|
От
|
Георгий
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
05.08.2000 11:57:00
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
86. К Биллу и Леопольду
Ну Вы и сказанули - "учителок на бунт подбивать". Бунт - это что? Несогласие с господствующими воззрениями? Стало быть, если бабушки тайком от родителей крестили внуков, если иногда старики по дореволюцию рассказывали не то, что в свое время писали яковлевцы, если слушали по ночам "Голос Америки" - то это все хорошо, а если кто-то теперь снабдит учителей истории материалами, то это - бунт? Вот это здорово. Вот это демократия.
Да ведь у них, у учителей, тоже своя голова на плечах есть. Та, моя бывшая классная руководительница, историчка, всегда имела взгляды, близкие к взглядам моей семьи, так что у нее будет вовсе не бунт, а всего лишь "поддержка". Никакого переворота, так сказать. Она уж найдет, в какой форме это преподнести это детям, на то и педагог, причем очень опытный. Я сам, грубо говоря, "втюхиваю" то, что прочитал, кому только могу.
А тот, кто со мной не согласен, и не будет никому передавать мои мнения (вот как Вы, например).
Хорошо. Мне с Вами по фактам спорить трудно. Я моложе Вас, действительность 70-х гг. и ранее знаю только понаслышке (а как же иначе?), т. е. по рассказам родных (хронологически первый и главный источник), по книгам, фильмам, песням и пр.
В Сибири вообще никогда не был. Cначала я жил в Баку, а теперь живу в Питере. Раз в году летом мы ездили на Кубань (сколько было продуктов в Краснодаре летом!!!) и в Ростовскую область (и иногда в Ленинград).
Баку, наверное, был одним из лучших городов в Союзе, как я теперь понимаю. Несмотря на то, что как раз с года моего рождения начались серьезные перебои с водой. Мы всегда держали полной ванну, а воду включали на 3-4 часа. Зато - великолепный (с моей точки зрения) климат, культурные (в высшем смысле этого слова) люди, которые всегда помогут, не проявлялись национальные вопросы. Недавно в СПб Ведомостях была статья какого-то ученого Петросяна, тоже долго жившего в Баку. Он писал, что никогда не задумывался о том, какой национальности его одноклассники. Могу это подтвердить на 100%. Например, про истинное содержание понятия "еврей", к примеру, я узнал только в 12 лет, когда в перестройку начались разговоры об эмиграции в Израиль, хотя и до этого, конечно, слышал это слово, но не прилагал к окружающим меня людям. (Примерно в то же время узнал, что моя первая учительница музыки - армянка. Теперь, когда вижу ее лицо на фотографиях, понимаю, что несчастная, добрейшая женщина чудом избежала смерти во время армянского погрома (угораздило ее жить прямо рядом с Домом Правительства, местом сборищ Народного фронта!), так как погромщикам, видимо оказалось лень подниматься так высоко (нижние жильцы были выброшены с балкона). Она убежала с ребенком в Москву, теперь живет на каком-то километре, в какой-то общаге - не знаю где, вот уже несколько лет никаких вестей.)
Вот Вы упомянули, Билл, о ДРП-людях (людях с добровольно редуцированными потребностями). В их число можно включить, я полагаю, и крепостных, не желавших "вольной" от барина, и арабских женщин, тех из них, кто не желает разрушения института гаремов и эмансипации, и пр. В фильме "Петр Первый" Петра устами Симонова с презрением говорит о своих оппонентах из церковной среды, оппонентах "ради тунеядства своего".
Но тут дело в том, что люди вовсе не уверены в том, что "на свободе", "в делах" им будет лучше. Знаете такое выражение: "Свободен" - это к тому, кто просит помощи. Я уверен, что многие ТАКОЙ свободы не хотят.
Агрессивный (иной раз) тон сторонников традиционного общества продиктован тем, что построение либерального общества означает просто-напросто их смерть, экономическую неспособность создания семьи, продолжения рода, поддержания привычного (за ряд поколений) уровня жизни. Наиболее последовательные либералы-мальтузианцы ничего страшного в том не видят, а напротив, говорят: "Мы не должны допустить, чтобы землю унаследовали лентяи и всякие асоциальные элементы. Тот из них, кто будет упорствовать, будет подвергнут наказанию". В Англии детей "недостойных" даже НЕ КРЕСТИЛИ, т. е. исключали (по тем временам) из списка людей, чего в России не было НИКОГДА.
Традиционное общество, с другой стороны, в общем-то, не предполагает гибели оппонентов, а лишь лишения их широких (узкие все равно есть - вспомните реальность в СССР) возможностей обогащения, а САМОЕ ГЛАВНОЕ - признания именно таких людей самыми ПОЧЕТНЫМИ гражданами. И, между прочим, я в то время не перегрыз бы горло фарцовщику или там вору-завмагу, или партбоссам за их бани и дачи, так как ОНИ И МНЕ ЖИТЬ ДАВАЛИ (и не потому, что я или мои родичи тоже воровали). Моя жизнь, не произойди перестройка, катилась бы как поезд по рельсам - в этом я теперь уверен абсолютно, поскольку был ИЗГОТОВЛЕН (настаиваю на этом слове!) для функционирования в этой среде.
Но неприязнь, конечно, была у широких слоев населения. Этим умело воспользовались те самые партбоссы (вместе с подкормленной интеллигенцией), так как ИМЕННО ИХ более всего не устраивала тогдашняя жизнь, именно их, имевших самые большие привилегии (но и потребности тоже). Они натравили людей на СЕБЯ (на себя как КЛАСС, а не как на ЛЮДЕЙ - великолепная операция, прямо как у покойного Федорова), преобразовали строй, и - алле-ОП!!! Теперь мы видим ту же самую морду, ворует больше, чем раньше, ездит уже не на "Волге" и "Чайке", а на "Мерсе" и "БМВ", но ненависти, хоть отдаленно напоминающей ненависть к НЕМУ ЖЕ в ипостаси партаппаратчика - никакой! Люди искренне поверили, что раз он не ПОЛУЧИЛ эту машину, а КУПИЛ ее (впрочем, и сейчас есть служебные машины), то обладание ею более ЛЕГИТИМНО, в отличие от того, что было раньше.
Теперь вопрос, почему же, если прежний строй, по-видимому, отвечал потребностям большинства (скорее всего), почему же никто его грудью защищать не стал? Полагаю, дело в том, что перестройкой и 1991 годом руководило государство. У нас в России государство - это больше, чем на Западе. Может быть, это и очень плохо, но это так. И это отлично знают те, кто планирует враждебные акции против России.
Пока государство хотя бы для виду боролось с диссидентами, оно было неуязвимо. Я уверен, знай я тогда, к чему все приведет, и брось бы власть клич: "Переловите их!", действительно переловил бы - как жители пограничных областей Союза САМИ ловили шпионов-чужаков (Вот пример СИЛЫ власти - когда население помогает ДОБРОВОЛЬНО. А на Западе, скажем, стучат на соседа, не уплатившего налоги, или на водителя, нарушившего ПДД - не все, разумеется.) И не только я.
Русский человек - он такой. Если он знает (то есть, конечно, верит, и не имеет оснований к противному), что власть, государство С НИМ, он может горы свернуть, и сделать то, чего никто в мире больше не сделает.
Например, эвакуация стольких заводов в Сибирь во время войны, пуск их за такие сроки - рядом с этим нечего в истории поставить. МОБИЛИЗАЦИОННАЯ экономика. Пригороды Питера (Петергоф, Царское Село) восстановили к лету 1945 года настолько, что уже посетителей пускали (хотя до ПОЛНОГО восставновления еще и сейчас достаточно далеко). А Сталинград? И без меня знаете.
А если он полагает (тем более, если УВЕРЕН), что государство НЕ С НИМ, а ПРОТИВ НЕГО (а либеральное государство хоть в лучшем, хоть в мерзком сегодняшнем случае будет против меня), то он (большинство) не способен ни на что. Так как просто НЕ ХОЧЕТСЯ.
Вот моя канадская родственница работает с эмигрантами из Бразилии (или Аргентины). Там у них реформы, похожие на наши, идут уже не один десяток лет. Расслоение - чудовищное. И тенденцией к сокращению его - и близко не пахнет.
Так что вот. Спорить о том, где лучше было - в Америке (Англии, Франции, Германии и пр.), или в СССР - незачем. Может, я с Вами и соглашусь (уж то, что комфортнее и внешне вылизано - нет сомнений). Другое дело, почему решили, что с переходом на "рынок" У НАС мерзавцев по жизни станет меньше (хотя бы со временем), и что У НАС будет такой же комфорт (хотя бы со временем) - не знаю.
Вот например, и сейчас продавцы грубят покупателям. Если на Западе покупатель не будет заходить в тот магазин, где ему нагрубили , то здесь - вовсе не так.
Или скажем, ездил я в прошлом году в очень короткий автобусный тур - в Германии, Голландии, Франции на всех окнах цветы стоят. Вы уверены, что сделайся у нас рынок - у нас будет так же?
В свое время кто-то из главных большевиков (не Ленин и не Троцкий) оценивал количество убежденных врагов Советской власти в 10%, жизнью которых придется пожертвовать (так, какжется). В наше время один из сегодняшних идеологов оценивал число "совков", привыкших к тому образу жизни непригодных к существованию в "нормальных" условиях, в (60-70)%, ими тоже, по его словам, придется пожертвовать. Так что те, кто сегодня заправляет, великолепно знают, что будет. Отсюда и разговоры о "проводнике из рабства" Моисее, о Пиночете и т. п. Улоф Пальме им явно не подходит - он писал, что боязнь потерять работу - вот что является источником главного страха, и большим подавлением свободы, чем отсутствие "этой самой" свободы слова (свободы безответственной лжи по большей части) и прочего.
Вы можете сказать, что вот, Георгий, дескать, лентяй, сам "совок", потому, стало быть, и боится. А инициативный, дескать, нигде не пропадет. Я не лентяй, но и не трудоголик. Мир-то не для одних инициативных и авантюристов создан.
А потом, мне не греет сердце, когда неудачники изгоняются из квартир, собираются в мелкие и не очень мелкие банды (те, кто выжил). Я не хочу (т. е. не хотел бы) платить кому-то, чтобы их отстреливали, не хочу строить колючую проволоку вокруг своего дома и всякие кодовые замки на дверях, тем более, что их все равно выламывают, опасаться террористов - в общем, жить как "нормальный" человек Третьего мира (и это еще не худший случай).
Ведь из Третьего мира массового пути, государственного, общественного в Первый мир нет - только индивидуальный (эмиграция).
P.S. Уважаемый Билл, можно у Вас спросить - почему Вы пишете "типа новый русский", "типа предприниматель". Это "типа" означает "как бы", "quasi", или это просто современное слово-паразит? Если первое, то кто же Вы на самом деле?