От Scavenger Ответить на сообщение
К All
Дата 25.02.2004 22:15:32 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Культура; Ссылки; Версия для печати

Толкин, обыватели, Россия: анализ глазами обывателя

Уважаемые участники форума!

Недавно на сайте «Интернет против телеэкрана» появилась статья некоего Михаила Пикитана. Вот ссылка на статью:

http://www.contr-tv.ru/article/culture/2004-02-18/orki

Попробуем теперь дать оценку такой непростой статьи (очередной) о моем любимом писателе, одном из последних классиков ХХ века Дж. Р.Р. Толкине.

«Маразм крепчал, шизуха косила наши ряды» - говорят студенты. Вся концепция уважаемого Михаила – это сплошная «шиза» и именно потому, что надо уметь умозаключать. Сам Дж.Р.Р. Толкин писал, что его концепция – это религиозный миф. Раз это миф, да еще как он сказал сам «Место – Земля. Время – 6000 лет до н. э.», то все становится на свои места. Кроме того, Толкин – католик и верующий католик, взявшийся за перо РАДИ ПРОПАГАНДЫ ХРИСТИАНСТВА. То есть его концепцию можно истолковать только с точки зрения христианства или даже дешифровать с точки зрения религии, а не с точки зрения истории народов и геополитики, как это сделал Михаил.

Итак, начинается эта история Средиземья (Арды) вовсе не с Колец.

А с написания «Сильмариллиона», первой части настоящей трилогии: «Вначале был Эру, Единый, который в Арде был назван Илуватар, и сотворил он сперва Айнуров, Священных, которые были отблесками его мысли и они были пред ним, прежде чем что-то еще было создано». (перевод с ориг. – мой). Так начинается Сильмариллион.

Он начинается с творения Мира. И Айнуры, высшие ангелы, разделяются на Айнуров и Валаров ( то есть на херувимов и серафимов и господства и силы – по православной ангелологии), а затем Майары (меньшие ангелы и архангелы). В этой первой части далее речь идет о схождении ангелов на Землю, войне Валаров с первым завистником и прародителем греха Мелькором. Затем, до сотворения людей Мелькор был прощен (Толкин усложнил христианскую Легенду) и закован на некоторое время в цепи. Затем пришло время пробуждения Эльфов. Эльфы у Толкина – это народ, который был создан Эру в мире. Эльфам было дано физическое бессмертие до тех пор пока не умрет мир. Они явно взяты Толкином из обожествленных греческих героев. Эльфы бессмертны пока их никто не поразил оружием или пока они не перестанут хотеть жить (waste in grief – «изойдут от горя»). Эльфы – это символ высшего типа людей духовного таланта (творцов, художников, хронистов, царей, жрецов). Эльфы пришли из Арды по зову Валара Ороме в дом Валаров на Земле Валинор (явная ассоциация с Авалоном и Эдемским раем).

История Сильмарилей. (Silmarils). Первая эпоха

История Сильмарилей началась, когда прощенный Мелькор вышел из темницы и начал деятельность по соблазнению эльфов и низших ангелов. Он увел с собой часть низших Майяров огня, они сделаются его слугами и позже принесут зло эльфам, людям и гномам (народам Средиземья). Мелькор нашел гениального эльфа Феанора, соблазнив его знанием. Феанор создал Сильмарили, драгоценные камни, которые сияли как отблеск святых Деревьев Валинора (светил тогда еще не было, эльфам сияли два дерева – золотое и серебряное). Но создал эти камни Феанор не воспользовавшись знанием Мелькора. И в Сильмарили он вложил все свое искусство так что даже Валары не могли их сделать. Но Мелькор оклеветал Валаров пред Феанором, а эльфов стал соблазнять уйти из Валинора в Арду. Потом Мелькор призвал из мрака громадную паучиху Унголиант (символ мрака и хаоса), которая родилась от его мысли в тот момент, когда он посмотрел с завистью на Арду и предложил ей союз. Она согласилась и вместе, Мелькор и Унголиант, напали внезапно на Валинор, когда шел праздник и затуманили разум и очи Валаров и разрушили Деревья, и на Валинор опустилась тьма.
Потом, Мелькор ушел из Валинора напал на отца Феанора и убил его и отнял у него камни. И тогда Феанор сошел с ума и проклял Мелькора назвав его Морготом (темным врагом мира), но проклял и оскорбил также и Валаров, заставив эльфийских Лордов, своих сыновей, поклясться страшной клятвой:

«Тогда Феанор изрек ужасную клятву. Его семь сыновей прыгнули и стали в круг возле него и произнесли ту же клятву вместе, и красными, как кровь, сияли их обнаженные мечи в блеске их факелов. Они поклялись клятвой, которую никто не смеет нарушить и никто не должен был принимать, клялись именем даже Илуватара, призывая Вечную Тьму на себя, если они не сдержат ее; и Манве (глава Валаров) они назвали свидетелем, и Варду (ее супруга), и священную гору Таникветиль (главная гора Валинора), заклявшись преследовать местью и ненавистью до конца Мира Валара, Демона, Эльфа и Человека, даже еще нерожденного, или всякое создание, великое или малое, доброе или злое, которое время приведет к бытию до скончания времен, кто бы из них не покушался удержать или забрать или сохранить Сильмарил против их воли» с. 97-98 (вольный пер. с оригинала).»

Далее вся история Первого Века состояла в том, что эльфы ушли за Феанором (часть осталась) и пришли в Арду и там стали бороться с созданиями и слугами Моргота вместе с гномами (пробудившимися из камня) и людьми – пришедшими с севера. Все, кто помогал сыновьям Феанора пали жертвами греха и предательства, междоусобной вражды и мести. Проклятые камни не принесли удачи тем, кто их желал – все они погибли. Эльфийские королевства пали под натиском войск Моргота, эльф Эарендил добился прощения у Валаров, приплыв на Валинор (который после грехопадения эльфов скрыл волшебный туман). Два сильмариля пропали в стихиях огня и земли, а третий сильмарил был вручен мореходу Эарендилу. Валары простили эльфов и пришли к ним, людям и гномам на помощь. Моргот был изгнан, его войска уничтожены или рассеяны, Сильмарилы перешли в область легенд. Так закончилась Первая и началась Вторая эпоха.

Народы и анти-народы Средиземья в первую эпоху.

Все народы были созданы Илуватаром.

Эльфы. Эльфы –это Перворожденные (Firstborn). Они обладают физическим бессмертием и не могут умереть от старости. Это – народ, состоявший из двух видов племен. Эльфы света – они более способные, потому, что с самого начала согласились прийти за Валарами в Валинор и видели свет Валинора. Среди них распространены мудрость, искусство, в том числе военное, храбрость. Эльфы «ночи» – это эльфы, которые не захотели пойти в Валинор, они более мирные, хорошие мореплаватели, искусные лучники, тяготеют к жизни на природе.Я не буду вдаваться в описание умений и склонностей отдельных родов эльфов (Синдар, Ваньяр, Нолдор)…
Эльфы живут в королевствах, но фактически лорды эльфов считают королей первыми среди равных.
Эльфы самый религиозный народ Средиземья, они всегда почитали Валаров и Бога. Это своеобразная духовная аристократия. Эльфы не покидают по смерти пределов мира, а приходят в залы Валара Мандоса на Валиноре. Там они ждут конца Мира и Суда над ним.

Гномы. Согласно мифу Толкина гномов создал Ауле, высший Валар. Но создал, как он считал тайком от Илуватара. Когда Илуватар спросил у Ауле, что он сделал, Ауле, повинившись, хотел уничтожить гномов ударом молота, но гномы не повиновались и заплакали и просили о пощаде. Тогда Илуватар объяснил Ауле, что он думал, что может что-то скрыть от Всеведущего но не смог, а также то, что гномы на самом деле сотворены Илуватаром, а не Ауле (иначе они бы повиновались удару и погибли).
Гномы сделаны из камня. Они живут долго, как библейские патриархи, однако смертны. Среди гномов мало женщин и много мужчин. Они карлики с бородой, ниже эльфов и людей. Они удивительно выносливы, прекрасные резчики и все ремесла повинуются им. Это, так сказать, «рабочие». Гномов тяжело убить в бою, они противостояли даже первым драконам без страха. У гномов характер сильный и спокойный, они держат слово, но в гневе страшны своим коварством. Добро они помнят долго и их сложно обмануть (они донельзя практичны). Гномы часто любят жить в подземельях, любят драгоценности и темноту, также любят копать золото (прирожденные «шахтеры»).
Куда гномы уходят после смерти никто не знает. Сами гномы считают, что идут на суд к своему покровителю Ауле, которого зовут Махал («творец»).

Люди. Люди пришли с севера в Средиземье уже в разгар битвы эльфов с Морготом и осады его крепости Ангбанд. Часть людей заключила союз с эльфами, а часть была соблазнена Морготом. Люди выглядят как люди (извините за тавтологию). Они так же могут быть добрыми и злыми, предателями и верными. Люди – воины, герои. Они сражаются за честь и славу своего войска. Занимаются они ремеслами и земледелием, торговлей. Люди смертны, но жили первые люди хоть и меньше чем гномы, но несколько двойку –тройку сотен лет точно (если мне память не изменяет). Но после смерти они уходят от мира. Смерть людьми воспринимается как оскорбление, но знающие эльфы видят в этом дар Илуватара, ведь люди идут (по слухам) туда, где обитает Илуватар и судится им. Они не приходят к Валарам, их судьба скрыта от них. Люди названы
Илуватаром Последователями (Followers).

Гномы и люди живут в королевствах и подчиняются монархам. Гномы подчиняются сильным, а у людей – скорее наследственное правление.

Энты. Об энтах мало говорится в хрониках первой эпохи, хотя там указано, что энты появились раньше людей, по просьбе Яванны Кементари , высшего Валара, покровительницы всех деревьев, которая выпросила у Илуватара дар некоторым деревьям быть пастухами и защищать деревья от произвола гномов и людей. Энты – это ожившие деревоподобные гиганты, бессмертные земным бессмертием как и эльфы, но проснувшиеся раньше них. Энты сильнее всех народов Средиземья, они способны равнять с Землей холмы, но они не участвуют в битвах Добра со Злом, охраняя главным образом леса. Энты двуполы, у них есть «жены». Энты сделаны из дерева и боятся огня, но чтобы сжечь энта нужен целый полк существ Моргота. Энты по природе добродушны и медлительны, сама их речь очень напоминает неспешный шум листвы. Они однако скоры на гнев и ненавидят тех, кто причиняет вред деревьям. Цивилизации энты сторонятся и государств у них нет, хотя есть старшинство и совет старейшин местности.

Хоббиты О Хоббитах ничего не говорится когда речь идет о сотворении народов, вероятнее всего это какая-то подраса людей. Хоббиты маленькие и юркие существа, с ногами, обросшими шерстью. Хоббиты живут в норах в земле, обычно в холмах. Норы круглые, удобные. Хоббиты мирные поселяне, занимаются тем, чем и все сельские жители. У них нет государства, а есть сотрудничество общин, т.к. они не нуждаются в защите от внешнего врага. Хоббиты миролюбивы и дружелюбны, но могут быть стойки. Хоббит в минуту опасности ведет себя почти как гном. Хоббит наиболее из всех жителей Средиземья
устойчив к злу.

Об ангелах

Майары.

Майары – низшие ангелы, в третьей эпохе принявшие облик магов (Истари). Майяры разделены по магическим стихиям, есть Майяры огня, небес, земли, (воздуха??). Но Майяры не колдуны, они не нарушают запрет на колдовство их «магия» состоит в использовании их возможности приказывать природе во имя Илуватара. В первой эпохе Майяры не играли самостоятельной роли, какую они стали играть во второй и третьей.

Истари («маги»). Примечание к Майары.

Маги прибыли в Средиземье как Майяры от Илуватара, призванные хранить и защищать людей, эльфов, гномов, животных, растения – все живое в Средиземье от зла. Зло выступало в роли слуги Моргота Саурона. Магами были Гэндальф, Радагаст, Саруман и еще три Майяра. Каждый из магов имел свой цвет и свою миссию. Так Радагаст занимался животными и растениями, Гэндальф – народом хоббитов, а Саруман – людьми королевств Гондор и Рохан.

"Анти-народы" Средиземья

Все "антинароды" Средиземья извращены Морготом и его слугами.

Орки (Анти-эльфы)

Орки были созданы Морготом из превращенных эльфов, вероятно путем экспериментов над генетическим материалом. Орки – это злые эльфы, чья природа изменилась под влиянием зла и греха настолько, что они стали чудовищными существами с красными глазами и желтыми клыками. Посланцы тьмы, орки не любят дневной свет и предпочитают ночь. Орки не имеют государства, но все служат Морготу (потом Саурону) и повинуются его воле нехотя из-за греха, который опутал их душу сетями. Орки ненавидят эльфов и гномов, причем больше всего эльфов, т.к. это фактически живое зеркало для них. Орки – это основные воители Моргота и Саурона, они свирепы и не знают жалости. Жалеть орка – иногда значит получить его топор или меч в спину. Орки поклоняются злу и даже иногда питаются мясом людей и эльфов. Несмотря на все вышеперечисленное, орки изображены Толкиным как существа способные к корпоративному духу, ссорящиеся, с проблесками человеческих чувств. Режиссер фильма убрал все это.

Гоблины (Анти-гномы)

О гоблинах у Толкина не сказано почти ничего. Сказано лишь, что они любят подземелья и живут в них, что они как бы орки, но в основном вооют с гномами. Из чего я заключаю, что скорее всего это – анти-гномы, то есть превращенные Черными Властелинами гномы. Они так же любят тьму и ненавидят свет. Еще более свирепы они и коварны чем сами орки.

Помеси людей и… (анти-люди)

Известно, что Моргот был способен на коварство, но его слуга Саурон пошел дальше. Так появились помеси людей и существ зла. Скрестив людей с орками он получил Урук-хаи (боевых орков, не боящихся света), а от смеси людей и гоблинов Истерлингов - суровых и могучих орков. Впрочем о природе помесей у Толкина есть только догадки. Люди и сами служили Саурону как вольные наемники, поддаваясь на его пропаганду. Но у этих людей все же были иногда и свои повелители.

Тролли (анти-энты)

Тролли – хищные и жадные до человечины каменные великаны вероятно были созданы из полуживых и раненых энтов с добавлением камня. Это уже почти раса «чужих». Тролли кровожадны и свирепы настолько, что они убивают не ради охоты, а ради пожирания трупов врага. Тролли живут в пещерах как звери. Больше всего тролли ненавидят энтов и людей. У них нет хозяина, они не подчиняются напрямую даже Саурону.

Анти-хоббитов не существует. Был только один Смеагол. См. ниже.

Об анти-ангелах (низшие демоны)

Балроги

Слуги Моргота, Балроги были Майярами огня. Огненные Майяры, переродившись, они приняли облик огромных крылатых чудовищ с огненными мечами и хлыстами и сильной магией огня. Балрог по силе равен Истари, во все расы и антирасы Балроги внушали ужас, поскольку они были демонами. В первой эпохе Балроги сражались в основном с эльфами, поскольку те еще могли как то удерживать ужас перед ними. Смертные же народы – бежали.
Метафора Сильмариля, попытка религиозной дешифровки мифа о Первой Эпохе.

В Первой эпохе Толкин описывает типичный миф о грехопадении. Попробуем взглянуть на него с помощью метафоры Сильмариля. Эльфы – это не люди, это иная раса. Исходя их этого Толкин при их «создании» посчитал, что и грешить они должны по иному. Что же за грех представляет из себя Сильмарил? Сильмарилы были созданы Феанором свободно, по своей воле и только однажды. Из Библии и православной антропологии мы знаем, что люди имели подлинную свободу только перед грехопадением (однажды). ТО есть Сильмарил есть метафора человеческого первородства, творчества и свободы. Когда тьма над Валинором сгустилась и похитил Мелькор свет Дерев (совершилось грехопадение) Феанор (символ Адама) поклялся вернуть утраченные Сильмарилы (символ добытийственной свободы). И через это произошла страшная клятва, вернуть Сильмарилы без Бога, против всех существ и любой ценой. Таким образом грехопадение свершилось для эльфов после греха, как их желание впустую вернуть утраченное навсегда и любой ценой. И пока эльфы не покаялись в своем греховном желании эпоха их владычества не кончилась.

Кольца. Третья эпоха. и Конец Третьей Эпохи.

Вторую эпоху и все события третьей эпохи я пропущу, они описаны Михаилом.

Валары ушли в Валинор за море. После этого Саурон, слуга Моргота и один из соблазненных им Майяров принес повинную Майяру Эонве. При этом Саурон вначале оказался мирным и спокойным, а потом стал развращать народы, уничтожая их. Но действовал он уже не как Моргот, но хитростью и коварством. Саурон научил эльфов делать кольца, когда притворялся добрым, а потом втайне сделал Единое Кольцо. И вложил Саурон в это кольцо всю свою злую силу и стал шпионить за другими Кольцами, извращая их. Но эльфийские кольца не удалось ему открыть, ибо эльфы сделали свои кольца сами. Тогда Саурон дал часть колец гномам и вызвал в них жажду золота, приведшую к их гибели. Саурон дал 10-ти королям кольца и превратил их в рабов колец, которые сделали из них Некромантов-Кольцепризраков, страшных привидений. Саурон разрушил подземелья Мории, опустошил леса. Но Белый Совет магов изгнал Саурона при помощи Первого Союза Эльфов и Людей, которые пошли на Саурона и лишили его тела, обрекли на скитания в призрачных обличьях вдалеке от Мордора (области его владычества). Мордор был занят и срыт, но фундамент его не был уничтожен. Кольцо же Единое попало в руки Исилдура, одного из лордов королевского рода. Кольцо обмануло Исилдура приведя его к погибели. Потом оно попало в реку Андуин и там лежало некоторое (довольно большое время). Потом Кольцо попало в руки к хоббиту по имени Смеагол. Но попало оно к нему так: его брат, Деагол ловил рыбу в реке и нашел кольцо. «Что это, моя радость, сказал Смеагол. Кольцо? Как блестит! Подари его мне моя радость!». Деагол сказал: «Я нашел кольцо в речном иле и оно мое. Ты же уже получил от меня подарок на свой день рожденья (тогда как раз был день рожденья Смеагола.)». «Да, неужели, моя радость», сказал Смеагол и задушил своего брата потому что кольцо было ярким и оно блестело. Так Смеагол начав владение Кольцом со зла постепенно стал превращаться в странное и страшное существо – полухоббита-полуслизняка. Он стал сглатывать (Голлм! Голлм!) и его прозвали «Голлум». Он также стал пришептывать и завидовать, сплетничать и презирал родичей, пока те его не выгнали. И тогда он пришел в пещеру, где его и нашел хоббит Бильбо (приключения этого хоббита описаны в повести Толкина «Хоббит или Туда и обратно»
Сюжет Властелина Колец пересказывать не буду, есть фильм и книга. Кончается он тем, что кольцо было уничтожено в огне Ородруина – Горы Судьбы.

Метафора Кольца.

Метафора Кольца – это довольно прозрачная метафора зла и греха, который владеет человеком. Каждой расе дал Саурон кольцо и у каждой было свое искушение. Эльфы сумели от своего отказаться (наученные горьким опытом Сильмарилей)- их искушение было искушением властью творчества и пересоздания. Они жаждали исцелять землю, но уже не могли этого. (хоть самые сильные из них и были волшебниками). Но колдовать с помощью колец они отказались. Гномы приняли кольца, но кольца обманули их указав на клад в том месте, где были драконы. Драконы пожрали кольца пламенем и уничтожили гномов, а в копях Мории своими поисками гномы пробудили прятавшегося там Балрога и погибли. Люди (короли людей) желали власти и получили ее, но … в царстве теней. Кольцепризраки стали править но сами стали рабами своих колец, уже умерев, они все еще оставались этими рабами (метафора ада – и в аду грешник – раб греха). А единое кольцо – это символ самого страшного греха – гордыни, порождающего раздвоение личности (бесоодержимость). Достаточно посмотреть на бедного Смеагола, который превратился в чудовище, которое готово убить брата, чужака, предать кого угодно и все ради кольца. Голлум, живущий в Смеаголе, хочет кольца как наркотика и чем больше хочет кольцо тем больше его ненавидит за власть. Но кольцо сокровище («Сокровищще мое, радосссть моя» – шипел Смеагол), как и грех сокровище для одержимого им. Но кольцо быстро губит тех, в ком грех гордыни имеет силу. У всех оно вызывает иллюзии о всемогуществе. Кольцо, как пишет Толкин должно быть сброшено в гору Судьбы, то есть снято с человека. Гора Судьбы – это метафора и символ покаяния, чем ближе гора, тем тяжелее ноша несущего Кольцо. Кольцо – это грехи всего мира, которые должны быть уничтожены…

В заключение слова Михаила:

//Так вот, смотрел я кино и, кажется понял основную идею. Эта книга дает правдивое
описание англосаксонской картины мира. Отрешимся пока от эмоционального описания злобности и глупости орков и гоблинов. Ключиком тут является такой факт. В глубокой древности Саурон сделал кольца власти и почему-то ровно половину раздал эльфам и гномам. Спрашивается, зачем? Он ведь злой и хочет всех подчинить. Если бы с помощью этих колец можно было подчинить остальных, зачем же эльфы взяли кольца? Уж они-то мудрые, и должны были догадаться о таком детском плане. Да и выбросили бы эльфы свои кольца в этом случае.//

Ну, и как теперь? Как выглядит попытка приписать Толкину взгляды английского шовиниста, ему, католику, выросшему вне многих традиций культуры Англии, непонятому почти до самого конца его жизни? Для меня она выглядит как попытка загнать в рамки дискурса «любишь Толкина – ненавидь Россию» потенциальных противников именно культуры постмодерна, т.е. толкинистов.

С уважением, Александр