От Durga Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов)
Дата 29.09.2005 19:04:28 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Как Косыгин реформировал соцэкономику

Привет
Как Косыгин реформировал соцэкономику
http://admiral.delfi.ee/index.php?id=20544

Косыгин руководил советской экономикой 16 лет
40 лет назад была предпринята первая попытка реформировать советскую экономику. 27 сентября 1965 года, заслушав доклад премьера Алексея Косыгина, Пленум ЦК КПСС одобрил предложенные им новые принципы управления хозяйством.

В октябре 1964-го был отстранен от власти Никита Хрущев. Одним из главных обвинений в его адрес был "волюнтаризм в экономике".

Почти через год преемники сформулировали свою концепцию. В чем она состояла?

Во-первых, сокращалось число спускаемых предприятиям сверху плановых показателей.

Во-вторых, им впервые разрешили при условии выполнения плана оставлять себе часть прибыли, хотя и небольшую, и использовать ее на премии и "тринадцатые зарплаты", строительство жилья и отдых работников.

В-третьих, государство в принципе согласилось с тем, что цена товара должна обеспечивать предприятию рентабельность. Административное ценообразование сохранялось, но все-таки ценовые перекосы и плановая убыточность стали рассматриваться как исключение.

В-четвертых, упразднялись совнархозы и восстанавливались отраслевые министерства.

По сути, речь шла о том, чтобы впервые после отмены НЭПа материально заинтересовать предприятия в результатах работы.

В основе сталинской экономики лежали подневольный труд и контроль за выполнением заданий. Материальная заинтересованность в форме сдельщины существовала на уровне отдельного рабочего, но для предприятий не предусматривалось ни экономических стимулов, ни хозяйственной самостоятельности и инициативы.

История вопроса

Предложения Либермана, и без того половинчатые, стали воплощаться в жизнь в сильно усеченном виде

В основу реформы были положены идеи харьковского профессора Евсея Либермана, которой еще в 1962 году напечатал в "Правде" знаменитую статью "План, прибыль, премия". Он предлагал разрешить предприятиям самим определять покупателей и поставщиков, устанавливать договорные цены, а прибыль расходовать на развитие производства и стимулирование коллектива.

И Хрущев, и Брежнев отнеслись к этим мыслям, по крайней мере, с интересом. Однако нашлись и могущественные противники.

"На кой черт нам эта реформа?" - заявил на заседании политбюро Председатель Президиума Верховного Совета Николай Подгорный. Секретарь ЦК Андрей Кириленко прославился фразой, сказанной на встрече с итальянскими коммунистами: "Работать лучше надо, вот и вся реформа!".

В результате предложения Либермана, и без того половинчатые, стали воплощаться в жизнь в сильно усеченном виде.

В изданном по итогам сентябрьского пленума постановлении ЦК и Совмина "О совершенствовании хозяйственного механизма" не говорилось ни о свободном ценообразовании, ни о праве предприятий самостоятельно менять ассортимент продукции и устанавливать хозяйственные связи.

Создавать новые мощности по-прежнему было можно только по указанию сверху. Вместо торговли сырьем, материалами и оборудованием сохранялось фондовое распределение.

Советская промышленность продолжала выпускать не то, что требовал рынок, а то, что велели директивные органы. Без конкуренции и банкротства убыточных предприятий не удалось решить проблемы эффективности и качества.

Новая психология

Мысли о том, что зарабатывать прибыль - хорошо, что мотором экономики являются материальные стимулы, а не приказы и призывы, постепенно овладевали умами всех - от рабочего до министра

Однако даже такая реформа позитивно сказалась на советской экономике. Благодаря новым стимулам на несколько лет ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка считалась удачной. На прилавках появилось больше потребительских товаров.

Реформа изменила не только экономику, но и общественную психологию.

Возникли инициативные хозяйственники, ухитрявшиеся развивать производство в обход инструкций и не забывавшие при этом себя. Партийные власти, в зависимости от настроения, то объявляли таких "маяками", то отдавали под суд.

Директоры получили возможность торговаться с вышестоящими органами о цене на свою продукцию и о снижении планов, деликатно именовавшемся "корректировкой" - чтобы не лишиться отчислений от прибыли.

На смену жесткой, как палка, сталинской вертикали пришла сложная система квазирыночных отношений эпохи позднего социализма, в которой каждый участник имел свой интерес.

Мысли о том, что зарабатывать прибыль - хорошо, что мотором экономики являются материальные стимулы, а не приказы и призывы, постепенно овладевали умами всех - от рабочего до министра.

Журналист Дмитрий Травин заметил, что отечественную экономическую историю можно описать одной фразой: Косыгин дал мечту о деньгах, Горбачев - сами деньги, а Ельцин - товары, которые можно на них купить.

Результаты могли бы быть больше, если бы за первыми шагами последовали дальнейшие. Но тут случилась "пражская весна". Центральным пунктом программы лидера ее экономического блока Отто Шика являлось как раз расширение самостоятельности государственных предприятий вплоть до превращения в полноценные хозяйствующие субъекты.

Советское руководство испугалось тлетворного ревизионизма и принялось закручивать гайки.

На само слово "реформа" был наложен негласный запрет, продолжавшийся до смерти Брежнева.

Положенная предприятиям доля прибыли стала зачисляться на безналичные счета, тратить с которых можно было лишь с разрешения государственных органов. Обналичивать эти счета разрешили только при Горбачеве.

Историки считают, что сыграл свою роль и личный фактор. Брежнев не желал роста влияния и популярности Косыгина. Не помогали и заверения премьера, что он "не политик, а инженер". Одно то, что реформу все называли "косыгинской", настраивало генсека против нее.

Судьба реформатора

Его записная книжка была полна данных, которые никогда не стал бы держать на личном контроле премьер страны с рыночной экономикой

Алексей Николаевич Косыгин руководил советской экономикой ровно 16 лет. По свидетельствам близко знавших его людей, он искренне хотел повысить народное благосостояние, но оставался хозяйственником сталинской выучки, верившим главным образом в административные методы.

Будучи уже весьма немолодым и нездоровым человеком, он постоянно разъезжал по стране, контролировал и давал указания. Его записная книжка была полна данных, которые никогда не стал бы держать на личном контроле премьер страны с рыночной экономикой.

Бывший инженер-текстильщик, Косыгин по старой памяти уделял больше внимания легкой промышленности, чем его коллеги. Во многом благодаря ему на советских дорогах появились "Жигули", а люди попробовали пепси-колу.

Косыгин был главным поборником ускоренного развития нефтегазовой отрасли и экспорта энергоносителей. Он выступал против вложения новых и новых миллиардов в неэффективное советское сельское хозяйство и открыто говорил, что с экономической точки зрения выгодней закупать продовольствие на Западе.

В последние годы жизни он с ностальгией вспоминал НЭП и поручал своему аппарату готовить предложения по развитию потребкооперации.

В политических вопросах Косыгин был консерватором. Когда решалась судьба Солженицына, он оказался радикальнее Андропова и настаивал на том, чтобы вместо высылки за границу дать писателю лагерный срок.

Дела соседские

Советский Союз нес на себе основное бремя гонки вооружений и конфронтации с Западом. Мобилизационная экономика не располагала к свободе

Проблема повышения эффективности плановой экономики стояла не только перед СССР, но и перед восточноевропейскими странами.

Самая известная попытка такого рода - "гуляшный социализм" Яноша Кадара. В Венгрии перевели на полный хозрасчет государственные предприятия, разрешили кооперативы и индивидуальную трудовую деятельность. Реформы Горбачева в основном заимствовали венгерский опыт.

Экономическая либерализация сопровождалась политическими послаблениями. В Будапеште выступала группа Queen и вообще разрешалось многое, что в остальных соцстранах было категорически запрещено.

В Польше пришедший в 1956 году к власти Владислав Гомулка отменил коллективизацию и вернул землю крестьянам.

В Югославии допускался даже наемный труд в частном секторе, что с точки зрения марксизма-ленинизма было вопиющей ересью. Граждане могли работать за границей и иметь твердую валюту. В СССР Югославию формально относили к социалистическому содружеству, но по всем практическим вопросам рассматривали как капиталистическую страну.

Почему Советский Союз не пошел венгерским или югославским путем?

В Восточной Европе принесенные на советских штыках коммунистические идеи были чужды подавляющему большинству. В России революция произошла в силу внутренних причин, и советские ценности пользовались (да и сегодня пользуются) существенной поддержкой.

Советский Союз нес на себе основное бремя гонки вооружений и конфронтации с Западом. Мобилизационная экономика не располагала к свободе. Можно спорить, насколько такая политика отвечала интересам народа, но иной тогдашние лидеры не мыслили.

Наконец, казавшиеся неисчерпаемыми нефтяные богатства создавали иллюзию, будто можно неплохо прожить, ничего не меняя.