стали осуждать меня с яростью и "знанием дела"! "А вы знакомы с Михалковым?" - "Нет. Но мне все поведала одна знакомая
секретарша".

Я положил свои деньги в банк - 100 тысяч долларов под высокий процент, и с этого процента делают операции членам Союза, доплачивают
пенсии старикам, покупают лекарства. С моих денег. В итоге реакция: если он может 100 тысяч долларов положить на это, то сколько
же... Да, ребята, я дорого стою. Я хорошо зарабатываю. Причем, заметьте: своим именем, которое я сделал своим трудом. Так сложилось.
И я благодарен за это Господу Богу. Я объявляю цену за свою работу, а заказчик имеет полное право мне ее не давать. В результате
выигрывает тот, в ком больше нуждаются. Но свою зарплату председателя Союза кинематографистов я первым приказом увеличил вдвое, а
вторым - передал на нужды Дома ветеранов кино. Про первое говорят, про второе - нет.

Все эти сплетни - результат словоблудия и тусовочного безделья. И по большому счету... сейчас я скажу нечто серьезное. Раньше меня
это обижало, оскорбляло, раздражало. Мне хотелось схватить за грудки того, кто говорит или пишет про меня гадости.

Хотелось заорать: "Да вы что, офигели? Вы что несете? Ну, спросите у меня! Ну, найдите хоть что-нибудь!". Вы присылаете мне четыре
проверки КРУ, потому что не можете понять, как можно ничего не украсть, а целиком вложить большие деньги в съемки. Вы присылаете
КРУ - и ничего не находите. Понимаю, это очень обидно! Когда уверен, что есть что искать, а выясняется - нечего. Как не обидеться!
Ведь не хочется верить в то, что кто-то честнее и чище, чем ты сам.

А еще заманчиво, не зная ситуации, обсуждать с президентом, сколько фильмов можно было снять на те деньги, которые дали Михалкову на
"Сибирского цирюльника". Кто дал? Министр культуры? Он дал миллион - и все. Дали люди, которые Михалкову доверяют. А тебе дадут
такие деньги? А если дадут, ты сможешь их употребить? Ты сможешь развести сцену на восемь тысяч человек? Сможешь без компьютерной
графики синхронизировать движение порубочной машины, убегающую массовку и падающие деревья? (Речь об одной из последних сцен
"Сибирского цирюльника". - "Известия".) Машина исчезает за бугром, а деревья все падают и падают... Ведь это не просто так: нужно
найти натуру, договориться и выкупить у лесхоза около 100 деревьев, ювелирно их подрубить, так, чтобы они падали последовательно и
синхронно с движущейся машиной. И все это подготовить так, чтобы снять одним дублем, ведь деревья уже подрублены и для второго дубля
их не восстановишь! Ты сможешь это? Тогда о чем ты говоришь? "Дайте мне, как Михалкову, и я сниму не хуже, чем он?". На! Михалкову,
чтобы добиться таких денег, нужно было вкалывать как лошадь 35 лет! Полжизни ты работаешь на имя, остальные полжизни имя должно
работать на тебя...

Вот так я реагировал. А потом вдруг подумал: вы пишете ложь. Либо не знаете правды, но почему-то не удосуживаетесь ее узнать. Зачем
вы это делаете? Наверное, именно затем, чтобы я закричал: "Нет, не прав имярек! Он жулик, который лжет!" Был такой мерзкий Булгарин,
который прославился и вошел в историю литературы только благодаря тому, что писал пасквили и доносы на Пушкина и Грибоедова. Реально
Пушкиных с Грибоедовыми сегодня нет, а Булгариных - море. Ты хочешь, чтобы я тебе доказывал, что я другой? Но разве можно тебе это
доказать, если ты не желаешь ничего знать? Я хочу, чтобы только те люди, которых я уважаю и люблю, знали и чувствовали, какой я на
самом деле. Эти люди не будут требовать от меня доказательств. А вот вы, которые пишете, будто я собираюсь обанкротить Союз, или
строю ипподром где-то в чистом поле под Нижним, или прибрал к рукам какой-то сахарный завод в Ульяновске, где я был-то два раза в
жизни... Вы сделали из меня монстра - и бойтесь его сами! Чем хуже вы меня оцениваете, тем страшнее вам со мною общаться. И Бог с
вами.

Бедный мой старик-отец, которого поносят до сих пор. Как-то я сказал ему: "Отец! Люди, которые дожили до 90 лет, даже до
восьмидесяти, давно никому в стране не нужны. О том, что они еще существуют, знают только они сами и родственники, которые за ними
ухаживают. На тебя выливают ушаты грязи? Да ты счастлив должен быть! Ты их возбуждаешь! Любому человеку пожелаю, чтобы к 90 годам,
никого не убив, не зарезав, не будучи диктатором, Пиночетом, он так же возбуждал общество".


Отступление второе

Блиц по поводу внутри- и вокругкиношных проблем: "Французская модель, а не квоты"

- Что с Киноцентром?

- При ближайшем подробном и профессиональном рассмотрении вопроса выяснилось, что никто кроме России не заплатил ни копейки за
акции.

- Это говорит о том, что Союз кинематографистов России может отыграть Киноцентр?

- В любом случае могу пообещать: долгого бессмысленного варева и сотрясения воздуха больше не будет. Лучше ужасный конец, чем ужас
без конца. Я добьюсь того, что мы получим конкретный ответ. Убежден, что в нашу пользу.

- Какая реконструкция ожидает Дом кино?

- На этом месте на тех же площадях плюс еще, наверное, две тысячи метров будет построен комплекс, куда войдут Дом кино (вероятно, не
однозальный), Союз со всеми службами, с ресторанами и так далее - и все это будет принадлежать Союзу кинематографистов России.
Инвестор, который выиграет тендер, получит право построить над Домом свои площади, которые он использует в коммерческих целях.
Кинематографистам представят четыре-пять проектов, подробно расскажут о каждом. Кинематографисты сами выберут лучший.

- В Торонто для крупнейшего фестиваля Северной Америки сейчас строят Фестивальную башню, которая станет третьим по величине
небоскребом города. Принцип тот же: внизу пять этажей принадлежат фестивалю, а весь верх (еще этажей пятьдесят) отойдет инвесторам.
Причем если кто-нибудь вложит в проект больше тридцати миллионов долларов, центр будет назван его именем - по образцу Карнеги-холла.

- Хорошая идея!

- Что с нашим собственным Фестивальным дворцом для ММКФ?

- Получено разрешение на его строительство на Октябрьской площади за памятником Ленину: туда переберется и Музей кино. Моя идея (я
озвучил ее перед архитектором-итальянцем) - сделать дворец в виде огромного вокзала, напоминающего о "Прибытии поезда" братьев
Люмьер. Маленькие залы для молодежного кино - это как бы вагоны. Лифты поднимаются по диагонали - как вагонеточки. Все время на все
стены проецируются немые фильмы. Отрывающие билеты одеты в форму кондукторов. Приглашение в зал - сигнал вокзального колокола.
Дворец должен быть построен за два с половиной года.

- По-прежнему ходят слухи, будто Союз кинематографистов будет распущен и реформирован в профсоюз.

- Кто собирается распускать Союз? Кому могло прийти в голову, что собственность Союза передадут мифическому профсоюзу? Вы загляните
в закон - это даже по закону сделать нельзя! Вопрос о создании профсоюза поставили на последнем съезде сами кинематографисты, чтобы
защитить тех работников отрасли, которые не входят в Союз. Это серьезная длительная работа.

- Но пятеро кинематографистов уже создали профсоюз, что вызвало скандал на пленуме Московского Союза кинематографистов.

- (Cмеется.) Пять человек во главе с горячим Василием Ливановым решили организовать профсоюз. И что? И слава Богу! По Конституции
Российской Федерации несколько человек могут объединиться и организовать профсоюз. И никто не смеет им этого запретить. Но это вовсе
не значит, что этим пятерым отойдет теперь вся собственность Союза кинематографистов. Неспособность сделать что-либо самим, вечная
тяга к сплетням и симуляция деятельности старым привычным методом - публичным возмущением - вот причины всего этого бреда, в котором
мне приходится работать. Причем по сути провоцируют все это максимум двадцать человек в четырехтысячном Союзе.

- Нужен ли госзаказ в кино, то есть стопроцентное финансирование некоторых картин Министерством культуры (против чего выступает
глава службы кинематографии министерства Александр Голутва)?

- Думаю, что нужен.

- Ваш брат на встрече с Путиным говорил о чем-то вроде заговора прокатчиков, которые прогнулись сейчас под голливудским кино. И
предложил развивать национальную сеть проката. Согласны с его утверждением?

- Согласен. Американцам выгодно иметь здесь серьезную сеть проката - у нас гигантский рынок. И они все сделают для того, чтобы
развивать этот рынок в смысле строительства кинотеатров, но ничего не предпримут для подъема нашего кино. С каждого билета,
проданного на американский блокбастер, должен идти процент на развитие национального кино.

- То есть вы за так называемую "французскую модель", а не за квоты на показ иностранных фильмов, которые предлагают ввести некоторые
депутаты, а из кинематографистов, например, Карен Шахназаров?

- Абсолютно.

- Открылся первый мультиплекс компании "Синема-парк". Вы один из ее главных акционеров. Собираетесь ли вы влиять на идеологию
"Синема-парка"?

- Я надеюсь, у меня достаточно опыта и связей, чтобы применить их по существу и на пользу общего дела.

- Как вы оцениваете уровень российского кинематографа? В прошлом году много говорилось о том, что наметился подъем, появились
одаренные дебютанты. Но на завершившемся в воскресенье Берлинском фестивале нашей картины опять не было в конкурсе.

- Мне кажется, происходит самообман. Мы заговорили о подъеме, почувствовав первые всплески после пустоты нескольких лет. И я тоже
обрадовался, посмотрев "Коктебель", "Прогулку", "Возвращение" или "В движении" Филиппа Янковского, в котором есть поползновение
поговорить о времени и поколении и попытаться понять, почему мы такие (именно Янковского Михалков пригласил быть режиссером фильма
"Статский советник". - "Известия"). Но ужас в том, что у нас пока не возродилась культура профессии режиссера, ее основы, когда
нужно уметь хотя бы репетировать - просто репетировать. Посмотрите, как играют сегодня актеры. Они раскованны? Да. Пластичны? Да. Но
они уже имеют свои штампы, из которых не могут вырваться, потому что им никто не помогает. Кторов, или старик Ливанов, или Грибов,
или Пуговкин тоже обладали штампами, но таким их количеством, что на сто тридцать втором ты забывал, что у него был седьмой. Сегодня
эти штампы плоские и мелкие, поэтому удачи, которые возникают от сценарного хода или особого режиссерского взгляда, столь пока
редки. Да, есть Рогожкин с Балабановым, снимающие фильмы, в которых ощущается наличие корневой системы, есть Хотиненко, Садилова...
Талантливых людей много. Но средний уровень современной режиссуры, к сожалению, пока бескультурен и поверхностен. Критики
возмущались, что "Золотой орел" обошел вниманием "Бумера". Но сами же критики, дав ему восемь номинаций на своего "Золотого Овна",
вручили только одну премию за музыку. Говорить о том, будто "Бумер" - новое слово? Господа, поезжайте в Белые Столбы да посмотрите
давнего "Самурая" Мельвилля! Тема, считайте, та же, но до чего же вкусно сделан фильм! Какой класс, какая культура!



 Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ