Европейский суд по правам человека решил, что российские власти виновны в нарушении международной конвенции по правам человека во время военных операций в Чечне в 1999-2000 годах.
Страсбургский суд принял решение по первым шести искам жителей Чечни, требовавшим от российских властей возмещения материального и морального ущерба за гибель и исчезновение родственников, внесудебные казни и утрату имущества.
Суд удовлетворил претензии заявителей и решил, что Россия должна выплатить им в общей сложности 135,7 тыс. евро (179 тыс. долларов). При этом решение семи судей, в числе которых был один россиянин, относительно нарушения властями Европейской конвенции по правам человека было единогласным.
Правда, по одному из дел двое судей, в том числе представитель России, выразил особое мнение.
Уполномоченный представитель российских властей в Европейском суде Павел Лаптев не исключил, что постановления суда будут опротестованы в его Большой палате. Подобный протест может быть внесен в течение трех месяцев.
Шесть исков жителей Чечни касаются событий на территории этой республики во время силовой операции против чеченских сепаратистов. Они были поданы еще в 2000 году, и с тех прошли все этапы судебного разбирательства.
Обстрел беженцев
В одном из исков жители Грозного Магомед Хашиев и Роза Акаева жалуются, что их сестра, братья и два племянника были без суда казнены российскими солдатами в конце января 2000 года.
В Европейский суд направлено уже около 120 жалоб жителей Чечни
В другом иске грозненцы Медка Исаева, Зина Юсупова и Либкан Базаева утверждают, что российские войска разбомбили колонну беженцев, которые выходили из города в октябре 1999 года. В результате Исаева была ранена, а двое ее детей и невестка погибли. Юсупова получила ранения, а имущество семьи Базаевых было уничтожено.
Российские власти в течение нескольких лет вели уголовное дело, открытое по факту этой бомбардировки, но в 2004 году оно было закрыто: действия летчиков признали обоснованными, поскольку их, согласно решению суда, обстреливали с земли.
В своем решении Европейский суд допустил, что военные преследовали легитимную цель, однако "отказался признать, что операция 29 октября 1999 года была спланирована и проведена с должной степенью заботы о жизни гражданского населения".
"Военные применяли чрезвычайно мощное оружие: в соответствии с выводами уголовного дела, были выпущены 12 неуправляемых ракет класса "земля-воздух" С-24. При взрыве каждая ракета образует несколько тысяч осколков с радиусом поражения более 300 метров. Таким образом жизнь любого, кто находился в этот момент на данном участке дороги, подверглись смертельной опасности", - сказано в решении суда.
Фугасная бомбардировка
Кроме того, суд признал несоответствующей международным нормам еще одну операцию российских войск в районе чеченского села Катыр-Юрт, которая стала предметом иска Зары Исаевой. В результате бомбардировки села погибли ее сын и три племянницы.
Конфликт в Чечне до неузнаваемости изменил жизь сотен тысяч людей
В России уголовное дело по этому факту было закрыто, и власти сочли обоснованными действия военных в ситуации, когда село было захвачено боевиками.
Однако Европейский суд обвинил федеральные силы в том, что они не обеспечили защиту мирного населения, и использовали фугасные бомбы с радиусом поражения более километра. При этом ни военное, ни чрезвычайное положение в Чечне объявлено не было.
"Применение такого оружия в населенной местности, не во время войны и без предварительной эвакуации гражданского населения, никак не сочетается с той степенью осмотрительности, которую должен выказывать правоохранительный орган в демократическом обществе", - сказано в решении суда.
Вынося решения по шести искам жителей Чечни, суд в Страсбурге также принял во внимание, что российские власти во многих случаях отказывались предоставить все требуемые документы.
Всего жители Чечни подали в Европейский суд по правам человека около 120 жалоб, которые находятся на разной степени рассмотрения.
Россия признает юрисдикцию страсбургского суда со дня вступления в Совет Европы в 1996 году.