От Александр Ответить на сообщение
К А.Б. Ответить по почте
Дата 15.07.2000 02:38:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

А ведь так красиво про "метлу" писал!

Чем ортодоксальных коммунистов считить трудиться...
Толстой ему "добрый барин"! Для кого писаны "Плодотворные ошибки...?"
"Ленин тщательно удаляет из рассуждений фактор культуры, лирику. Но превращение
рабочей силы в товар, то есть обезличенную меновую стоимость, - огромное изменение
именно в культуре, в антропологии, в представлении о человеке. Это прекрасно видно из
приведенного Лениным рассказа о том, как эксплуатируют батраков немцы-колонисты -
"оттого по истощенному виду так легко узнать работавших у немцев-колонистов" - таких
даже не нанимали в батраки, настолько они были обессилены (с. 241). А у русских
крестьян при переписях записывали батраков как членов семьи, что внесло немало
путаницы (думаю, и в бюджеты дворов, которые использовал Ленин). По тому что, по
мнению крестьян, все, кто питается из одного котла, - члены семьи. Член семьи - не товар, а нечто иное
Сегодня более убедительной надо считать теоретическую концепцию, которая представляет русскую революцию как начало мировой войны крестьянских войн, вызванных именно сопротивлением крестьянского традиционного общества против разрушающего воздействия капитализма (против "раскрестьянивания"). В колыбели капитализма, Западной Европе, эти "антибуржуазные" революции потерпели поражение, а на периферии - победили или оказали огромное влияние на ход истории. Это революции в России, Китае, Мексике, Индонезии, Вьетнаме и Алжире
......
При этом Ленин не говорит здесь об униженных и оскорбленных, о раздавленных
колесницей капитализма, об "одичалом земледельце" - он говорит о крестьянстве в
целом: "Толстой велик, как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у
миллионов русского крестьянства ко времени наступления буржуазной революции в
России. Толстой оригинален, ибо совокупность его взглядов, взятых как целое, выражает
как раз особенности нашей революции, как крестьянской буржуазной революции" .
Чтобы не вступать в конфликт с системой взглядов русского марксизма, которую сам же
он укреплял в своем труде 1899 года, Ленин говорит лишь об "особенности" нашей
революции, но выделяет слово "крестьянс кая". На деле речь шла не об особенностях, а о совмещении во времени двух разно, а в главных вопросах и противоположно
направленных революциях - буржуазной и крестьянской, глубоко анти буржуазной. Можно даже сказать, что крестьянская революция более антибуржуазна, нежели пролетарская, ибо крестьянство и капитализм несовместимы, а капитал и труд пролетария - лишь конкуренты на рынке.
.....
Столь же осторожно, но существенно развивает Ленин мысль об антибуржуазном
характере крестьянской революции. В 1910 году он пишет в связи со смертью Л. Н.
Толстого: "Его непреклонное отрицание частной поземельной собственности передает
психологию крестьянской массы... Его непрестанное обличение капитализма передает весь ужас патриархального крестьянства, на которое стал надвигаться новый, невидимый, непонятный враг, идущий откуда-то из города или откуда-то из-за границы,
разрушающий все "устои" деревенского быта, несущий с собою невиданное разорение,
нищету, голодную смерть, одичание, проституцию, сифилис...".
Здесь уже и речи нет о прогрессивном влиянии капитализма, устраняющем "азиатчину" из русской деревни. Наоборот, капитализм несет в нее одичание и невиданное разорение. Нет здесь и следа старой догмы о свершившемся разделе нии крестьян на буржуазию и пролетариат. Это - полное отрицание старого тезиса, что общинное крестьянство - опора капитализма. Капитализм - враг крестьянства в целом. И в ходе революции (как в 1905-1907-м, так и летом 1917-го) не бедные крестьяне ("пролетарии") громили "крестьянскую буржуазию", а крестьянская община приговаривала к сожжению избы, а то и целые деревни соседей, изменивших общему решению схода1.
И именно по вопросу о крестьянстве стала все более и более проходить линия,
разделяющая большевиков и меньшевиков, которые все сильнее тяготели к блоку с
западниками-кадетами. И вопрос, по сути, стоял так же, как был поставлен в двух
Нобелевских комитетах (по литературе и по премиям мира), которые отказали в
присуждении премий Льву Толстому - самому крупному мировому писателю того времени
и первому всемирно известному философу ненасилия. Запад не мог дать Толстому
премию, ибо он "отстаивал ценности крестьянской цивилизации" в борьбе с наступлением
капитализма." www.chat.ru/~skaramurza/ns10_99k-m.html
И "Проект Ленина Путь к обрыву или спасению?"
"Русская революция - огромный катаклизм, катастрофа
всемирного масштаба. Она вызревала около века, и нелепо
обвинять в ней конкретного человека. Более того, она была
лишь звеном во всемирной цепи революций, которые с начала
века прокатились по странам крестьянской цивилизации: Китай,
Мексика, Россия, Индонезия, последние - Вьетнам, Алжир, Куба.
Их главный мотив - предотвратить разрушающее крестьянскую
общину внедрение капитализма.
.....
Февральская революция - революция западников, и главный ее
смысл был в расчистке поля для финансово-торгового капитала.
Это была первая "революция чубайсов и гайдаров", хотя
социалистические лозунги выкрикивались обильно.
М.М.Пришкин записал в дневнике 11 марта: "Евреи-банкиры
радуются, плачут - смеяться они, как вообще евреи, не могут, но
плачут - если бы они думали, что будет торжество социалистов,
то чего бы им радоваться?".
.....
Гражданская война была "войной Февраля с Октябрем", должны
же мы наконец усвоить эту важнейшую для всей нашей темы
мысль! Ведь Россия уже не стояла перед выбором:
"православие, самодержавие, народность" - или "коммунизм,
Советы, братство трудящихся". Первый вариант уже исчез, и
против большевиков стояли березовские и собчаки начала века
вместе с кровавым мясником Б.Савинковым. Большевики, как
вскоре показала сама жизнь, выступили как реставраторы,
возродители убитой Февралем Российской империи - хотя и под
другой оболочкой. Это в разные сроки было признано
противниками большевиков, включая В.Шульгина и даже
Деникина. В Белой армии монархисты, очень немногочисленные
среди офицеров-разночинцев, были почти в подполье - и всегда
под надзором контрразведки. " www.chat.ru/~skaramurza/verdug.html