От Антон Совет Ответить на сообщение
К Антон Совет
Дата 04.03.2005 12:56:04 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Идеология; Программа; Версия для печати

6П.17: Контроль или бесконтролье?!

Начато: 04.03.2005 7:44

Высказывание Мирона не давало мне покоя всю ночь! (Лучше бы это делала женщина. Но за неимением оной приходится довольствоваться идеями.)

Причина моего беспокойства в том, что убеждение М-а, как я уже говорил в предыдущей порции 6-го продолжения, кровно связано с главными, животрепещущими проблемами внедрения новой системы распределения по труду. Это убеждение, если последовательно его прорабатывать приводит к таким глубинам, что дух захватывает, когда туда заглядываешь.

Но что поделаешь? Нужно нырять в эти глубины, чтобы разобраться в том, что находится на вершинах гор, образующих эти глубины. Нужно прыгать, нельзя бояться. И в первую очередь нужно разобраться с самим понятием сознательности.

1. ЧТО ЕСТЬ СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ?

Когда Мирон говорит о сознательности, то он имеет в виду такое свойство сознания человека, которое дает ему возможность поступать свободно, только по собственному разумению, без внешнего принуждения, давления или манипуляций вроде гипноза или зомбирования.

Если взять более конкретно это высказывание, то оно относится именно к труду. Мирон говорит о труде, о работе человека, о том, что человек не будет работать, если над ним не будет висеть угроза наказания. И эта конкретизация нам очень нужна. Потому, что главный предмет рассмотрения – это новая система распределения по ТРУДУ. Система, которая неразрывно связана с трудом, базой которой является труд. Как нечто главное.

Так как Мирон не уточняет, какое именно наказание он имеет в виду, то можно предположить, что он имеет в виду далеко не моральные наказания. Скорее всего, он мыслит традиционно. Он в виде наказания видит, прежде всего, увольнение с работы, уменьшение заработка, тюремное заключение, если дело касается социализма. Короче, те наказания, которые представляют собой некоторые физические воздействия на человека, вернее, такие воздействия на его состояние, которые делают это состояние неприятным для человека. Наказание – это перевод другим субъектом данного человека в нежелательное для него состояние. Причем, в качестве наказывающего субъекта может выступать и частный собственник, и государство в лице карательных органов. Как это было в Союзе. Это неважно.

Важно то, что в СОЗНАНИИ человека есть знание о том, что возможно для него такое и такое наказание, если он не будет действовать таким-то и таким-то образом. То есть, в принципе, человек и в данном случае действует ПО СОЗНАНИЮ. По сознанию того положения, в котором он находится. Ибо он не автомат, не робот. Он сам осознает положение дел и сам решает, что нужно выполнять требования других субъектов, чтобы не попасть в неприятное для себя положение.

Но такое поведение мы не называем сознательным. И именно потому, что причины, направляющие индивида по определенному пути создаются НЕ ИМ, не сам человек ставит себе такие условия. Будь его воля, он бы никогда наказание себе не придумал. И не работал бы, лежа, как тот негр, под пальмой.

Сознательным же мы называем такое поведение личности, когда она только под воздействием собственных размышлений, только под воздействием моральных норм, вложенных в нее окружающими или собственными усилиями, поступает так, как это нужно для общества, для других людей. То есть, когда она действует положительно, даже если никаких физических, уголовных или материальных наказаний над ней не висит.

Следовательно, и поведение человека под угрозой наказания, и поведение человека без угрозы наказания – это два типа поведения не зомбированного, не под гипнозом, это два поведения ПО СОЗНАНИЮ. Просто, СОЗНАТЕЛЬНЫМ мы называем такое поведение, у которого ДРУГИЕ причины, по сравнению с поведением под угрозой наказания.

2. БУДУТ ЛИ НАКАЗАНИЯ В НОВОЙ СИСТЕМЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ?

Странно, почему-то люди думают, что если предложить работнику самому определять свое вознаграждение, то тут же сразу исчезнут все виды наказания. Вроде бы он сразу окажется в безвоздушном пространстве, в вакууме.

А между тем, это далеко не так. Все старые рычаги воздействия на нерадивого работника остаются. Или почти все. Но НЕ НА НИХ делается теперь главный упор. Не на них делается главная ставка в деле стимулирования высокоэффективного труда, труда по совести.

Критики системы самооценки не видят того, что к главным элементам новой системы относится не одна только оценка человеком своего труда, но и оценка этого труда со стороны других членов трудового коллектива. Они не видят того, что в дело включается ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ. А сила общественного мнения настолько велика, что с ним мало что может сравниться. Подавляющее большинство людей является жалким рабом этого мнения. Даже не осознавая этого факта.

Это мнение настолько органично жизни человеческого общества, оно настолько всюдупроникающе, что люди его по большей части и не замечают. Как воздух, которым они дышат. Не замечают, но это не значит, что не подчиняются ему. Отнюдь.

Итак, в новой системе включаются в дело два мощнейших принуждающих фактора – совесть самого работника и общественное мнение трудового коллектива. То есть, мораль этого коллектива, совесть его. Совесть других людей, но уже направленная не на себя, а на другого человека.

И естественно ожидать, что работник, который предъявляет на работе себе определенные требования, будет и к другим предъявлять то же самое. Чтобы не было двойной морали, чтобы не было разрыва в сознании и связанных с ним мук совести. Нечистой совести.

Многие считаю, что эти вещи гораздо слабее, чем страх голода, холода или тюремного наказания. Но так считают только люди, у которых мораль находится на низком уровне развития. Для людей же с высокоразвитой нравственностью не страшны ни голод, ни холод, ни другие страдания. Для них самое страшное – это муки совести, это осуждение со стороны тех людей, мнение которых они уважают, мнения которых они считают истинными. Это настолько существенно для таких людей, что некоторые идут на самоубийство, не в силах совладать с этими муками.

3. ОГРАНИЧЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

04.03.2005 13:01
Не окончено