"Внешний враг "Пятерочки" - это тот, кто по ночам поджигает наши магазины и прокалывает колеса машин" (*+)
http://www.dp.ru/show_article.php?id_article=111529&printable=Y
МЕНЕДЖЕР
"Пятерочка" выстраивает правила
Жесткая дисциплина, строгая иерархия, однозначное понимание целей и задач
Сеть универсамов "Пятерочка" считает свой успех следствием корпоративной культуры.
Для ее формирования один из собственников придумал паспорт партнера и гимн компании.
Фанатизм через обучение
Руководство сети видит свою задачу в формировании особой идеологии. "Наша корпоративная культура прививает человеку систему взглядов
на жизнь. Это не религия, это здоровый фанатизм", -- утверждает Алла Правоторова, директор учебного центра "Пятерочки", по
совместительству заместитель начальника дирекции по персоналу, идеологии и корпоративной культуре.
Она также уверена в том, что если бы не было такой корпоративной культуры, как сейчас, компания не была бы столь успешной.
Формирование идеологии проходит через процесс обучения персонала. После прохождения специального отбора кандидаты на работу в
компании обучаются в специальном учебном центре "Пятерочки", где помимо профессиональных навыков и умений прививают правила жизни.
Персонал низкого уровня (кассиры, грузчики, работники зала) должен знать пять основных принципов компании. От подчиненных более
высокого статуса и требуют больше -- знание основных заповедей компании (их 13), тексты корпоративного гимна (поют в особо
торжественных случаях) и утреннего настроя (с него коллективы начинают каждый трудовой день).
Коммунистические чувства
Существует целый ряд поощрений (впрочем, как и наказаний), направленных на постоянное соревнование внутри компании. Регулярно
проходят награждения самых лучших, самых вежливых, самых активных сотрудников компании. Особо почетно получить специальный паспорт
Партнера компании. На это имеют право сотрудники, отработавшие в "Пятерочке" не менее года.
Паспорт дает право преимущества в карьерном росте, при разрешении спорных вопросов. Наличие паспорта означает большую
ответственность. "Человек, владеющий паспортом, чувствует себя так же, как член Коммунистической партии, имеющий партбилет", --
уверена Алла Правоторова.
Жизнь по принципам
Паспорт Партнера похож на общегражданский советский, в который вклеивается фотография сотрудника и отмечаются его поощрения и
наказания. Основное место отведено принципам компании. Так, следует большую часть своей жизни проводить на работе либо с мыслями о
работе, а все способности подчинять целям компании. Несколько пунктов отведено рассказу о врагах.
Алла Правоторова говорит, что враги -- это люди, которые препятствуют развитию компании. Это либо внутренний вредитель, либо
внешний -- тот, кто по ночам поджигает магазины, прокалывает колеса машин "Пятерочки" и пр. "Мы живем в мире, в котором не все
гладко и не все нам рады. Есть какие-то силы, для которых "Пятерочка" является помехой: мы мешаем рынку, человеку, который давит
своей ценой", -- считает директор учебного центра.
Мнение
Евгений Креславский, директор института "Новые возможности":
"Вероятно, разработчики паспорта Партнера перенесли свой советский и военный опыт в компанию. Судя по данным социологических
исследований политических предпочтений, такие ценности могут быть востребованы определенными людьми и могут способствовать
эффективности работы.
В той нише, в которой работает "Пятерочка", агрессивная, наступательная позиция может сегодня приносить высокие результаты. Но все
это только в краткосрочной перспективе. Пока рынок пуст. В самое ближайшее время политика, основанная на создании образа врага,
может стать опасной для компании. В поведении сотрудников будет проявляться не партнерское отношение к остальным участникам рынка, а
агрессивное. Соответственно, большинство партнеров "Пятерочки" (поставщики, покупатели и пр.) могут восприниматься сотрудниками
компании как враги. Работники компании будут вынуждены защищаться, и, скорее всего, основным стилем защиты будет нападение. Такой
подход может разрушать партнерские отношения на рынке.
Я знаю компанию -- крупного производителя, которая полгода назад приняла решение не сотрудничать с "Пятерочкой", а сделать все
возможное для того, чтобы ее продукция находилась в магазинах рядом с магазинами этой сети по адекватным ценам. Для меня это
означает, что та философия, которая есть у "Пятерочки", оказалась нерезультативной, потому что ее потребители не получили продуктов
данного производителя, хотя компания стремилась иметь с этим партнером деловые отношения.
Кроме того, враги могут быть не только вне, но и внутри, а следовательно, такая философия может негативно отражаться на моральном
климате организации.
При военном стиле управления человек не имеет права на инициативу, он должен исполнять, а не думать. Это таит в себе опасность.
Когда рынок будет заполнен, когда будет острая конкуренция, тогда от сотрудников компании потребуется инициатива, творчество, новые
идеи. В тот момент будет понятно, что сердце и разум компании не в начальниках, а в ее работниках. Умение слышать работников,
выслушивать их идеи -- это основное умение, которое должно быть у руководителя. В той культуре, которая создается в "Пятерочке",
этого не произойдет и, что самое важное, не произойдет никогда".
Выдержки из паспорта Партнера сети магазинов "Пятерочка":
п. 2. Большую часть времени в своей жизни мы проводим на работе либо с мыслями о работе. Поэтому все наши способности подчинены
целям Компании. Это не принудительная, а осознанная концентрация, потому что без подлинной концентрации нет результатов, нет целей.
Мы избраны для реализации этой великой Цели.
п. 10. Преданность идеалам компании, постоянная работа над собой обеспечивают высокую оплату, гарантированную работу и исполнение
мечты.
п. 17. Нашими врагами являются те люди и организации, которые пытаются нарушить Пирамиду соответствия, нанести другой вред Компании
и сотрудникам.
п. 18. Мы -- команда профессионалов, способных добиваться результатов при любых обстоятельствах. Мы отличаемся от конкурентов и
врагов организованностью и скоростью принятия решений.
п. 19. Существуют хитрые враги, которые исподволь разрушают Пирамиду соответствия. Если врага невозможно победить, необходимо
уклониться от контактов с ним с наименьшими потерями для Компании.
п. 20. Враги постоянно пытаются разрушить Пирамиду соответствия. Быть готовым к защите -- объективная необходимость.
Источник: Паспорт партнера ("Пятерочка")
"Деловой Петербург" ?11 от 26.01.2004